- Преподавателю
- Классному руководителю
- Путь к успеху Программа профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Путь к успеху Программа профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартынова А.А. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29
Принята на Утверждаю
Педагогическом совете
«___»_____2012г. Директор БМБОУ ООШ№29 Протокол № ____ ___________ Л.Е.Рожкова
«____»_______2012г.
ПРОГРАММА
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В БМБОУ ООШ№29
на 2012 -2013 учебный год
п.Старопышминск
2012г.
Паспорт программы
Наименование Программа БМБОУ ООШ№29 «Путь к успеху»
профилактика безнадзорности и правонарушений
программы : несовершеннолетних
Нормативная база: 1. Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
2. Конституция Российской Федерации
3. Федеральный Закон РФ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений»
4. Федеральный Закон РФ «Об образовании»
5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ»
6. Областной закон «О защите прав ребенка»
7. Городская программа по профилактике
правонарушений и беспризорности
среди несовершеннолетних.
8.Устав образовательного учреждения.
Обоснование программы:
Проблема профилактики правонарушений и преступлений среди подростков продолжает оставаться актуальной, ввиду того, что в последние годы отмечается рост числа детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, где родители должным образом не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию, неполные семьи, семьи с повторным браком и сводными детьми, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры. Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся, более активное вовлечение детей и подростков в социально-полезную деятельность.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Цель: Создание системы работы по профилактике безнадзорности
и правонарушений детей и подростков, защите их прав и законных интересов.
Задачи:
-
предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей:
-
обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
-
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
-
профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков за счет пропаганды здорового образа жизни;
-
социально-психологическая помощь неблагополучным семьям;
-
развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска»;
-
координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год
Концептуальные основы программы:
-
педагогизация окружающей среды;
-
включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальный (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения), действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность), эмоциональную (общение с окружающими).
-
единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;
-
принцип личностной направленности -учет индивидуальных склонностей, интересов, своеобразия характеров, акцент на личностное достоинство подростка, опора на положительные качества.
-
комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
-
принцип единства образования,организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Ожидаемые результаты:
-
интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания -семьи, школы, административно-правовых структур города и поселка, общественности;
-
создание оптимальных условий для снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, повышение эффективности социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также склонными совершать противоправные действия;
-
уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям, употреблению ПАВ в подростковой среде;
-
обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками..
Алгоритм реализации программы:
Первый этап - организационный ( сентябрь)
Анализ состояния правопорядка в социуме, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом сложившейся ситуации, изучение интересов, потребностей, запросов детей «группы риска»,разработка системы контроля проводимой работы.
Второй этап: деятельностный (октябрь - май)
Координация действий, осуществление запланированных мероприятий, контроль состояния профилактической работы.
Третий этап: итоговый (июнь)
Анализ и подведение итогов проделанной работы, планирование работы на следующий учебный год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Кадровое обеспечение программы:
-
заместитель директора по УВР;
-
педагог-организатор;
-
психолог;
-
педагоги дополнительного образования;
-
специалисты города, работающие в области профилактики ПАВ,
-
педагоги школы;
-
классные руководители;
-
волонтеры.
Методы и формы работы:
Методы: сотрудничество, вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, переубеждение, переключение.
Формы: беседы, встречи, тренинги поведения, индивидуальные консультации, групповая работа, дискуссии, ролевые игры, игровые программы, походы, экскурсии, конкурсы, праздники, проектная деятельность, родительские лектории, акции, классные часы и др.
Схема взаимодействия при индивидуальном сопровождении детей и подростков «группы риска»
Ведущая роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится педагогу-организатору, психологической службе, классным руководителям, руководителям детских творческих объединений. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений - хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ творческого самовыражения. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.
Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы - это вопросы жизни. Поэтому в школе расширяется сеть детских творческих объединений разносторонней направленности, реализуются социально-значимые проекты «Родники души», «Старопышминский мегатурист», «Спешите делать добро». Большая целенаправленная работа проводится с этими детьми по учебной работе. Заместитель директора по УВР, классные руководители проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями по результатам учебы и поведения, организуют систему работы по оказанию помощи и поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями, внедряют в практику формы и методы инклюзивного образования. В целях повышения эффективности проводимой работы предполагается тесное взаимодействие с учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков города и поселка.
План мероприятий по реализации программы
№п/п
Направление деятельности
Сроки
Ответственный
1.
1.Планирование системы профилактической работы, порядок взаимодействия с учреждениями, осуществляющими профилактическую работу.
Август-сентябрь
Администрация
2.
Проведение в ОУ межведомственных операций «Школьник» и «Подросток»
Сентябрь-октябрь
Педагог-организатор
3.
Анализ ситуации о социальном положении детей в семье, выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, нуждающихся в государственной поддержке.
Сентябрь
Педагог-организатор
Классные руководители
4.
Составление социального паспорта школы.
Октябрь
Педагог-организатор
5.
Изучение интересов, склонностей и способностей детей «группы риска»
Сентябрь-октябрь
Классные руководители
6.
Обеспечить вовлечение указанной группы детей и подростков в детские творческие объединения, кружки, секции.
Сентябрь-октябрь
Педагог-организатор, классные руководители, руководители детских объединений.
7.
Осуществление контроля за своевременным выявлением несовершеннолетних, не посещающих ОУ по неуважительным причинам.
Систематически в течение всего учебного года
Учителя-предметники, классные руководители, зам.директора по УВР.
8.
Осуществлять комплексные меры, способствующие возвращению несовершеннолетних в школу для получения основного общего образования
В течение учебного года
Классные руководители
9.
В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверки условий их жизни, оказывать социально -реабилитационную помощь
Не реже 1 раза в полугодие
зам.директора по УВР.
Классные руководители
10.
Анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, детских творческих объединениях и спортивных секциях.
Не реже 1 раза в полугодие
Педагог-организатор, классные руководители,
руководители кружков, секций.
11.
Проведение методических совещаний, семинаров с педагогами по организации работы с детьми «группы риска»
В течение учебного года
зам.директора по УВР.
Педагог-организатор.
12.
Проведение совместных рейдов
по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей; по местам концентрации подростков;
Регулярно
зам.директора по УВР.
Педагог-организатор.
Инспектор ПДН
13.
Систематизация работы по правовому просвещению учащихся школы (согласно годового плана ВР)
В течение учебного года
зам.директора по УВР.
Педагог-организатор
Классные руководители
14.
Участие в городских, областных акциях по профилактике ПАВ, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде
В течение учебного года
зам.директора по УВР.
Педагог-организатор
Классные руководители
15.
В целях разъяснения Законодательства РФ проводить встречи подростков и их родителей в школе с представителей ТКДН и ЗП, адвокатуры, руководителей УВД, Центра занятости и других участников профилактики.
В течение учебного года
Администрация ОУ
16.
Организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию школьников.
В течение года
зам.директора по УВР.
Педагог-организатор
Классные руководители
17.
Организация летнего отдыха детей, оставшихся без попечения родителей,
детей из многодетных и малоимущих семей, подростков «группы риска»
Май-июнь
зам.директора по УВР.
Педагог-организатор
Классные руководители
18.
Оказать помощь в трудоустройстве несовершеннолетних в летний период
Май-август
зам.директора по УВР.
Педагог-организатор
Литература
1.Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под.ред.Т.В. Антоновой.М.:1995.
2. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга. Ярославль.: Содействие,1992.
3. Колесов Д.В. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании и токсикомании.М.: 1998.
4. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: практические рекомендации.М.:1999.
5.Раттер М. Помощь трудным детям.М.:1987.
6. Родионов В.А. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9классов/Художник Селиванов А.А. Ярославль: Академия развития:Академия Холдинг:2002.(Практическая психология в школе).
7. Селевко Г.К., Назарова И.Г.,Левина О.Г. Утверждай себя. М.: Народное образование,2001. (Самосовершенствование личности)
8.Фалькович Т.А.,Высотская Н.В., Тостоухова Н.С. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11классы.-М.: ВАКО,2007.
9. Юзерович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: Беседы для родителей.
Хабаровск,1982.