Конспект классного часа Афганистан болит в моей душе

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»


План проведения внеклассного мероприятия

с обучающимися 7 курса (11 класса) в форме

вечера памяти по теме: «Афганистан болит в моей душе»

Форма проведения: вечер памяти

Цель: Способствовать воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжать формировать у подростков активную гражданскую позицию.

Задачи: расширить представление о воинском долге и верности Отечеству;

способствовать формированию опыта нравственного поведения личности; эмоциональному стимулированию патриотических чувств суворовцев через приобщение к воинским традициям.

Дата проведения: 16 февраля 2014 года

Время проведения: 60 мин.

Место проведения: 2 рота, класс № 3

Материальное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, плакат со словами (цитата к мероприятию) «Я не знаю, кому и зачем это нужно, кто послал их на смерть недрожащей рукой, только так бесполезно, так зло и ненужно отпускали их в вечный покой» (А. Вертинский), слайдовая презентация «Афганистан болит в моей душе», музыка М. Муромова «Афганистан», песня М. Муромова «Боевым награждается орденом», документальный фильм «Афганистан»

Этапы внеклассного мероприятия:

I. Организационный момент - 5 мин.

II. Основная часть - 50 мин.

  1. Выступление __________ об исторической справке войны в Афганистане

  2. Выступление __________ о хронике начала войны

  3. Физкультминутка

  4. Вступительное слово __________о памятной дате в России - 15 февраля

  5. Выступление __________о памятнике воинам, погибшим и воевавшим в локальных воинах и военных конфликтах в г. Уссурийске.

  6. Выступление __________о воевавших в Афганистане

  7. Выступление __________о награде за выполнение интернационального долга.

  8. Физкультминутка

  9. Выступление __________ о подвиге Запорожан И.В.

  10. Выступление суворовца __________об уссурийцах, воевавших в Афганистане.

III. Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия - 5 мин.



Ход вечера памяти.

«Цитата к мероприятию»

Я не знаю, кому и зачем

Это нужно,

Кто послал их на смерть

Недрожащей рукой,

Только так бесполезно,

Так зло и ненужно

Отпускали их в вечный покой.

А. Вертинский.


  1. Вступительное слово о вооружённом конфликте за политическую власть в Афганистане.

Слайд № 1 «15 февраля - День памяти воинов - интернационалистов»

  1. Педагог-организатор: Добрый вечер всем! Товарищи суворовцы, сегодня мы собрались не просто на классный час, а вечер памяти, чтобы вспомнить тех, кто не вернулся с той страшной войны никем и никому не объявленной, героической и трагической, которая оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война, о знаменательной дате, которая вошла в историю России, как война в Афганистане.

Вопрос: Кто помнит, когда началась война в Афганистане и сколько она продолжалась?

Ответы суворовцев.

Педагог-организатор: Спасибо.

II. Основная часть.

Слайд № 2 «Историческая справка»

Слайд № 3 «Афганская война»

Педагог-организатор: с исторической справкой о военном конфликте в Афганистане выступит _____

События в Афганистане в период 1979 - 1989 гг. за 10 лет с самого их начала, как только ни называли: интернациональной помощью СССР братскому афганскому народу, локальным вооруженным конфликтом, захватнической войной и др. Историки и политики до сих пор не могут в них объективно разобраться.

Война в Афганистане не принесла нашей стране ни почестей, ни славы. Несмотря на то, что длилась она 10 лет, победоносной не стала. Однако задача победить кого-то перед Ограниченным контингентом советских войск и не ставилась. 40-я армия понесла немалые потери, но не проиграла ни одного сражения. Советские войска не были захватчиками или оккупантами. Они пришли в Афганистан, выполняя условия советско-афганского договора об отпоре агрессии с третьей стороны.

В декабре 1978 года между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Статья 4 этого договора гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны, действуя в традициях дружбы и добрососедства, а также Устава ООН, будут консультироваться и, с согласия обеих Сторон, предпринимать соответствующие меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих Сторон».

Обращаясь в 1979 году с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства, афганское руководство опиралось именно на эту статью договора.

Можно констатировать, что «внешнее вмешательство» все же состоялась. 7 октября 2001 года Соединенные Штаты Америки под предлогом антитеррористической борьбы с организацией «Аль-Каида» и режима «Талибан» начали боевые действия в Афганистане без согласия на то правительства этой страны.

Педагог-организатор: продолжит выступление своего товарища, _________ Он кратко расскажет хронику начала войны.

До указанных событий между нашими странами исторически сложились добрососедские отношения. СССР предоставлял южному соседу военную технику, принимал на обучение военнослужащих. По просьбе афганского руководства силами советских специалистов сооружались электростанции, дороги, оросительные системы, аэродромы, заводы. Но в целом Афганистан оставался экономически крайне слабо развитым. В социальном, культурном, правовом отношении население страны пребывало, как говорится, на задворках цивилизации. Здесь господствовали архаичные феодальные отношения и безграмотность, национально-этнические и междоусобные распри. Государственные перевороты следовали один за другим. Политическая обстановка в Афганистане в 70-х годах все больше накалялась.

27 апреля 1978 года в Кабуле произошел очередной военный переворот, и власть перешла в руки Народно-демократической партии Афганистана. Эта партия и провозгласила страну демократической республикой. Спецслужбы США тут же распространили клевету, будто «все это - дело рук Кремля». Но этот переворот был полной неожиданностью и для Советского Союза, который не имел к нему никакого отношения. Тысячи советников и специалистов, которые работали в Афганистане, были застигнуты этим событием врасплох. Тем не менее, уже 30 апреля СССР признал Демократическую Республику Афганистан, а 5 декабря того же года был подписан новый советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Однако народы феодального Афганистана не поддержали новую власть. Поэтому все затеянные реформы: земельная, водная, по решению национального вопроса, по проблемам религии и другие натолкнулись на непонимание и сопротивление масс, и с треском провалились. Видя это, противники новой власти перешли в контрнаступление. Волнения и мятежи охватили большинство провинций. С территории Пакистана при содействии ЦРУ США началось вторжение специально обученных вооруженных групп, и в соседней с нами стране заполыхала гражданская война.

Возможность удержаться у власти афганские руководители видели только в присутствии советских войск на своей территории. Они явно растерялись, когда 15 марта 1979 года в Герате вспыхнул антиправительственный мятеж, и тут же обратились к СССР с просьбой прислать войска для восстановления порядка. Ко второй половине декабря таких просьб было уже около двадцати. Решение о вводе Ограниченного контингента войск СССР в Афганистан было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС.

Педагог-организатор: Товарищи суворовцы, а сейчас прервемся на физкультминутку.

Педагог-организатор: 15 февраля в России отмечается как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества и, принявших участие в более чем 30 войнах и конфликтах, происшедших после окончания Второй Мировой войны.

Эта памятная дата отмечается в соответствии с изменениями, внесенными 17 ноября 2010 года Государственной Думой РФ в Федеральный закон 1995 года от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Слайд № 4 «История праздника»

Ранее ее неофициально отмечали, как день воина-интернационалиста.
Число и месяц новой памятной даты выбраны не случайно: именно в этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. В некоторых источниках указывается, что командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов последним перешёл пограничную реку Амударья (г. Термез), но в реальности последними Афганистан покинули подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск и вышедшие на территорию СССР только во второй половине дня 15 февраля. Это событие ознаменовало для Советского Союза, окончание Афганской войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских граждан.

Основу группировки советских войск в этой стране составляла 40-я армия Сухопутных войск, на которую возлагался основной объем боевых задач.
Новая памятная дата адресована не только ветеранам Афганистана. После окончания Второй мировой войны 1,5 миллиона наших соотечественников принимали участие в более чем 30 войнах и вооруженных конфликтах за пределами страны. Советские солдаты и офицеры воевали в Корее и Вьетнаме, Сирии и Египте, Мозамбике и Анголе, в других странах. Российские военнослужащие «тушили» горячие точки в республиках бывшего СССР, помогали поддерживать мир в Югославии, спасали от геноцида народ Южной Осетии. Всего при исполнении служебного долга за рубежом погибли примерно

25 тысяч наших соотечественников.

Слайд № 5 «День памяти воинов - интернационалистов»

Слайд № 6 «Памятник воинам, погибшим и воевавшим в локальных воинах и военных конфликтах в г. Уссурийске»

Выступление _______ о памятнике воинам, погибшим и воевавшим в локальных воинах и военных конфликтах в г. Уссурийске.

В нашем городе, где мы учимся - Уссурийске есть памятник воинам, погибшим и воевавшим в локальных воинах и военных конфликтах. На памятнике начертаны слова: «Позвала нас Россия, так бывало не раз…». Позвала лучших сынов на защиту интересов Родины. Это напоминание нам, ныне живущим!

Суровая земля - Афганистан,

Долины, кручи, горные отроги.

Ночной поход, коротенький привал,

Тяжёлые, военные дороги.

И только сердце помнит боль утраты,

И чувствует, какая ей цена.

Пусть не вернулись, не пришли солдаты,

Их не убила в памяти война!

Педагог-организатор: А теперь попрошу ответить на вопрос «Необходимо ли устанавливать много памятников в небольших населенных пунктах, малых городах, если на этой территории уже установлен мемориальный комплекс?»

Ответы суворовцев:

Выступление суворовца ________ о, воевавших в Афганистане

Тихо играет музыка М. Муромова «Афганистан»

Как известно, война не заканчивается тем долгожданным моментом, когда смолкают орудия. Она продолжается в душах воевавших солдат. Порой она долго ещё будет напоминать о себе через боль старых ран, пока живы матери и жёны, потерявшие кормильцев…живя в памяти сирот, оставшихся без отцов. Сегодня мы вспоминаем тех, кто с честью и достоинством выполнял свой интернациональный долг на далёкой, суровой афганской земле.

В Афганистане, в Афганистане

Время историю пишет свою

И не прочтёшь в популярном романе,

Как проверяются судьбы в бою…

Даже на самом широком экране

Не показать, что такое война

В Афганистане, в Афганистане

Правда, оплачена нами сполна!

Слайд № 7 «Герои Афгана»

Выступление _____ о награде за выполнение интернационального долга.

«За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в республике Афганистан», либо «За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по оказанию интернациональной помощи народу ДРА» - таким текстом начиналась подавляющая часть Указов Президиума Верховного Совета СССР, связанная с совершением героического подвига в Афганской войне.

За данный период через войну в Афганистане прошло свыше 600 000 советских граждан, более 15 000 из них погибли.

Звучит песня М. Муромова «Боевым награждается орденом»

Педагог-организатор: А теперь вновь физкультминутка.

Продолжаем. Среди выпускников нашего училища тоже есть герои этой войны - Запоражан Игорь Вадимович. О подвиге, за который Игорь Вадимович получил высокую награду расскажет ______

Выступление ______.

Слайд № 8 «Запорожан И.В.»

Запоражан Игорь Вадимович в 1974-76 годах учился в Уссурийском СВУ (4 взводе 1 роты). 16 июня 1984 г. уже его рота, которой он командовал, получила задачу блокировать населенный пункт Аман, где встретила сильное сопротивление мятежников, которые в целях спасения главаря банды предприняли отчаянную попытку выйти из окружения. Завязался рукопашный бой. Старший лейтенант Запорожан, проявив лучшие качества командира, повёл в бой личный состав, и враг был побежден.

Педагог-организатор: В нашей роте, среди воспитателей есть участник -

ветеран боевых действий в Афганистане - _____________

Слайд № 9 «Орден Красной Звезды»

Выступление _________

Родился я в городе Воронеже. Закончил Киевское СВУ и Одесское высшее артиллерийское училище. С ноября 1984 по декабрь 1986 года выполнял интернациональный долг в ДРА. В начале на должности старшего офицера гаубичной батареи, после был назначен начальником сторожевой заставы по охране гидроэлектростанции. За мужество и героизм старший лейтенант Волков О.В. награжден орденом Красной звезды.

Педагог-организатор: Тысячи солдат и офицеров с честью и достоинством выполнили свой воинский долг в «горячих точках», боевые награды посмертно венчают их подвиг и привыкнуть к потерям невозможно. В боевых действиях в Афганистане погибли и наши земляки - уссурийцы. О них расскажет _____.

Выступление ____.

- лейтенант Сергей Ушаков 1959 года рождения, г. Уссурийск Приморского края, командир автомобильного взвода. Погиб в бою 26.11.1982 г., отражая нападение мятежников на колонну автомобилей. Похоронен на кладбище г. Уссурийска;

- старший лейтенант Вячеслав Колодуб 1958 года рождения, г. Уссурийск Приморского края, заместитель начальника штаба танкового батальона. В мае 1988 г. подорвался на мине при выводе войск из ДРА, г. Джелалабад. Был тяжело контужен, получил переломы обеих кистей рук. Умер от последствий ранения и тяжелой контузии 19.12.1989г. в г. Хабаровск. Похоронен на кладбище г. Уссурийска.

- лейтенант Андрей Кушнир 1963 года рождения, г. Уссурийск, командир автороты, русский. Погиб 08.06.1987г. при выполнении боевого задания. Похоронен на кладбище г. Уссурийска.

- лейтенант Александр Францев 1964 года рождения, рядовой, стрелок. Погиб 26.05.1985г. при выполнении боевого задания. Похоронен на кладбище г. Уссурийска.

Также при выполнении боевого задания погибли младший сержант Евгений Гадалин и майор Эдуард Витковский.

Слайды № 10,11 «Открытие мемориальной доски в честь Фоменко В.И.»

Педагог-организатор: Мне хочется вспомнить еще одного человека, Фоменко Валерия Николаевича, выпускника нашей 2 роты 1978 года, погибшего в Чеченской республике при выполнении воинского долга.

Валерий Николаевич один из тех героев, чьё имя нельзя и невозможно забыть. Всю жизнь он посвятил становлению себя как военного офицера. Всю жизнь он чувствовал на себя ответственность и с честью отдавал годы службы Отечеству. Но так сложилась судьба, судьба военного офицера….

В январе 1996 года убыл в Чечню на должность командира 506 полка. 9 февраля 1996 году погиб. На протяжении всей службы он не раз доказывал, что достойно носит погоны Российского офицера.

30 декабря 2013 года мемориальная доска с именем героя установлена на стене казармы, где провёл годы учёбы суворовец Фоменко В. Н.

Педагог-организатор: Почтим память героев минутой молчания.

Слайды № 12-18 «Участие суворовцев в городских мероприятиях»

Выступление __________

Еще не раз Афган в душе проснется

И не найдешь спасенья средь утех

И мозг воспоминаньями взорвется,

Заставив поименно вспомнить всех!


Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели….

Нас позвали друзья в грозный час -

Мы особую форму надели,


Верность, доблесть, отвага и честь -

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас.

Педагог-организатор: А сейчас посмотрим документальный фильм «Афганистан»

III. Заключительная часть

Педагог-организатор: Время неумолимо делает своё дело. В глубь истории уходит война в Афганистане. Но память остается. Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах. Летопись ратных будней воины - интернационалисты вели в своих песнях, и хочется, чтобы эта летопись не была забыта.

Этими словами мне хотелось бы закончить сегодняшнюю встречу. Всего вам доброго: здоровья, бодрости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия.

На этом наше мероприятие подошло к концу.

Рефлексия: Ребята, вам сегодня понравился классный час?

Какое настроение осталось после классного часа?

Всем спасибо, до новых встреч!


© 2010-2022