- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект с воинской частью патриотического направления Наша ПОБЕДА
Проект с воинской частью патриотического направления Наша ПОБЕДА
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сидорова С.П. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Новоозерновская основная общеобразовательная школа»
Выполнили: Сидорова Сусанна Петровна,
учитель начальных классов.
Козулина Вера Пантелеймоновна,
педагог-организатор.
п. Новоозерный
2015г
Проект
совместной работы МБОУ «Новоозерновская основная общеобразовательная школа» и воинской части Ермаковского района по военно-патриотическому воспитанию учащихся
к 70 - летию Победы .
Актуальность проекта:
Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования.
Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.
Исследования, проводимые органами исполнительной власти, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности.
Статистика утверждает, что события Великой отечественной являются постоянной темой для разговоров в каждой 4 российской семье. Для сравнения - из немецких семей это касается только каждой 12. Молодежь гордится историей своей страны, но плохо её знает.
На вопрос: «Какие решающие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?», респонденты назвали:
-
Сталинградскую битву - 71%
-
Курскую битву - 52%
-
Битву за Москву - 35%
-
Блокаду Ленинграда - 22%
-
Оборону Брестской крепости - 15%
-
Битву за Берлин - 14%
-
Битву за Кавказ - 5%
-
Смоленское сражение - 4%
-
Героическую оборону Севастополя - 4%
-
Наступательные операции Красной Армии по освобождению стран Восточной Европы назвали единицы.
На вопрос: «Назовите имена выдающихся полководцев Великой Отечественной войны» были названы:
-
83% назвали маршала Советского Союза Жукова
-
29% - К.К. Рокоссовского
-
18% - И.В. Сталина
-
12% - И.В. Конева
-
5 раз - генерал царской армии Брусилов
-
1 раз - Дзержинский
-
41раз - адмирал Ушаков
-
14 раз - адмирал Нахимов
-
5 раз - фельдмаршал Кутузов
-
14 раз - генералиссимус Суворов
-
4 раза - генерал Багратион
-
1 раз - Фрунзе
-
13 раз - маршал Тухачевский
-
1 раз - Распутин
-
4 раза - генерал Власов
Лишь 22% респондентов ответили, что Вторая Мировая началась в 1939 году, а не в 1941, как Великая Отечественная.
В качестве противников Советского Союза кто-то из опрошенных назвал Польшу, другие - Украину и даже Австро-Венгрию, которая распалась еще в 1918 году.
Дату снятия блокады Ленинграда знает 35% участников опроса.
Командующего Красной Армией правильно смогли назвать 49%.
31% назвали Жукова.
100% участников опроса единодушно заявляли:
- Что знать историю нужно.
В настоящий момент в учебной литературе (а также в кинофильмах) есть примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны, своего города является жизненно необходимым.
Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. В проекте представлен цикл мероприятий, посвящённых событиям, в которых в полной мере проявился героизм и патриотизм русских людей в Великой Отечественной войне.
Проблема проекта
«Молодежный фактор» во многом определяет направленность идущих процессов в стране, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Ведь растущее поколение - это в перспективе трудовой и экономический потенциал, от которого зависит прогрессивное развитие общества или его упадок. 1
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к подрастающему поколению и созданию условий для развития их жизненных позиций.2
Политика государства по отношению к детям, подросткам и молодежи должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию и школа является одним из важнейших инструментов данной политики.
Учителя из собственного опыта знают про отсутствие патриотизма у подрастающего поколения, а так же про неэффективные современные методы его патриотического воспитания. Можно ли закрыть глаза на происходящее?
Почему эта проблема - проблема общероссийского масштаба? Мы часто говорим о глобальных проблемах, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
Сегодня перед Россией стоит множество проблем:
-
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 граждан России ежегодно уезжают из страны, 70% из них - люди до 28 лет);
-
безразличие молодежи к судьбе Родины;
-
забываются традиции и обычаи своего народа;
-
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе;
-
наблюдается снижение уровня культуры населения;
-
отсутствую в системе образования компетентные программы по вопросам гражданско-патриотического воспитания;
-
основная масса выпускников школ после получения профессионального образования предпочитают оставаться в больших городах и не возвращаются в провинцию;
-
учащиеся школ безразлично относятся к процессу обучения;
-
у большинства Россиян утрачено представление о семейных ценностях.
Цель: воспитание патриотизма и подготовка подростков и юношей к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
1. Сформировать школьную систему нормативно-правового обеспечения деятельности в области военно-патриотического воспитания.
2. Внедрить наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.
3. Сформировать систему мероприятий, направленных на развитие патриотизма учащихся через вовлечение их в практическую деятельность.
4. Сформировать заинтересованное отношение учащихся к военной и государственной службе.
5. Создать условия для самореализации, социализации подростков.
6. Обеспечить координацию военно-патриотической деятельности школы с общественными объединениями и государственными организациями в рамках социального партнерства.
Сроки разработки и реализации проекта
Проект разработан в сентябре - декабре 2014 года и рассчитан на реализацию в январе - июне 2015 учебном году.
Участники проекта: учащиеся 1-9 классов, педагоги, военнослужащие.
Уникальность проекта:
Учитывая, что поставленные цели и задачи не могут быть реализованы в короткие сроки, уникальность данного проекта состоит:
- в его временной продолжительности,
- в использовании различных форм социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников,
- в воспитание подрастающего поколения через личное знакомство и общение с людьми старшего поколения, служащими в воинской части.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
- внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
- мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
- круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
- коллективные творческие дела.
- военно-спортивные состязания.
- встречи с военнослужащими.
- экскурсии.
- презентации.
Ресурсы проекта:
-
историческая, учебная и справочная литература;
-
наглядный материал (иллюстрации, репродукции и исторические карты, фотографии, зарисовки);
-
разнообразные виды дидактического материала;
-
выставки книг, рисунков, поделок,
-
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление зала).
-
медийные материалы ( аудио и видео записи, презентации)
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта предполагает формирование:
-
системы знаний о Великой Отечественной войне,
-
повышения интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
-
посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации, служба в Вооружённых Силах РФ.
Планирование проекта
№
Содержание
Сроки
проведения
Место проведения
1
Экскурсия в воинскую часть.
История военной части Ермаковского района.
март
в/ч
2
Один день из жизни военнослужащего. Изучение техники и оружия, воинского уклада службы, противопожарных средств.
апрель
в/ч
2
Матчевые встречи по волейболу, баскетболу, футболу.
Раз в месяц
Спорт.зал
школы
4
Концерт для военнослужащих, подготовленный учащимися школы.
май
школа
5
Военно-спортивная игра «Зарница»
февраль
Территория школы
6
Беседа с учащимися школы по теме «Профессия - Родину защищать».
январь
Школа
7
Занятия по физической, строевой, огневой, тактической подготовке
апрель
в/ч
8
Участие военнослужащих в школьных мероприятиях. Уроки «Великая Победа»
Январь - июнь
школа
9
«Поклонимся Великим тем годам» Участие в конкурсе «Караул»
май
10
Совместные мероприятия в рамках акции «Боевой листок»
Январь - май
школа
План мероприятий, по патриотическому воспитанию
п/п
Наименование мероприятия
Цель мероприятия
Форма проведения
Время проведения
1
«Я гражданин России»
Познакомить с отдельными эпизодами истории России, ее символом, великими людьми, раскрыть смысла понятия мероприятия.
Классный час
январь 2015г.
2
Подготовка и участие в проведении мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Формировать у детей уважительное отношение к защитникам Отечества, солдатам ВОВ.
Февраль - май 2015г.
3
Проведение круглых столов, научно - практических конференций, посвященные историческим событиям и памятным датам среди старшеклассников
Формировать у воспитанников интерес к историческим событиям и памятным датам нашей Родины.
Круглый стол
Февраль 2015г.
4
Организация выставок и временных экспозиций в фойе школы, посвященных знаменательным датам в истории государства и разработка сценариев их открытия.
Развивать у воспитанников интерес, уважительное отношение к истории Государства.
Коллективное занятие
Март 2015г.
5
Акция "Доброе сердце растопит снег".
Адресная помощь ветеранам тыла ВОВ в п. Новоозерный
Акция
Апрель 2015г.
6
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение, рисунок, посвященных знаменательным датам России Развивать у воспитанников умение выражать свои мысли в сочинении, рассказе, реферате.
Знать знаменательные даты России.
Творческие работы.
Апрель 2015г.
7
Организация и проведение мероприятий по подготовке учащихся к защите своего Отечества
Воспитывать у детей желание служить в армии, защищать свою Родину.
Коллективное занятие.
Май 2015г.
8
«Бессмертен тот, кто отечество спас»
Ознакомление с биографией великих полководцев России, воспитание чувств уважения героическому наследию России.
Комплексное занятие.
Май 2015г.
13
«Честь имею»
Формировать сознания необходимости защищать отечество.
Комплексное занятие
Июнь 2015г.
17
«Крепка семья - крепка Отчизна»
Формировать у воспитанников традиционное представление о семейных ценностях, подготовка к их будущей семейной жизни.
Круглый стол.
Июнь 2015г.
Заключение
Работая над проектом по столь значимой теме «Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны», призванной помочь решению проблемы недостаточного патриотического воспитания в школе, открылись очевидные плюсы от его реализации.
Кроме повышения патриотического сознания у школьников проект позволит интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность
- поиск материала к внеклассным мероприятиям;
- подготовка презентаций и выступлений, что способствует развитию аналитических способностей детей;
- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.
Реализация проекта позволит усовершенствовать принцип сотрудничества учащихся и учителей, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также откроет возможность формирования жизненного опыта , повысить самооценку и чувство успеха учеников.
Список используемой литературы
-
Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург:, 1999. - С. 476-505.
-
Анфилов В. А. Провал «Блицкрига». М.: Наука, 1974.
-
Битва под Москвой. Хроника, факты, люди: В 2 х кн. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001.
-
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
-
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н,Д.:Феникс, 2001.
-
Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2.
-
Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX - начала XXI века. Учебник. - М.: Просвещение, 2006.
-
Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма. М.: Наука, 1973.
-
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М., 1985.
-
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2007.
-
Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004.
-
Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», М., 2004.
-
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
-
Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в.». -М.: Просвещение, 2008.
-
Социология молодежи: учебник/ под ред. д-ра социол. Наук , проф., чл. - корр. РАН В.Н. Кузнецова. - Гардарики, 2007.
-
Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Киев, 1984.
-
Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
1 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н,Д.:Феникс, 2001. - с. 558
2 Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - с.3