Все в наших руках. Программа для работы с особенными детьми

Программа "Все в наших руках"  предназначена для работы с особыми подростками. Цель. Помочь подростку разобраться в личностных особенностях своего «Я». Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные): Образовательная: Познакомить обучающихся с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Развивающая: Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. Воспитательная: Способствовать формированию у обучающихся навыков самопознания, рефлексии. Стимулирование учебной ...   Методы и технологии обучения, формы организации учебного процесса: ·       Здоровьесберегающие технологии – «Гимнастика для мозга» (Р. Захарова, И. Чупаха). ·       Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся – коммуникативное обучение Е.И. Пассова, игровые технологии. ·        Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения – групповые и коллективные способы обучения И.Д. Первин, В.К. Дьяченко. ·       Технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений – личностно-ориентированные технологии.  Формы  работы: индивидуальная, групповая.         
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по работе с детьми группы риска

«Все в наших руках»



Автор - составитель

Гладкова Н.В.

Пояснительная записка

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания. Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Взаимное сотрудничество с коллегами позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Цель программы. Адаптация учащихся школы, поведение в социуме. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

Задачи программы

1. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

2. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Методы и технологии обучения, формы организации учебного процесса:

  • Здоровьесберегающие технологии - «Гимнастика для мозга» (Р. Захарова, И. Чупаха).

  • Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся - коммуникативное обучение Е.И. Пассова, игровые технологии.

  • Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения - групповые и коллективные способы обучения И.Д. Первин, В.К. Дьяченко.

  • Технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений - личностно-ориентированные технологии.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Универсальные учебные действия и социальный опыт:

- учебная (образовательная) компетентность: производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу; самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев.

-компетентность взаимодействия (коммуникации): использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися; инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; различать оценку действия и оценку личности; договариваться и приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;

-информационная компетентность: формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации; проводить самостоятельные наблюдения; формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации.

Социальный опыт. Владеть развитыми формами игровой деятельности; удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы; организовывать рабочее место, планировать работу.

Содержание

Занятие 1. Знакомство

Цель: Формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей, способствование осознанию себя, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

Разминка.

Упражнение 1. «Ассоциации с встречей».

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы … собака».

Каждый из участников по кругу делятся своими вариантами представленных встреч. Данное упражнение является диагностичным т.к. есть возможность увидеть адекватность самооценки, проекцию страхов, тревожности, вероятных неудач негативного отношения к будущему.

Упражнение 2.

Основная часть.

«Как тебя называть».

Участникам предлагается представиться: назвать свое имя, рассказать нравиться ли оно, и сказать каким именем ему хотелось бы, чтобы его называли в группе.

Многие подростки часто не довольны тем, как их обычно называют. Они предпочитают, чтобы в группе их называли полными именами или другим именем.

Упражнение 3. «Рисую себя».

Участникам предоставляется бумага разного формата и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т.д.

Сейчас я предлагаю нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животным, схематично, цветом, коллажом или так как вам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. Каждый может показать другим свой рисунок и рассказать о нем.

Консультанту надо иметь в виду, что подростки часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалили их рисунок, «оценил на отлично». Консультант при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему и главное, что участники изобразили себя.

Упражнение 4. Принцип.

Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу…», «Я могу…», «Я буду…» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно блокирует действие, препятствует ему.

Мы начнем с того, что выясним, что именно вы хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград - от простого неумения думать о себе до внутренних конфликтов и проблем, настолько глубоко спрятанных в глубине нас, что мы их не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающиеся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим. Существует также некоторый цензор, проверяющий все, что вы хотите сказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это невозможно…Не говори глупостей… Все будут над тобой смеяться…»

Расслабление.

Любая проблема, любая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг, чем важнее для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше напряжение, тем труднее решить проблему, чем труднее решить , тем… И так далее. Поэтому очень важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете сильное напряжение.

Изо всех сил напрягите сразу все мышцы.

Сохраняйте это напряжение, мысленно считая до 20. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение.

Пусть ваше тело обмякнет.

Откиньтесь на спинку стула или дивана и посидите несколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно.

Вы сами почувствуете, как вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через 2-3 минуты. Не принуждайте себя.

Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» - и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос.

Не напрягаясь, пишите все, что взбредет в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, на подавляйте движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее, ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.

Обсуждение самочувствия участников во время расслабления.

Рефлексия.

Упражнение 5. «Аплодисменты по кругу».

«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а потом становятся все сильнее и сильнее».

Консультант начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует вся группа.

Занятие № 2. Кто Я?!

Цель: знакомство с чертами личности как первичными так и вторичными, стремление к самопознанию, саморазвитию.

Упражнение 1. «Пожелания».

«Встаньте в круг. Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно одно в слово. Вы бросаете мяч кому-либо и одномоментно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение 2. «Двадцать Я».

Это упражнение особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытия и доверия. Для консультанта это упражнение является диагностическим. Каждому члену группы даются карандаш и бумага.

«Двадцать раз ответьте кто я, какой я». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»…. Если вы уже закончили, приколите листок бумаги себе на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходить к другим участникам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у остальных. Когда я скомандую «стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и поговорить друг с другом о своих ответах».

Упражнение 3. «Хорошо или плохо».

Консультант выбирает какое - либо качество. Это может быть то качество, которое называли чаще других, или более актуальное в этой группе; Каждый из участников по кругу высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник начинает свое высказывание со слов: «хорошо быть потому что . . .», а следующий начинает со слов: «плохо быть потому что . . .», и т.д. попеременно. Проводится в два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную и отрицательную сторону качества.

Консультант помогает и поддерживает участников в поиске позитивной и негативной сторон качества, привлекает их активному обсуждению и поддержке друг друга.

Упражнение 4. «Какие мы?».

Все члены группы садятся в круг и получают от консультанта по листу бумаги. каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую сторону отмечают сверху знаком «+», правую «-». Под знаком «+» перечисляем: название любимого животного, блюда, название книги, любимое время года, каким образом легче всего доставить участнику удовольствие, и т.п.

В правой части листа под знаком «-» каждый называет нелюбимый цвет и т.д.

Консультант участвует вместе со всеми: читает вслух название каждого пункта и пишет свои ответы. После этого проводится знакомство с ответами и их обсуждение.

Упражнение 5. «Подарок».

Участники встают в круг.

«Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-либо предмет (мороженое, ёжика, гирю, цветок, и т.п.) и передают ему своему соседу справа».

Занятие №3. Навыки принятия критики.

Цель: Обучение конкретным социальным навыкам.

Упражнение 1. «Начало беседы».

«Каждому из вас приходится использовать этот хотя бы раз в день. Давайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Правильное начало разговора поможет вам в его конце добиться того, чего вы хотите, и расстаться с собеседником так, что вы оба останетесь довольны».

Шаги упражнения.

1.Поздоровайся с собеседником (часто для этого следует выбрать правильное место и время).

2.Поговори о чем-нибудь нейтральном или интересным для собеседника, чтобы втянуть его в разговор.

  1. Реши слушает ли он тебя (смотрит он на тебя или в сторону, кивает ли головой , говорит ли «м- м, да- да».

  2. Перейди к главной теме.

Самым трудным для подростков является выполнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровавшись, они сразу переходят к главной проблеме, забывая сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.

Примеры ситуаций: договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпроситься у родителей на дискотеку; познакомиться с новым человеком; договориться с учителем и пропустить урок.

Упражнение 2. « Волшебный щит».

В качестве первого шага обучения навыку принятия критики можно провести маленькое упражнение. « Давайте надуемся как автомобильные шины…. надуваемся…. Надуваемся …до конца, чтоб появилось желание сдуться, пока мы не лопнули. Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадает в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если в ответ на критику выставите перед собой волшебный щит - зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?».

Упражнение 3. Принятие критики.

Человек, неумеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить.

Шаги упражнения:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.

2.Попроси разъяснения - «Что вы имеете в иду?». При этом оставайся спокойным, желательно повтори фразу, по поводу которой требуется разъяснения.

3.Отметь реакцию партнера.

4. Скажи, с чем согласен, а с чем - нет, и почему. При этом чувствовать себя спокойно и свободно.

«Услышав критику в свой адрес, нелегко оставаться и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. Важно признать факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенными. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удается правильно принять критику. С чем-то из сказанного я соглашаюсь, а с чем-то нет».

Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради, друг называет жадным.

Упражнение 4. Я подарок для человечества.

«Каждый человек - это уникальное существо. И верить в свою исключительность надо любому из нас. Подумайте в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для общества. Аргументируйте свое утверждение, например: я подарок для человечества, потому что я…».

Упражнение 5. Моя вселенная.

Каждый участник рисует на листе бумаги солнце и в центре солнечного круга пишет крупную букву «Я». Затем от этого «Я» - центра своей вселенной - надо прочертить линии к звездам и планетам:

  • Мое любимое занятие…

  • Мой любимый цвет…

  • Мое любимое животное…

  • Мой лучший друг…

  • Мой любимый звук…

  • Мой любимый запах…

  • Моя любимая игра…

  • Моя любимая одежда…

  • Моя любимая музыка…

  • Что я больше всего на свете люблю делать…

  • Лучше всего я умею…

  • Я знаю, что смогу…

  • Я уверен в себе потому, что…

Консультант говорит, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям было радостнее и веселее жить.

Занятие № 4. Значимые люди.

Цель занятия: научить уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им, находить положительные стороны личности.

Разминка.

Упражнение 1. Я и мир вокруг меня.

С помощью этого упражнения участники группы пытаются осознать значимую сферу своего окружения, прояснения своих взаимоотношений с окружающим миром.

«Возьмите лист бумаги. Рисуйте оставляя середину листа чистой. Нарисуйте то, что вас в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать - ваш социальный мир. Нарисовали? А теперь в центре нарисуйте себя.

Расскажите о своем рисунке. Нравится ли тебе свой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К чему из изображения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Отметьте знаком «+» положительные связи (с кем приятно взаимодействовать), а знаком «-» отрицательные (с кем неприятно взаимодействовать).

Упражнение 2. Приятные слова.

«Начало встречи проведем, приветствуя друг друга, вспоминая индивидуальные особенности партнеров. В дополнение сегодня вам нужно поддержать человека сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает… А дальше вы должны указать, что именно, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник».

Основная часть.

Упражнение3. Значимые люди.

Психолог просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем он постоянно для них общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех.

Психолог тоже делает рисунок.

После того как рисунки сделаны, психолог просит детей по очереди показать рисунки и рассказать при этом об изображенных там людях:

  • кто они;

  • чем значимы для подростка, чем дороги;

  • так же ли они дороги, как и раньше, если речь идет о прошлом;

  • хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Упражнение 4. Слепой и поводырь.

Группа разбивается на пары.

Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза рукой, а другой - провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого.

Обсуждение.

  • Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.

  • Уверенно ли ты себя чувствовал в роли слепца?

  • Было ли желание полностью довериться партнеру?

  • Что вселяло уверенность?

Упражнение 5. Объявление.

- Вы знаете, что сегодня большинство газет публикует различные объявления частных лиц, в том числе и желающих, найти друзей, увлеченных тем же хобби.

Действительно, такие объявления помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делятся новостями, радостями.

Попробуйте и вы.

Ваша задача - составить текст газетного объявления с подзаголовком ищу друга. В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?

Не забудьте, что это обращение к живому человеку, найдите искренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички.

Упражнение 6. Идеал.

Каждому подростку предлагается представить свой идеал человека, с которым ему бы хотелось общаться постоянно, который мог бы стать го другом.

Каждый подросток пытается письменно сформулировать черты характера такого человека. Черты характера своего идеала записываются на листе бумаги слева в столбик.

После завершения такой работы листочки пускаются по кругу, и участники стараются дополнить каждую строку именами тех, кто из присутствующих наиболее соответствует сформулированному на строке качеству.

Для подведения результатов каждый берет свою записку, внимательно просматривает записи других участников и подсчитывает, чье имя на странице упоминается большее количество раз. Этот человек, по всеобщей объективной оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.

Упражнение помогает подросткам получить групповую оценку своих качеств и, возможно, открыть что-то новое в других участниках.

Рефлексия.

Упражнение 7. Откровенно говоря.

- Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом, но без предварительной подготовки.

Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой неписано на этой каточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним откровенным! Члены группы будут внимательно слушать вас, и если вдруг почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз.

Примерное содержание надписи на карточках.

«Откровенно говоря, когда я иду в школу…»

«Откровенно говоря, я скучаю когда …..»

«Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…»

«Откровенно говоря, я до сих пор не знаю…»

«Откровенно говоря, мне до сих пор…»

«Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…»

«Откровенно говоря, мне радостно когда…»

«Откровенно говоря, мне очень хочется…»

«Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни…»

«Откровенно говоря, я всей душой ненавижу…»

«Откровенно говоря, когда я вижу красивого парня (девушку) …»

«Откровенно говоря, когда я болею…»

Обратная связь о прошедшем занятии.

Занятие №5. Невербальные проявления уверенности и неуверенности.

Ответственное поведение предполагает осознавание невербальных способов давления и невербальных признаков уверенности.

Упражнение Язык тела (невербальные проявления)

Простое упражнение, выполняя которое участники учатся передавать окружающим позитивные сигналы посредством поз, жестов и прочих невербальных проявлений.

Цели. К концу этого упражнения участники:

  1. Прочувствуют разницу между невербальными проявлениями, вызывающими негативное впечатление со стороны окружающих, и невербальными проявлениями, демонстрирующими позитивный образ «Я».

  2. Получат и предоставят другим членам группы обратную связь относительно их личной эффективности посредством невербальных сигналов.

Метод

Шаг 1: Предварите упражнение короткой лекцией об основных различиях между невербальными проявлениями, воспринимаемыми как пассивные и агрессивные, и проявлениями, производящими впечатление уверенных (см. «Материалы тренера/Раздаточные материалы»).

Шаг 2: Объяснение процедуры проведения первой части упражнения. Участники делятся на группы по три-четыре человека. Им предлагается представить, что они только что вошли в кабинет врача, или были вызваны к начальнику, или приглашены на интервью - в общем, оказались в любой формальной ситуации. Упражнение выполняется по очереди. Сначала непосредственный участник будет сидя демонстрировать негативную реакцию с помощью невербальных знаков. В первую очередь необходимо показать проявления пассивного поведения, занять закрытую позицию. После этого, также сидя, участнику нужно попытаться использовать агрессивные, высокомерные позы и жесты. Коллеги могут включаться в работу, предлагая дополнительные способы невербального поведения, при помощи которых можно выразить пассивность или агрессивность. После этого тот же участник должен принять обычную позу - такую, которая была бы для него естественной в подобной ситуации, - и получить от группы обратную связь о том, какие сообщения передает им такая поза. Наконец, при помощи других членов группы участник (сидя) постарается принять такую позу, которая выглядит расслабленной, открытой, комфортной и уверенной. Каждый член группы проходит все четыре описанные стадии.

Шаг 3: Начните упражнение. Необходимо, чтобы все участники получили возможность потренироваться и получить обратную связь от коллег.

Шаг 4: Получите от группы обратную связь. Предложите участникам высказать свои комментарии и наблюдения. Ответьте на все возникшие вопросы.

Шаг 5: Объясните и проведите вторую часть упражнения. Повторите все упражнение. На этот раз участники будут не сидеть, а стоять. Им потребуется представить, что они оказались в потенциально сложной ситуации - возможно, это разговор с важным клиентом или жалоба в магазине по поводу бракованного товара.

Шаг 6: Когда каждый получил шанс потренировать уверенную позу стоя, соберите всю группу для краткого обсуждения ключевых моментов обучения. Спросите членов группы об их наблюдениях.

Вопросы, которые вы можете использовать:

  1. Какие негативные позы вы обычно принимаете?

  2. Какие позитивные, уверенные сигналы вы обычно посылаете другим?

  3. Как вы можете минимизировать негативные невербальные проявления?

  4. Почему, по вашему мнению, важно посредством языка тела демонстрировать уверенный образ себя?

  5. Чему вы научились во время этого упражнения?

Шаг 7: Подведите итоги и завершите упражнение. Раздайте участникам дидактические материалы. Практикуясь, со временем вы научитесь принимать свободную, уверенную, открытую позу, когда вам это необходимо, независимо от сложности ситуации. Сознательно расслабляя плечи и мышцы лица, держась прямо, при этом не заваливаясь назад, принимая открытую позу, вы подкрепите свою уверенность, что поможет вам эффективно разрешать любую ситуацию.

Материалы тренера/раздаточные материалы

Наивно ожидать, что каждый человек всегда будет сидеть или стоять в уверенной позе. Мы все можем тяжело плюхаться на диван перед телевизором или, откинувшись назад, принимать супероткрытую позу во время отдыха с друзьями. Это абсолютно нормально и естественно. Данное упражнение направлено на тренировку способности осознания собственных поз, жестов и движений, которые демонстрируют окружающим нервозность, тревогу, раздражение, гнев и т. д., чтобы в ситуациях, требующих уверенного реагирования, мы могли отказаться от их использования.

Если выучить, запомнить и использовать уверенные позы, как сидя, так и стоя, то, при необходимости, будет легко естественным образом принимать их. В процессе тренировки навыка их использования ваша уверенность растет, - становится гораздо проще соответствовать тому образу уверенного человека, который выражается всем вашим видом. Задумайтесь над следующими пунктами.

Поза. Кажетесь ли вы окружающим уверенным и спокойным? Принимаете ли открытые позы? Не демонстрируете ли без необходимости закрытых, зажатых жестов (например, плотно сцепленных рук)? Когда вы сидите или стоите, держитесь ли прямо или сутулитесь? Может быть, ваши плечи напряжены или сгорблены? Скрещиваете ли вы ноги, когда стоите? Равномерно ли распределяется ваш вес на обе ноги, когда вы стоите?

Дистанция. Соблюдаете ли вы определенную дистанцию, общаясь с другим человеком? Бывает ли так, что вы угрожаете чужому личному пространству и даже вторгаетесь в него? Или, наоборот, находитесь слишком далеко от собеседника, чтобы казаться дружелюбным/охотно идущим навстречу/уверенным? Когда вы сидите или стоите, занимаете ли вы равноценное положение относительно другого человека (например, положение, когда один человек находится физически выше другого, может выглядеть как противостояние)?

Расположение в пространстве. Вы взаимодействуете с собеседником на одном уровне (например, оба сидите или оба стоите)? Если вы сидите, ваши стулья имеют сопоставимые дизайн и высоту?

Глаза. Когда вы говорите и слушаете, то поддерживаете необходимый контакт глаз? Выражение ваших глаз можно назвать дружелюбным и расслабленным?

Нижняя часть лица. Когда вы говорите, не выставляете ли вы нижнюю челюсть вперед? Бывает ли так, что вы стучите зубами или крепко сжимаете челюсти? Какое впечатление производит ваш рот? Всегда ли ваша улыбка соответствует ситуации?

Лицо. Ваши лицевые мышцы обычно расслаблены? Вы хмурите брови? Глядите искоса? Смотрите сердито?

Жесты. Движения ваших рук резкие и нервозные? Вы сжимаете кисти в кулаки? Когда вы общаетесь, то часто касаетесь лица руками? У вас есть привычка перебирать мелкие предметы, теребить волосы, авторучки, ювелирные изделия? Вы крепко сжимаете руки и заплетаете одну ногу вокруг другой? Вы переминаетесь с ноги на ногу? Вы позволяете себе барабанить пальцами или притопывать ногой? Вы часто разглядываете собственные пальцы, грызете ногти или стряхиваете воображаемые пылинки со своей одежды?

Межкультурные различия. Помните о культуральных различиях. Эта тема весьма обширна - и чрезвычайно интересна. Одни и те же символы, жесты, позы, невербальные проявления могут нести в себе совершенно разные сообщения для людей, живущих в разных частях мира. Например, длина социально приемлемой индивидуальной дистанции в разных культурах различна. Были выдвинуты предположения и о том, что человек, родившийся и выросший в городе, может иметь меньшую дистанцию до окружающих его людей, чем человек из сельской местности, не испытывая при этом дискомфорта. Аналогичным образом, беседуя, англичане, по-видимому, предпочитают находиться под прямым углом друг к другу. В остальных культурах предпочитают другие положения. Вы положения.

Вы можете заметить, что азиаты менее склонны смотреть прямо в глаза своим визави, чем представители большинства европейских и североамериканских культур. Детей в Азии учат опускать глаза в знак уважения к другому человеку.

Невербальные признаки уверенного поведения

1.Жесты ладонью вниз, перстоуказующие жесты;

2.шпилеобразное расположение ладоней и пальцев рук;

  1. закладывание рук за спину: рука в руке;

  2. закладывание рук за голову,

5.акцентирование больших пальцев рук, закладывание их за ремень и в карманы:

6.руки на бедрах

7. сидение верхом на стуле

8.2/3 времени сосредоточено на лице партнёра:

9.при курении дым вверх выдувается через ноздри, голова- вверх

10. сверх раскрепощенная поза: ноги на столе, ручке креста.

Интересно самим участникам упражнения демонстрировать признаки уверенного и неуверенного поведения. Проиграть диалоги, в которых один выступает в роли «нападающего», а другой, общаясь с ним, меняет свои телесные появления, осознанно добавляя себе уверенности или неуверенности. Рефлексируя опыт упражнения, важно сравнить свои переживания в уверенных и неуверенных позах.

Оценка результатов


Список литературы:

  1. Александров А., Александрова Е. Профилактика курения, наркомании и алкоголизма у детей школьного возраста [Текст] - Тюмень, 2000.

  2. Артюхов А. В., Павлов С.В., Стожаров А.В. Молодежь на крайнем севере [Текст] Екатеринбург, 2000.

  3. Аверин В.А. Психология детей и подростков, 2-е издание[Текст] - СПб.: «Издательство Михайлова В.А.», 1998.

  4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] М.: Академический Проект, 2001.

  5. Баргунов В.П. «Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека» [Текст] - СПб.: Ленинград, 1981

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] - М.: Педагогика- Пресс, 1999.

  7. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика -М.: УРАО, 2000.

  8. Димофф Тимоти, Карпер Стив, Как уберечь детей от наркотиков, - Ридерздайджест, 2002.

  9. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. [Текст] -М.: Просвещение, 1991.

  10. Дольто Ф. На стороне подростка [Текст] - Екатеринбург: У- Фактория. 2004.

  11. Казанцев И.И., Караваева Н.С. Рука в руке (пособие для родителей), Областной наркологический диспансер, Тюмень, 2001.

  12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  13. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / под. ред Петровского А.В. - Ростов- на- Дону: Феникс, 1999.

  14. Корнилова Т.В., Григренко Е.Л. Подростки групп риска. [Текст] СПб.: Питер, 2005.

  15. Прихожан А.М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика[Текст] - М.: Воронеж, 2000.

  16. Столяренко А.М. Психология и педагогика[Текст] - М.: Юнити, 2004.


© 2010-2022