Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 11 г. Новополоцка»







Трагические и героические страницы истории

Великой Отечественной войны для Беларуси

8-11 классы
















Автор:

Иванец Константин Анатольевич

Учитель истории, категория высшая





2014 год

«Героические и трагические страницы

Великой Отечественной войны на Беларуси»

Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к Родине на примере событий Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Познакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной войны.

  2. Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.

  3. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.

  4. Приобщение учащихся к краеведческой работе, создание условий для знакомства с памятниками и обелисками на Беларуси, героическими страницами Великой Отечественной войны.

Форма классного часа: устный журнал

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, видеоролики «Хатынь», «Брестская крепость», «Дети войны», «Минута молчания», презентация «Памяти павших будем достойны», плакаты о Великой Отечественной войне, сочинения учащихся на тему «Что я думаю о войне»

Ход классного часа:

Вступительное слово классного руководителя:

Звучит мелодия «Журавли»

- Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди длинный, прекрасный день, без взрывов, смертей, голода. Что тебе ничего не угрожает, что все ваши мечты сбудутся, что хорощо быть счастливым. Ваши ровесники в 1941 г. тоже хотели жить и быть счастливыми, но им пришлось пережить тяжёлые испытания войной.

Сегодня, в год 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков наш классный час мы посвящаем трагическим страницам истории Великой Отечественной войны для Беларуси, а значит и для нас с Вами. Постепенно война уходит в прошлое, становится страницей истории, уходят ветераны, которые помнят войну и могут рассказать о ней. Недавно во время экскурсионной поездки в г. Минск мы с вами посетили новое здание Музея истории Великой Отечественной войны. Хотелось бы услышать Ваше мнение о Музее, что Вам запомнилось, что впечатлило, что нового Вы узнали о Великой Отечественной войне? Почему необходимо помнить войну? Когда было открыто новое здание музея?

(Ответы учащихся)

Классный руководитель: А сейчас посмотрим презентацию «Памяти павших будем достойны» (просмотр презентации)

- Классный час мы проведём в форме устного журнала. В первой странице нашего журнала мы отправимся в далёкий июнь 1941 г. Она называется «Начало войны. Оборона Брестской крепости».

(Слайд № 1)Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Учащийся № 1:

- Героическая оборона Брестской крепости стала трагической страницей в истории Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года командование гитлеровских войск планировало полностью овладеть крепостью. В результате внезапного нападения гарнизон Брестской крепости оказался отрезанным от основных частей Красной армии. Однако фашисты встретили яростный отпор ее защитников (Слайд № 2)

Всего 3500 человек - до конца сдерживали натиск врага. Большинство защитников крепости погибли. Советские воины оказывали отчаянное сопротивление, проявляли стойкость и мужество. Насмерть, до последнего патрона, стояли на своих рубежах пограничники. За неделю боев бойцы пограничной заставы лейтенанта Л. Кижеватова, находившиеся в районе Брестской крепости, уничтожили около батальона гитлеровцев. Штаб обороны крепости возглавили капитан И. Зубачев и полковой комиссар Фомин.

Руководителем обороны стал майор П.М.Гаврилов. Защитники крепости продержались около месяца, хотя по планам фашистов на захват крепости отводилось всего несколько часов. Последние дни обороны крепости овеяны легендами. Когда 28 июля 1944 года Брестскую крепость освободили советские войска, на расплавленных кирпичах одного из казематов была найдена надпись ее последнего защитника:

«Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина», выцарапанная 20 июля 1941 года. Суммарные потери немцев в Брестской крепости составили до 5 % от общих потерь вермахта на Восточном фронте за первую неделю войны.

Были сообщения, что последние участки сопротивления были уничтожены лишь в конце августа, перед посещением крепости А. Гитлером и Б. Муссолини. Также известно, что камень, который А. Гитлер взял из развалин моста был обнаружен в его кабинете уже после окончания войны. Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Для устранения последних очагов сопротивления германское верховное командование отдало приказ затопить подвалы крепости водой из реки Западный Буг.

П.М. Гаврилов

(Слайды № 3-5)

Учащийся № 2:

- Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения, захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 года под Орлом. В конце 1940-х годов в газетах появились первые статьи об обороне Брестской крепости, основанные исключительно на слухах.

В 1951 году при разборе завалов казармы у Брестских ворот был найден приказ № 1. В том же году художник П. Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости».

Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку С. С. Смирнову, а также поддержавшему его инициативу К. М. Симонову. Подвиг героев Брестской крепости был описан С. С. Смирновым в книге «Брестская крепость».

После этого тема обороны Брестской крепости стала важным символом Победы.

Видеоролик «Брестская крепость»

Холмские воротаКлассный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси




Учащийся № 2

Б.И. Ковзан Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

(Слайды 6-8)

Классный руководитель:

Страница № 2

«Оборонительные бои на Беларуси летом 1941 года»

Уже в первые часы войны развернулись воздушные бои в небе Беларуси. Около Радошковичей совершили героический подвиг командир эскадрильи капитан

Н. Гастелло и члены его экипажа. С согласия экипажа командир направил пылающий самолет на группу немецких танков и автомашин.

При обороне Гомеля совершил свой первый воздушный таран летчик Б. Ковзан - единственный в мире летчик, совершивший четыре воздушных тарана и оставшийся в живых.

В обороне Минска принимала участие 100-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. Руссиянова, бойцы которой впервые в годы войны использовали так называемую стеклянную артиллерию - бутылки с горючей смесью для борьбы с танками.

Весьма напряженный характер имели бои в районе Могилева. При обороне города, которая продолжалась 23 дня, отличился стрелковый полк под командованием полковника Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

С. Кутепова. Только за один день боев его бойцы уничтожили 39 фашистских танков.

Кутепов С.Ф.

20 июля в район Могилёва подошла ещё одна немецкая пехотная дивизия - 78-я: она переправилась на восточный берег Днепра и атаковала советскую оборону вдоль Гомельского шоссе, но была остановлена.

Немецкие войска постепенно теснили советские войска. 23 июля начались уличные бои; противник прорвался к железнодорожному вокзалу и занял аэродром Луполово, который использовался для снабжения окружённых в Могилёве войск. Связь штаба 61-го корпуса с 172-й стрелковой дивизией, которая оборонялась непосредственно в Могилёве, прервалась. Таким образом, Могилёвский «котёл» был рассечен.

24 июля в Могилёве продолжились уличные бои. Предложение командира немецкого 7-го армейского корпуса генерала артиллерии В. Фармбахера о капитуляции было отклонено. Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

В ночь на 26 июля советские войска взорвали мост через Днепр.

На совещании командиров окружённых соединений было решено начать прорыв вечером этого же дня. В ночь на 26 июля остатки 61-го стрелкового корпуса тремя колоннами начали прорыв из окружения в направлении Чаусы. Командир отрезанной от основных сил 172-й стрелковой дивизии генерал-майор М. Т. Романов принял решение выходить из окруженного Могилёва самостоятельно. Было решено прорываться на запад в лесной массив в район деревни Тишовка. Около 12 часов ночи остатки 172-й стрелковой дивизии начали прорыв из окружения.

Заслуживает внимания и оценка тех событий первым секретарем ЦК КПБ П.К. Пономаренко:

«Сражение за Могилев вошло в историю Великой Отечественной войны как один из первых примеров действительно всенародной обороны города».

К писателю Константину Симонову у могилевчан особое отношение.

В послевоенные годы он неоднократно приезжал в Могилев и в каждый приезд обязательно бывал на Буйничском поле, которое он считал «своим кусочком земли, который ему вовек не забыть, где он твердо поверил в грядущую Победу. Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Константин Симонов завещал развеять его прах на Буйничском поле. После смерти писателя его воля была исполнена. На краю поля у Бобруйского шоссе установлен памятный камень, на котором высечен автограф Константина Симонова.

На Буйничском поле возведен мемориальный комплекс с музеем и часовней. На стенах часовни из светлого мрамора установлены памятные доски с сотнями фамилий воинов и народных ополченцев, погибших при обороне Могилева.

Память о защитниках города священна. Их имена увековечены в названиях городских улиц, в их честь установлены памятники и мемориальные знаки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 25 апреля 1980 года за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, Могилев был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. А Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2009 года - вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны». Могилевчане гордятся этими наградами. Известный писатель К.Симонов рассказал об обороне Могилёва в своём рассказе «Живые и мёртвые»

Классный руководитель:

- Страничка № 3 «Трагическая» посвящена оккупационному режиму на Беларуси и геноциду советского народа в годы войны.

- Какая деревня является символом всех сожжённых деревень на Беларуси? Ответ: ХатыньКлассный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Учащийся № 3 (слайды 9-12)

- Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор.

Все население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай.

Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.

Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям - Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу - удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокоренный человек».

И. Каминский

А. Барановский В. ЖелобковичКлассный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси

Классный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для БеларусиКлассный час Трагические страницы истории Великой Отечественной войны для Беларуси


Классный руководитель:

Трагедия Хатыни - один из тысяч фактов, свидетельствующих о

целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации.

Видеоролик «Хатынь»

Классный руководитель:

Страница № 4 («Творческая»)

- Готовясь к классному часу по данной теме, я просил Вас написать небольшие мысли о том, что такое война, рассказать о ветеранах, о детях войны, что необходимо сделать, чтобы эти трагические события никогда больше не повторились на земле нашей родной Беларуси? Позвольте некоторые я зачитаю.

(Зачитываются некоторые мысли учащихся о войне)

№ 1

-Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны.

Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - детьми войны.

Кто-то скажет: подумаешь, дети войны! Им ведь не приходилось воевать самим, стрелять из винтовок, сидеть в окопах и под огнем вытаскивать раненых с поле боя. Но жизнь детей войны была не менее трудной, чем у ветеранов. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Хорошо, если была хоть какая-то. У половины этих детей война отняла родителей, бабушек и дедушек, братиков и сестричек. Такое горе не сравнить ни с чем, ни с каким другими лишениями. Что отсутствие каких-то вещей, если потеряны родные люди!

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале. Сейчас дети войны уже стали бабушками и дедушками. Я думаю, что они будут помнить войну всегда.

№ 2

- Казалось бы, те далекие 40-е остаются лишь яркой иллюстрацией на выцветших плакатах нашего сознания. Мы прилежно изучаем историю. Мы, конечно, согласны, что период Второй Мировой Войны - одна из самых ужасных страниц развития человеческого общества, но принимаем все это отстраненно- равнодушно, лишь в канун 9 Мая, как бы вспоминая о ней.

А между тем, мы должны помнить! Не вспоминать изредка, украшая свою страницу в социальной сети георгиевской ленточкой, а помнить!

Помнить всех тех, кто так и не вернулся, помнить о слезах матерей, потерявших своих детей, помнить о тех, кто остался без близких людей, о пытках и голоде, о жестокости и смерти.

В мире, где каждый день СМИ в красках освещают теракты и вооруженные нападения, люди становятся черствыми. Лениво переключая каналы, мы смотрим на происходящее как на очередную постановку; нам уютно на своем большом диване верить, что нас ничто не коснется.

А ведь это не так! Весь мир вооружен до зубов, и одно нажатие кнопки может перевернуть наше теплое уютное болото повседневности.

Война ведь - это не то, что было когда-то и больше не повторится. Война реальна и страшна. Поэтому давайте помнить! Давайте участвовать в этой жизни и менять ее к лучшему! Давайте думать о ближних, уважать старших и преклонять колени перед оставшимися в живых ветеранами не только в Праздник 9 Мая, но и каждый день благодарить и помнить обо всех тех, кто отстоял мир и свободу от фашистов.

Видеклип «Дети войны»

Классный руководитель:

- Страница № 5 «Поэтическая»

Стихотворение о войне «Мальчики».

Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где - не знали сами...

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести...

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики - стиснув автоматы.

Повидали мальчики - храбрые солдаты -

Волгу - в сорок первом,

Эльбу - в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Заканчивая наш классный час, хочу сказать, что у каждого человека есть свой час памяти, обращенный к прошлому. Сегодня - это пора тревожных раздумий о судьбах мира и самой жизни на планете Земля, над которой нависла угроза гражданских войн и терроризма. Война 1941-1945 годов оставила глубокую рану в душах и сердцах многих людей. Эта война действительно была страшная и долгая… И вам - молодым, нужно помнить об этом, знать, читать о ней и уважать героев, уважать их подвиги, уважать ветеранов, которые боролись не щадя своей жизни, ради светлого будущего, ради счастья на земле, ради нас с Вами. Почтим память наших героев - дедов и прадедов минутой молчания! (Минута молчания) Спасибо всем за активное участие в подготовке и проведении классного часа. (Звучит песня «День Победы»)

Используемые источники

  1. А. Коваленя и др. Великая Отечественная война. Пособие для 11 класса, Минск, БГУ, 2004

  2. Н.М. Акалович. Они защищали Минск. Народная асвета. Минск. 1987

  3. Практикум по курсу Великая Отечественная война советского народа.

Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2005

  1. Хатынь. УП «Рифтур», Минск, 2005

  2. Интернет-ресурс: vmeste-front.ru/podvig._brestskaya_krepost.

9


© 2010-2022