Методическая разработка классного часа Время выбрало нас посвященное воинам интернационалистам в Афганистане

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»




Методическая разработка классного часа Время выбрало нас посвященное воинам интернационалистам в Афганистане


Методическая разработка классного часа Время выбрало нас посвященное воинам интернационалистам в АфганистанеМетодическая разработка классного часа Время выбрало нас посвященное воинам интернационалистам в Афганистане


Авторы:

Ткаченко Н. К.

Светличная Л. С.


п.Венцы

2014г.


Рецензия.


На классный час преподавателей Ткаченко Н. К. Светличной Л. С. , проведенный в группах 282- з/о специальности 111101 «Организация фермерского хозяйства», 281- з специальности 110401 «Зоотехния» проведенный 15.02 2014 года в рамках проведения мероприятий по военно -патриотической и оборонно -массовой работе.

Представленный классный час посвящен годовщине вывода советских войск из Афганистана. Материал данного классного часа содержит информацию о причинах ввода советских войск на территорию Афганистана, о подвиге солдат афганцах, погибших во время проведения войсковых операций в Афганистане.

Классный час направлен на формирование у студентов техникума любви к Родине, преданности и стремлении защитить ее от врагов, чувства долга, положительного отношения к службе в армии.

При подготовке классного часа и преподавателями и студентами была продела огромная работа по сбору информации о земляках, участниках Афганской войны, погибших и ныне живущих. Была проведена подборка стихотворений, авторами которых являются солдаты афганцы. По собранному материалу разработан сценарий, были распределены темы между студентами. На классный час был приглашен участник афганских событий. В ходе мероприятия он поделился с ребятами воспоминаниями о событиях афганской войны. Это не могло не вызвать как у гостей так и у участников мероприятия

Чувства гордости за людей живших и живущих среди нас, их мужество и героизм. При проведении классного часа использовалось музыкальное оформление, демонстрировались слайды, был показан видеоматериал, смонтированный в виде фильма, в котором отражены события войны.

Актуальность предлагаемого классного часа заключается в том, что он реализует концепцию сохранения исторической преемственности поколений. Показывает, как судьбы конкретных людей связаны с данным периодом истории нашей страны. Воспитывает у молодых чувство уважения к историческому прошлому нашей страны, гордости за героизм ветеранов локальных войн.

Предисловие

Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоречивыми тенденциями. Любое общество производит себя через молодое поколение. Молодежь представляет собой будущее страны, а поэтому ее настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально -психологический климат в обществе.

Можно сказать, что молодежь -необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим .Наша молодежь как социально -демографическая группа зависима от социально -экономических и политических отношений общества. Естественно, что она несет в себе все противоречия присущие обществу в целом. В настоящее время проявили себя серьезные отличия у «отцов» и «детей» и в ценностных ориентациях, и в способах коммуникации, а не редко и в образе жизни.

В связи с этим сегодня наиболее актуально стоит вопрос воспитания чувства патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения молодежи в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов.















Методические рекомендации


Для успешного проведения классного часа необходимо провести подготовительные мероприятия: подготовить сценарий классного часа, необходимо провести поиск видеоматериалов ,отражающих события афганской войны, на их основе подготовить презентацию классного часа. Необходимо собрать материалы о земляках афганцах погибших и ныне живущих. Обеспечить мероприятие необходимым оборудованием для демонстрации слайдов. Кроме того необходимо подобрать аудиозаписи необходимых мелодий и песен, стихов . До проведения мероприятия , студентам раздаются слова по сценарию. По возможности на классный час приглашаются ветераны -интернационалисты.

Аудитория украшается в соответствии с тематикой классного часа фотографиями, высказываниями характеризующими мужество и героизм солдат Афганской войны.



План мероприятия


Тема: Время выбрало нас

Цель: воспитание у студентов патриотизма и интернационализма, любви к своему Отечеству;

Воспитание толерантности гуманного отношения к людям других национальностей. Умение сочувствовать, сопереживать;

Выработать у студентов культуру общения, поведения, культуру речи.

Форма проведения: классный час.

Место проведения: аудитория

Время проведения: внеаудиторное

Оборудование: сценарий классного часа, мультимедийная установка для демонстрации фильма, презентации, плакаты для художественного оформления аудитории, цветы для ветеранов .

Сценарий классного часа «Время выбрало нас»(посвящается выводу Советских войск с территории Афганистана»


Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья! Уважаемые гости!

Приглашаем вас на наш классный час посвященный одной очень важной дате в истории нашего государства. Именно в эту дату 15 февраля 1989 года, для тысяч наших сограждан -тех, кто нес воинскую службу за пределами Отечества, выполняя интернациональный долг, закончилась война в Афганистане.

Вам, ветераны яростных сражений,

Чья молодость закалена в бою,

Приносим мы любовь и уваженье,

И светлую признательность свою

За то, что шли сквозь тысячу смертей,

За то, что никогда не забывали

О долге перед Родиной своей!

Демонстрация фильма, сложенного из слайдов и документальных кадров, отражающих события Афганской войны.

Ведущий 2: Тема Афганской войны до сих пор интересует многих историков, политологов. Многие дают ей разные оценки. Но мы не будем касаться этих вопросов.

Сегодня мы поговорим о героизме и подвигах совершенных в Афганистане. Странна должна помнить своих героев, знать свое прошлое, иначе у нее нет будущего.

Что бы понять, почему наши солдаты оказались в Афганистане, давайте узнаем немного об этом государстве. Обратите внимание на карту.

Демонстрация слайда с картой Афганистана и соседствующих с ним государств.

Чтец 1: Афганистан расположен в самом центре Евразии, это позволяет ему играть важную роль в отношениях с соседними регионами. Он является единственным преддверием в Индию и другого нет. Это подтверждает десятилетняя история, Именно через Афганистан шли завоеватели в Индию.

В 1860 - 1880 -х годах Российская империя активно продвигалась на юг, и в этот период завершилось присоединение Средней Азии к России. Это не могло не волновать Британскую империю так же претендовавшую на господство в этом регионе. В связи с этим с начала 19 века между Россией и Британской империей начинается противостояние за контроль над Афганистаном, получившее название «Большая игра».

В этот период складываются современные границы Афганистана, определенные совместными договорами России и Британии.

В 1919 году была провозглашена независимость этого государства и первой этот факт признала Советская Россия, оказавшая Афганистану значительную экономическую и военную помощь. Несмотря на собственное тяжелое положение ( гражданская война, интервенция, разруха) Советская Россия предоставила Кабулу миллион рублей золотом, 5 тысяч винтовок, несколько самолетов.

В 1929 году Красная армия помогла Афганистану в ликвидации британского мятежа. Именно тогда и состоялся первый ввод частей Красной Армии на территорию Афганистана.

В свою очередь Афганистан отплатил Советскому Союзу преданностью в ключевых политических вопросах: помогал в ликвидации басмаческого движения и, несмотря на действия германских и британских агентов влияния, сохранил четкий нейтралитет во время Второй мировой войны.

Чтец 2: Первый республиканский период истории Афганистана характеризуется сильной политической нестабильностью, соперничеством между прокуммунистичнскими и исламскими группировками. Исламисты постоянно поднимали восстания, но все они подавлялись правительственными войсками. Жаркий климат, гористая местность, отсутствие коммуникаций, промышленности, крайне нищее население, повсеместная безграмотность, выработали у народа жгучий темперамент, вспыльчивость, горячность и мстительность. Как гласит пословица «Здесь один раз стреляют, а затем еще сорок лет перестрелка идет»

К началу 80 -х годов 20 века положение Афганистана все усложнялось. Правительства сменяли правительства, и практически всегда это были вооруженные перевороты. Ситуация складывалась таким образом, что дружественное нам государство - превращалось в опасную базу агрессии против тогда еще Советского Союза. Как выражались некоторые западные военные - необходимо «нанести удар в мягкое подъбрющье огромного русского медведя». Угроза со стороны Афганистана нарастала стремительно. Попытки руководства страны провести реформы с целью преодоления отставания страны, наталкивались на сопротивление исламской оппозиции. Еще до введения Советских войск в стране началась гражданская война.

Чтец 3: Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя,

Та память нам не надоела,

Как мыслят некие «друзья»,

Ее события и даты

Огнем вошли в сердца людей.

Еще живут ее солдаты,

Хранители святых идей.

Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС. С просьбой о введении войск к Советскому руководству обратился глава республики Нур Мухаммед Тараки.

Но наше правительство не спешило с вводом войск. Лишь тогда, когда Тараки был убит и на смену ему пришел Хафизула Амин, ярый сторонник разжигания священной войны. Когда возникла угроза смерти наших сограждан в этой стране, это трудное решение было принято.

25 декабря 1979 года в 15 00 по Московскому времени 40 -я армия Туркестанского военного округа вступила на древнюю землю Афгана. Она вошла как гарант стабильности и спокойствия в этой стране.

Новый глава республики Амин выразил благодарность Советскому правительству и отдал распоряжение Ген. Штабу Вооруженных сил Демократической Республики Афганистан об оказании содействия войскам. Однако в желании удержать контролдь над Афганистаном он все больше склонялся к сотрудничеству со странами НАТО.

В связи с этим была проведена спецоперация под кодовым названием «Шторм- 333» по устранению от власти Хафизуллы Амина и 27 декабря 1979 года он был ликвидирован. В этой операции принимал участие специальный батальон, названный «мусульманским». Он состоял из бойцов, тщательно отобранных в войсках Средней Азии - таджиков и узбеков. Основными критериями отбора были -владение языками народов Афганистана и хорошая физическая подготовка. Спецназ блестяще справился с заданием, Дворец Амина был взят за считанные минуты, правительство свергнуто. Во главе государства стал ставленник СССР -чрезвычайно полномочный посол республики Афганистан в Праге Бабрак Кармаль.

Это была первая боевая операция войск специального назначения. А сколько их было потом и в каждой из них молодые 20 летние ребята под руководством своих командиров показывали пример мужества и героизма .

Чтец 1:

Горит звезда над городом Кабулом.

Горит звезда прощальная моя.

Как я хотел, что б Родина вздохнула,

Когда на снег упал в атаке я...

И я лежу, смотрю как остывает

Над минаретом синяя звезда.

Кого то помнят и не забывают,

А нас и знать не будут никогда...

Горит звезда декабрьская, чужая,

А под звездой дымится кровью снег.

И я слезой последней провожаю

Все с чем впервые расстаюсь на век.

Десантник, гвардии ефрейтор Александр Корявин уже после завершения боя внезапно увидел, что в его командира лейтенанта Ивонина целится душманский снайпер. Не раздумывая, Александр Корявин закрыл своего командира от пули. Посмертно Александру Корявину присвоено звание Героя Советского Союза. Разве в тот момент этот молодой человек думал, что совершает подвиг. Нет! Просто он защитил своим телом и душой жизнь своего командира, боевого товарища.

Чтец 4:

Ты не хотел, что б стала я вдовой,

Чтобы с тоской смотрела ночью в небо.

Слезами, умываясь не водой.

Шепча: «Вернись! Давно ты дома не был!»

Хоть ты и слышишь голос мой земной

И хоть ко мне вернуться ты не в праве,

Пусть слышен будет всюду шепот твой,

В журчании ручья и шепоте дубравы.

Прости меня, что стала я вдовой,

Но не горюй любимый мой не надо,

Тебя я помню, значит ты живой,

Моей душе все это как награда

Подразделение под командованием лейтенанта Николая Кузнецова помогало Афганской роте очищать кишлак от банды. Бой разгорелся жестокий. Группа Кузнецова попала в засаду. Необходимо было действовать быстро и решительно. Офицер с несколькими солдатами стал прикрывать отход своего подразделения на новые позиции. Отстреливаясь до конца, Кузнецов взорвал себя последней гранатой. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза -посмертно.

Чтец 5:

По страницам времен

Под победные марши шагали.

Много славных российских имен

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная доблесть героев.

Сегодня мы не можем не вспомнить имена наших земляков, принимавших участие в войсковых операциях, погибших и выживших в этой войне.

Плющ Виктор Николаевич (1966 - 1986)

Сержант, командир мотострелкового отделения п/п2485

За мужество и отвагу награжден двумя орденами Красной звезды.

(Вторым -посмертно).

Плющ Виктор Николаевич родился 1 ноября 1966 года на хуторе Ново -Козловском, Кавказского района Краснодарского Края, русский.

В Вооруженные силы СССР Плющ В. Н был призван 10. 11 1984 году Гулькевичским РВК после окончания средней школы.

В республике Афганистан - с апреля 1985 года За этот период семь раз принимал участие в проведении боевых операций по ликвидации бандформирование мятежников, в ходе которых проявил себя смелым, решительным, мужественным воином.

5мая 1986 года во время проведения засады в районе кишлака Пульхан, действовал в составе 3 -й мотострелковой роты. Находясь в составе передового взвода, одним из первых заметил продвижение противника. Доложив об этом командиру, выдвинулся вперед и занял позицию для ведения огня. В ходе завязавшегося боя взвод поднялся в атаку и был встречен пулеметным огнем. Создалась критическая ситуация. Действуя смело и решительно, используя рельеф местности, сержант Плющ командуя отделением вышел во фланг опорного пункта мятежников. Показывая пример подчиненным, первым поднялся в атаку, увлекая за собой товарищей. Ворвавшись на позицию мятежников, огнем из автомата и броском гранаты уничтожил расчет пулемета врага, чем во многом способствовал продвижению взвода и разгрому банды.

27. 05. 1986 года при выполнении задания погиб.

Чтец 6:

Верность, доблесть, отвага и честь -

Эти качества не напоказ

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас.

Вотяков Сергей Иванович

1960 - 1983

Младший сержант, командир БМП, п/п93992

За мужество и отвагу награжден орденом красной звезды (посмертно)

Вотяков Сергей Иванович родился 7.07. 1960 года в с. Пушкинское Гулькевичского района Краснодарского края, русский.

До призыва в армию работал в колхозе «Прогресс». В Вооруженные силы СССР призван 11.11. 1981 года Гулькевичским РВК.

В республике Афганистан -с апреля 1982 года. В составе 1- го Мото Стрелкового Батальона участвовал в проведении 18 операций по уничтожению бандформирование мятежников, 9 -ти засадах по реализации разведывательных данных.

21. 01. 1983 года при сопровождении колонны автоцистерн с топливом по маршруту Мехтарлам - Джелалабад , боевая машина Вотякова, подорвалась на мине и была обстреляна мятежниками. Тяжелораненый боец Вотяков С. И. , умело используя вооружение боевой машины, подавил огневую точку противника, но сам был вторично ранен, на этот раз смертельно.

Чтец 2:

Сорок дней

Когда в казарму армии особой

Тебя введут смущенный новичок,

Ты эту койку, проходя не трогай ,

У этой койки -свой особый срок.

К ней сорок дней никто не прикоснется,

И поперек простынки номерной,

Горячей лентой наша память льется,

О том, кто нас навек прикрыл собой.

Мы от воронки оттащили кольку,

И он шепнул, бинтов своих белей:»На сорок дней мою оставьте койку...

Хочу я с вами.... эти сорок дней...»

И сорок дней уральские Сереги,

И смуглые ребята из Хивы,

Улыбку оставляют на пороге,

И здесь не поднимают головы.

И сорок дней, как кровь живая,

Та лента поперечная горит,

И сорок дней мы молимся, не зная,

Ни строчки из отеческих молитв.

Страшнее всего было провожать на родину мертвых. Солдаты предпочитали любое боевое задание, но только не это.

Им не забыть «черный тюльпан», цинковый ящик, запах формалина и сосновых досок, черные от крови брезентовые носилки. А самолеты все таскали через перевал свой тягостный груз. Армия теряла людей на дорогах, на минных полях, в инфекционных боксах. Но подчиняясь приказу, она продолжала выполнять боевые задания.

Многие наши земляки смогли пройти свой героический путь, сражаясь в Афганистане, и мы не можем сегодня их не вспомнить и отдать им должное запомнив в наших сердцах их имена:

Шереметов Алексей Алексеевич с. Пушкинское являлся студентом ЗВТ «Венцы -Заря

Бычков Василий Сергеевич проживает в П Венцы

Сычев Борис Владимирович проживает на Х. Красная Поляна

Воняков Юрий Павлович проживает в Х. Духовском

Обезрядов Геннадий Владимирович проживает в п. Заря

Предоставляется слово гостям приглашенным на классный час

Сегодня у нас в гостях Луконин Виктор Ефремович, майор, Председатель совета ветеранов с/п Венцы - Заря.

Ведущий 1: С 23 -26 января -была проведена последняя войсковая операция Советских войск «Тайфун», провинция Кундуз.

4 февраля -последнее подразделение Советской Армии покинуло Кабул.

15 февраля - из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40 -й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал -лейтенант Громов, который согласно официальной версии, последним перешел пограничную реку Амударья (г. Термез). Он заявил: «За моей спиной не осталось ни одного советского солдата». Но это было не совсем так, в Афганистане оставались военнослужащие попавшие в плен к моджахедам, подразделения пограничников прикрывавшие вывод советских войск и вернувшиеся на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля.

Звучит песня О. Газманова «Офицеры», на экране документальные кадры вывода советских войск из Афганистана. Студенты встают, отдавая дань памяти геризму и мужеству советских солдат прошедих через ад этой войны.

Советские войска находились на афганской территории девять лет, один месяц и восемнадцать дней. Через войну прошли свыше шестисот тысяч военнослужащих. Около пятнадцати из них погибли.

Помните о тех кто так и не вернулся на Родину из Афганистана. Возможно их опыт - живых и мертвых -чем -то пригодится вам. Ведь войны никогда не кончаются....» Война « - это правда обмана. Война заканчивается когда умирает ее последний солдат. К 2060 году умрет последний солдат войны в Афганистане. К 2100 году умрут дети солдат Афганской войны Десять лет войны -сто лет памяти. Нам осталось не так уж много, что бы сохранить правду этой войны.





Заключение.


В ходе классного часа студенты были познакомлены с событиями, которые предшествовали и послужили поводом для ввода советских войск на территорию Афганистана. Осмыслили необходимость присутствия наших войск на территории этого государства с общечеловеческой точки зрения. Рассказы о подвиге солдат афгана подтвердили тот факт что преемственность поколений не утрачена и воины афганцы заслужили ратную славу и нашу горячую признательность, как и наши деды и прадеды, всегда стоящие на страже покоя, мира своего народа.

Память о подвигах наших старших товарищей - афганцев нужна нам всем, чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев.

Главной целью этого классного часа было не просто познакомить учащихся с еще одной страницей истории нашей страны, но и дать понять, что на войне проявляются естественные человеческие качества: и героизм, и трусость; есть военные будни и плен.

Война - это страшное слово. Кода его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда .Человек, который был на войне , лучше всех понимает . что значит быть патриотом.

Мы гордимся, что мы живем в мирное время, но память о войнах останется навсегда в наших сердцах. Мы не хотим, чтоб война повторилась.


Используемая литература


  1. "США и региональные конфликты. " - М.: Наука, 1990 г.

  2. "Международная жизнь" 1992 г. №2

  3. Foreign Affairs 1979 №3

  4. "Международные экономика и международные отношения" 1988 г. №7

  5. Четунова Н., Бобровская Е. Советский патриотизм и советская литература // Советская книга.1946. № 2.

  6. Полторацкий В. Андрей Платонов на войне Платонов А. Смерти нет! Рассказы.М: Советский писатель, 1970.

  7. Ортенберг Д. Грани мужества Литературная Россия. 1973.4 мая. Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» Москва СП «ИКПА» 1991;

  8. Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;

  9. В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» Москва «Дрофа» 1999;

  10. Из пламени Афганистана: Запись текстов песен/ Сост. и вступ. Статья П Ткаченко. -М., Сов. Россия, 1990.- 320 с.

  11. Варганов В. Афганистан: Прошлое и настоящее. Белгород, 1997.«Военные знания», «Советский воин», «Честь имею».


© 2010-2022