Путь к успеху Программа профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

Прблема  профилактики  правонарушений и безнадзорности  детей и подростков  не  нова.Она  предполагает  систему  работы по  вовлечению ребят в  активную созидающую деятельность  школьного  коллектива. Программа  поможет  педагогам,классным  руководителям  выстроить  систему профилактической  работы с подростками, систему  взаимоотношейний с другими структурами и тем  самым  помочь ребятам заняться полезным  делом. Реализация  данной  программы в нашей школе  способствовала  снижению  количества ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29


Принята на Утверждаю

Педагогическом совете

«___»_____2012г. Директор БМБОУ ООШ№29 Протокол № ____ ___________ Л.Е.Рожкова

«____»_______2012г.


ПРОГРАММА


профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Путь к успеху Программа профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

В БМБОУ ООШ№29

на 2012 -2013 учебный год

Путь к успеху Программа профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

п.Старопышминск

2012г.

Паспорт программы

Наименование Программа БМБОУ ООШ№29 «Путь к успеху»

профилактика безнадзорности и правонарушений

программы : несовершеннолетних

Нормативная база: 1. Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

2. Конституция Российской Федерации

3. Федеральный Закон РФ «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений»

4. Федеральный Закон РФ «Об образовании»

5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях

прав ребенка в РФ»

6. Областной закон «О защите прав ребенка»

7. Городская программа по профилактике

правонарушений и беспризорности

среди несовершеннолетних.

8.Устав образовательного учреждения.

Обоснование программы:

Проблема профилактики правонарушений и преступлений среди подростков продолжает оставаться актуальной, ввиду того, что в последние годы отмечается рост числа детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, где родители должным образом не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию, неполные семьи, семьи с повторным браком и сводными детьми, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры. Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся, более активное вовлечение детей и подростков в социально-полезную деятельность.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Цель: Создание системы работы по профилактике безнадзорности

и правонарушений детей и подростков, защите их прав и законных интересов.

Задачи:

  • предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей:

  • обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

  • профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков за счет пропаганды здорового образа жизни;

  • социально-психологическая помощь неблагополучным семьям;

  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска»;

  • координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год

Концептуальные основы программы:

  • педагогизация окружающей среды;

  • включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальный (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения), действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность), эмоциональную (общение с окружающими).

  • единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

  • принцип личностной направленности -учет индивидуальных склонностей, интересов, своеобразия характеров, акцент на личностное достоинство подростка, опора на положительные качества.

  • комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

  • принцип единства образования,организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Ожидаемые результаты:


  • интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания -семьи, школы, административно-правовых структур города и поселка, общественности;

  • создание оптимальных условий для снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, повышение эффективности социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также склонными совершать противоправные действия;

  • уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям, употреблению ПАВ в подростковой среде;

  • обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками..

Алгоритм реализации программы:

Первый этап - организационный ( сентябрь)

Анализ состояния правопорядка в социуме, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом сложившейся ситуации, изучение интересов, потребностей, запросов детей «группы риска»,разработка системы контроля проводимой работы.

Второй этап: деятельностный (октябрь - май)

Координация действий, осуществление запланированных мероприятий, контроль состояния профилактической работы.

Третий этап: итоговый (июнь)

Анализ и подведение итогов проделанной работы, планирование работы на следующий учебный год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Кадровое обеспечение программы:

  • заместитель директора по УВР;

  • педагог-организатор;

  • психолог;

  • педагоги дополнительного образования;

  • специалисты города, работающие в области профилактики ПАВ,

  • педагоги школы;

  • классные руководители;

  • волонтеры.

Методы и формы работы:

Методы: сотрудничество, вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, переубеждение, переключение.

Формы: беседы, встречи, тренинги поведения, индивидуальные консультации, групповая работа, дискуссии, ролевые игры, игровые программы, походы, экскурсии, конкурсы, праздники, проектная деятельность, родительские лектории, акции, классные часы и др.

Схема взаимодействия при индивидуальном сопровождении детей и подростков «группы риска»

Ведущая роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится педагогу-организатору, психологической службе, классным руководителям, руководителям детских творческих объединений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений - хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ творческого самовыражения. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.

Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы - это вопросы жизни. Поэтому в школе расширяется сеть детских творческих объединений разносторонней направленности, реализуются социально-значимые проекты «Родники души», «Старопышминский мегатурист», «Спешите делать добро». Большая целенаправленная работа проводится с этими детьми по учебной работе. Заместитель директора по УВР, классные руководители проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями по результатам учебы и поведения, организуют систему работы по оказанию помощи и поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями, внедряют в практику формы и методы инклюзивного образования. В целях повышения эффективности проводимой работы предполагается тесное взаимодействие с учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков города и поселка.

План мероприятий по реализации программы

№п/п

Направление деятельности

Сроки

Ответственный

1.

1.Планирование системы профилактической работы, порядок взаимодействия с учреждениями, осуществляющими профилактическую работу.

Август-сентябрь

Администрация

2.

Проведение в ОУ межведомственных операций «Школьник» и «Подросток»

Сентябрь-октябрь

Педагог-организатор

3.

Анализ ситуации о социальном положении детей в семье, выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, нуждающихся в государственной поддержке.

Сентябрь

Педагог-организатор

Классные руководители

4.

Составление социального паспорта школы.

Октябрь

Педагог-организатор

5.

Изучение интересов, склонностей и способностей детей «группы риска»

Сентябрь-октябрь

Классные руководители

6.

Обеспечить вовлечение указанной группы детей и подростков в детские творческие объединения, кружки, секции.

Сентябрь-октябрь

Педагог-организатор, классные руководители, руководители детских объединений.

7.

Осуществление контроля за своевременным выявлением несовершеннолетних, не посещающих ОУ по неуважительным причинам.

Систематически в течение всего учебного года

Учителя-предметники, классные руководители, зам.директора по УВР.

8.

Осуществлять комплексные меры, способствующие возвращению несовершеннолетних в школу для получения основного общего образования

В течение учебного года

Классные руководители

9.

В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверки условий их жизни, оказывать социально -реабилитационную помощь

Не реже 1 раза в полугодие

зам.директора по УВР.

Классные руководители

10.

Анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, детских творческих объединениях и спортивных секциях.

Не реже 1 раза в полугодие

Педагог-организатор, классные руководители,

руководители кружков, секций.

11.

Проведение методических совещаний, семинаров с педагогами по организации работы с детьми «группы риска»

В течение учебного года

зам.директора по УВР.

Педагог-организатор.

12.

Проведение совместных рейдов

по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей; по местам концентрации подростков;

Регулярно

зам.директора по УВР.

Педагог-организатор.

Инспектор ПДН

13.

Систематизация работы по правовому просвещению учащихся школы (согласно годового плана ВР)

В течение учебного года

зам.директора по УВР.

Педагог-организатор

Классные руководители

14.

Участие в городских, областных акциях по профилактике ПАВ, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде

В течение учебного года

зам.директора по УВР.

Педагог-организатор

Классные руководители

15.

В целях разъяснения Законодательства РФ проводить встречи подростков и их родителей в школе с представителей ТКДН и ЗП, адвокатуры, руководителей УВД, Центра занятости и других участников профилактики.

В течение учебного года

Администрация ОУ

16.

Организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию школьников.

В течение года

зам.директора по УВР.

Педагог-организатор

Классные руководители

17.

Организация летнего отдыха детей, оставшихся без попечения родителей,

детей из многодетных и малоимущих семей, подростков «группы риска»

Май-июнь

зам.директора по УВР.

Педагог-организатор

Классные руководители

18.

Оказать помощь в трудоустройстве несовершеннолетних в летний период

Май-август

зам.директора по УВР.

Педагог-организатор

Литература


1.Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под.ред.Т.В. Антоновой.М.:1995.

2. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга. Ярославль.: Содействие,1992.

3. Колесов Д.В. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании и токсикомании.М.: 1998.

4. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: практические рекомендации.М.:1999.

5.Раттер М. Помощь трудным детям.М.:1987.

6. Родионов В.А. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9классов/Художник Селиванов А.А. Ярославль: Академия развития:Академия Холдинг:2002.(Практическая психология в школе).

7. Селевко Г.К., Назарова И.Г.,Левина О.Г. Утверждай себя. М.: Народное образование,2001. (Самосовершенствование личности)

8.Фалькович Т.А.,Высотская Н.В., Тостоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11классы.-М.: ВАКО,2007.

9. Юзерович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: Беседы для родителей.

Хабаровск,1982.






© 2010-2022