Родительское собрание в 5 классе

Материал для классных руководителей 5 классов. Позволяет классным руководителям качественно подготовиться к родительскому собранию с привлечением учителей-психологов, учителей начальных классов, помочь родителям познакомиться с психологическими особенностями возраста, проанализировать основные трудности, возникающие при переходе учащихся в среднее звено.В работе представлены материалы тестирования учащихся и их родителей, анализ работы педагога-психолога по адаптации пятиклассников в первой четв...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Ваш ребёнок - пятиклассник»

Цель: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста; анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

Контингент участников: родители учащихся 5-го класса.

Также в работе клуба принимают участие бывший учитель начальных классов, классный руководитель, психолог.

Время проведения: октябрь (конец I четверти).

Время работы: 1,5 - 2 часа.

Оборудование и материалы:

  1. Телевизор.

  2. Видеомагнитофон.

  3. Видеоматериалы с записью группового интервью учащихся 5 класса.

  4. Видеоматериалы с записью фрагментов уроков «Один учебный день пятиклассника».

  5. Индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Н.Г. Лускановой).

  6. Гистограммы уровня школьной мотивации учащихся класса.

  7. Сравнительные гистограммы уровня успеваемости учащихся класса за 4-й класса и I четверть 5-го класса.

  8. Данные анкетирования «Мои чувства в школе» (по методике С.В. Левченко).

  9. Написанные детьми «Открытые письма родителям».

  10. Памятки для родителей пятиклассников.

  11. Аудиозапись спокойной инструментальной музыки.

  12. Игрушка «сердечко».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На подготовительном этапе важно кроме ряда диагностических процедур (заполнение пятиклассниками Анкеты школьной мотивации, методики Чувства в школе) провести видеозапись интервью с учащимися, в ходе которого пятиклассникам задаются следующие вопросы:

1 вопрос: «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?»

2 вопрос: «С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5 классе? И удалось ли тебе их преодолеть?»

3 вопрос: «Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть даже что-то искренне пообещать?»

Кроме того, в течение одного учебного дня осуществляется видеозапись фрагментов уроков в классе, которая даёт представление об особенностях и характере работы учащихся на различных учебных дисциплинах, взаимодействии педагога с детьми.

Оповещение родителей о предстоящей встрече осуществляется с помощью индивидуальных приглашений (образец представлен в приложении №1).

ХОД РАБОТЫ

Выступление психолога

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Практически любой учитель скажет, что начало 5 класса - сложный этап, и не только для ребёнка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а так же связаны с организацией жизни в школе в целом и психологической атмосферой в семье.

Возраст детей 5 класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и это в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда появляющиеся конфликты с взрослыми. Ребёнок-младший подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Этому же способствует ориентированность подростков на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты в стенах школы.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль при этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребёнок не только подвержен внешним, но и внутренним изменениям.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

Они могут быть оформлены на своеобразных «билетиках» - цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.

Одни из вопросов - парные: ответы родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы - одиночные - ответ даётся одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:

№1 Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?

№1 Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?

№2 Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе?

№2 Какова недельная учебная нагрузка у Вашего ребёнка в 5 классе?

№3 Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?

№3 Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?

№4 Кто «новенький» в классе?

№5 Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?

№6 Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе?

№6 Сколько времени в среднем тратит Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 5 классе?

№7 Какие факультативные курсы были предоставлены детям для изучения в 4 классе?

№7 Какие факультативные курсы предоставлены детям для изучения в 5 классе?

Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.

А теперь давайте послушаем мнение детей. Что же на их взгляд изменилось в их жизни с переходом в 5 класс.

Просмотр отрывка видеозаписи группового интервью

Родителям предлагается просмотр видеозаписи группового интервью учащихся класса: ответы детей на вопрос «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?»

По окончании просмотра психолог делает краткие выводы, обобщая ответы детей.

Упражнение «Поделись чувством»

Наш опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности, переживаемые в период адаптации к обучению в среднем звене.

А с какими трудностями пришлось встретиться Вашему ребёнку в 5 классе? Возможно, некоторые из них Вы почувствовали ещё в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешёнными до сих пор.

Родители по очереди передают друг другу «сердечко» - символ откровения и говорят о трудностях своего ребёнка.

Теперь мы предлагаем сравнить вам ваше мнение с точкой зрения ребёнка.

Просмотр отрывка видеозаписи группового интервью

Ответы детей на вопрос: «С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5 классе? И удалось ли тебе их преодолеть?»

В большинстве случаев 5-тиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

  • непривычное расписание уроков (новый режим);

  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

  • нередко появляются новые дети в классе;

  • новый классный руководитель;

  • имеют место проблемы со старшеклассниками (напр., в столовой, на перемене).

В ходе просмотра видеозаписи родители имеют возможность соотнести своё видение ситуации с реальными трудностями своего ребёнка.

Для 5-тиклассника, приходящего в школу 1 сентября, всё оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей указывается на:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

  • возросший объём работы, как на уроке, так и дома;

  • новые требования к оформлению работ;

  • необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей возникшей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  4. Нежелания выполнять домашние задания.

  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  7. Беспокойный сон.

  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, в случае незавершённости процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Её виды:

  1. Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

  2. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

  3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

  4. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

  5. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребёнку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы знать, какая помощь требуется ребёнку важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

Сравнительный анализ уровня усвоения учебной программы в 4 классе и за 1 четверть 5 класса

Родителям предлагается ознакомиться с гистограммами, отражающими средний балл успеваемости каждого ребёнка за 4-й класс и I четверть 5 класса. (См. Приложение №2).

По этическим соображениям фамилии учащихся класса не пишутся, под столбиками гистограммы проставляются номера, которые присваиваются учащимся. Каждому родителю раздаётся карточка, на которой указана фамилия его ребёнка и соответствующий ей номер. Гистограмма даёт возможность родителям не только определить характер изменения успеваемости ребёнка, но и оценить уровень успеваемости ребёнка по сравнению с другими учащимися класса.

Производится краткий анализ данных, отражающий процентное количество детей повысивших и снизивших средний балл успеваемости. Обращается внимание на то, что значительное снижение успеваемости может свидетельствовать о наличии определённых трудностей адаптационного периода.

Для эффективного учения важно обретение ребёнком личностного смысла учения, сформированность важнейших мотивов учебной деятельности. Поэтому вполне целесообразным является изучение уровня школьной мотивации пятиклассников.

Психолог знакомит родителей с пятью основными уровнями школьной мотивации, даёт их краткую характеристику (по Н.Г. Лускановой). Выделяются основные факторы, влияющие на уровень школьной мотивации (уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности отношений с отдельным педагогом, личность классного руководителя, позиция родителей). Особое внимание уделяется последнему фактору.

Анкета школьной мотивации

Далее родителям предлагается познакомиться с общими результатами диагностики школьной мотивации по классу и индивидуальными результатами своего ребёнка.

Родители получают индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой и их краткой интерпретацию. Также им предлагается ознакомиться с общими результатами класса и данными, отражёнными в гистограммах. (См. Приложение №3).

Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе»

Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

Родителям предлагается «рейтинг» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе. Целесообразно преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45-50% детей класса) выделить в списке другим цветом, например, красным (См. Приложение №4). Осуществляется краткий анализ результатов.

С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников нами используется методика С.В. Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

Содержание методики дано в Приложении №5.

Учебный день пятиклассника очень насыщен и разнообразен. Мы предлагаем вашему вниманию небольшой видеосюжет, который отражает некоторые фрагменты уроков в 5 классе.

Просмотр видеосюжета «Один учебный день пятиклассника»

В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера ответа, но и отличается степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этот возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет в должной мере свои возможности.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, нацеливая работать своих детей на «оценку», всё больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.

Возможно, какие-то свои маленькие тайны вам раскроют ваши дети в письмах, которые они для вас, уважаемые родители, написали. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям

Упражнение «Открытое письмо родителям»

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка. Его прочтение осуществляется под лёгкую инструментальную музыку.

Принцип технологии «открытого письма» в чём-то схож с методикой незаконченных предложений. Заключается он в том, что ребёнку предлагается дописать начатые предложения по своему предусмотрению, так, как ему хочется, отразив самое главное в этом письме, адресованном родителям.

Образец исходного варианта «открытого письма» дан в Приложении №6.

Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому для многих вполне естественен сам вопрос: а как можно помочь ребёнку-пятикласснику? Прежде всего, родителям нужно уметь видеть первые признаки дезадаптированного поведения ребёнка-пятиклассника. Собственно обо всех из них мы говорили сегодня, и все они отражены в памятках, которые мы сегодня подготовили для вас. И, конечно же, очень важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.

Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определённых задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживанию отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и школе. И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определённым Золотым правилам воспитания, ваши дети будут приносить вам только радость, и непременно стремиться к лучшему.

Родителям вручаются памятки

Содержание памятки представлено в Приложении №7.

Просмотр отрывка группового видеоинтервью

В заключении родителям предлагается посмотреть видеозапись группового интервью, содержащего ответы детей на вопрос «Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть даже что-то искренне пообещать?»

Психолог и педагоги благодарят родителей за работу, желают успехов в воспитании детей и выражают надежду на дальнейшее сотрудничество.


Литература

  1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? // Школьный психолог - 2003, №30.

  2. Губкина Т. Родительский клуб. // Школьный психолог - 2000, №25.

  3. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. - М., Генезис, 2003.

  4. Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников.// Практика административной работы в школе. - 2005, №5.

Приложение №1.

Приглашение для родителей

Уважаемые _________________________________________________________________

имя, отчество родителей

Ваш ребёнок стал пятиклассником, и мы приглашаем Вас на занятие Родительского клуба, на котором:


  • Мы поговорим о проблемах адаптации детей в 5 классе.

  • Познакомимся с результатами анкетирования детей, проанализируем материалы интервьюирования пятиклассников.

  • Просмотрим видеосюжеты об учебной деятельности учащихся класса и поговорим о текущей успеваемости.

  • Обсудим некоторые дела класса.

Ждём Вас в школе «__» _________ 20____г.

в ____ в кабинете №____

Классный руководитель: ____________________

Психолог школы: ____________________


Приложение №2.

Средний балл успеваемости учащихся 5-а класса

Родительское собрание в 5 классе

Приложение №3.

Уровень школьной мотивации учащихся 5-а класса

Родительское собрание в 5 классе


Приложение №4.

«Чувства, которые я испытываю в школе»


Чувства,

которые я испытываю в школе

5-а класс

1

Спокойствие

89 %

2

Усталость

50 %

3

Скуку

17 %

4

Радость

83 %

5

Уверенность в себе

55 %

6

Беспокойство

33 %

7

Неудовлетворённость собой

22 %

8

Раздражение

11 %

9

Сомнение

72 %

10

Обиду

17 %

11

Чувство унижения

17 %

12

Страх

50 %

13

Тревогу за будущее

61 %

14

Благодарность

61 %

15

Симпатию к учителям

78 %

16

Желание приходить сюда

55 %

Приложение №5.

Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе»

Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых школьнику предлагается выбрать только 8 тех, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе», и отметить их значком «+».

Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.


Я испытываю в школе

Да

Спокойствие

Усталость

Скуку

Радость

Уверенность в себе

Беспокойство

Неудовлетворённость собой

Раздражение

Сомнение

Обиду

Чувство унижения

Страх

Тревогу за будущее

Благодарность

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда


После обработки анкет получаем сумму баллов (в %), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы от 45-50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.

По наблюдениям, в начале года мальчики испытывают беспокойство, а у девочек дезадаптация выражается в том, что они чувствуют тревогу за свое будущее. Если на фоне одного-двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказать помощь ребятам в адап­тации. Например, провести тренинг по проблемной теме.

Наглядность такой диагностики очевидна. Во-первых, психолог получает возможность увидеть, есть ли временная дезадаптация, присущая этому периоду, и насколько она сильна (определяется по процентам выборов «негативных» чувств). Во-вторых, сразу определяется общий настрой класса, его «эмоциональный портрет». Это облегчает работу и психолога, и педагогов.

Приложение №6.

«Открытое письмо родителям»

Дорогие _________________________________________________________________

Вот я и учусь в 5 классе.

Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________.

Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________.

Иногда я _______________________________________________________________________.

Самый интересный для меня предмет _______________________________________________.

А ещё я ________________________________________________________________________.

Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Больше всего я хочу _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.

Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________

_______________________________________________________________________________.

А наш классный руководитель _______________________________________________.

Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________

_______________________________________________________________________________.

Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________

_______________________________________________________________________________.

В 5 классе меня удивило ______________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________

_______________________________________________________________________________.

Жаль, но меня торопят _______________________________________________.

Крепко ______________________________________________.

Дата _________________ Имя __________________

Приложение №7.

Памятка для родителей «Ваш ребёнок - пятиклассник»

(оформляется в виде буклета)

Некоторые истоки проблем пятиклассников

  • В письменных работах пропускает буквы

  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки

  • С трудом решает математические задачи

  • Плохо владеет умением пересказа

  • Невнимателен и рассеян

  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы

  • Не умеет работать самостоятельно

  • С трудом понимает объяснения учителя

  • Постоянно что-то и где-то забывает

  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради)

  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний

  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

  • Усталый, утомлённый вид ребёнка

  • Нежелание ребёнка делиться впечатлениями о проведённом дне

  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы

  • Нежелание выполнять домашние задания

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой

  • Беспокойный ночной сон

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Золотые правила воспитания для родителей

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомниться в этом

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками

  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности

  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место

  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым

  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания

  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример

  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален

  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите

  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы.


© 2010-2022