Внеклассное занятие: Традиции главного православного праздника - Пасхи

В Волгоградской области существует областная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание граждан на 2011-2015 годы". В рамках этой программы, по инициативе Волжского благочиния и Управления образования г. Волжского, каждый год в нашем городе проводятся Епархиальные фестивали православной музыки: "Рождественский хоровой собор" и "Пасхальный хоровой собор". Это встречи и творческое сотрудничество с обучающимися образовательных учреждений города. Данная беседа для обучающихся старших классов...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Караваева Е.Г., учитель музыки

МБОУ СОШ №35 им. В.П. Дубины

Традиции главного православного праздника - Пасхи.

(беседа о духовной музыке для учащихся 7 - 9 классов).

Цель: познакомить учащихся с традициями православной культуры

(просветительская).

Задачи: 1) создать эмоциональную атмосферу "православного мирочув-

ствования", напитывая учащихся православным духом;

2) развивать художественно-образную память, творческую самостоятельность;

3) ориентировать детей на приобщение к духовным ценностям.

1.Вступление.

"Великая ектения". Демественное четырёхголосие. Хор издательского Дома Патриарха - слушание.

В.: Где мы можем услышать такое пение? (В храме, во время богослужения.)

Что сопровождает это пение? (Нет никаких инструментов, только голос.)

Правильно, при богослужении христиане славят Господа не бездушными предметами, но благороднейшим естественным инструментом - человеческим голосом (Металлов В.М.).

В.: Выберите из предложенных Вам определений наиболее характерные именно для богослужебного пения (термины вывешены на доске):

Строгость, Восторг, Простота, Душевность, Радость, Молитвенность, Слащавость, Умиление, Распевность, Естественность, Гибкость, Смирение.

Св. Афанасий Великий говорил о богослужебном пении: "Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души…"

2.Развитие.

Недалёк тот день, когда майским утром (5 мая) мы услышим колокольный звон всех церквей, увидим людей, которые будут говорить при встрече: "Христос воскресе!" вместо "Здравствуйте!", почувствуем запах ванили (так пахнут пасхальные куличи).

Мы же будем вспоминать белые платочки и пасхальные узелки в руках умытых старушек, которые медленно слетятся к дверям открытых церквей.

Как солнце блещет ярко, как неба глубь светла,

Как весело и громко гудят колокола!

Немолчно в Божьих храмах поют: "Христос воскрес!"

И звуки дивной песни доводят до небес.

Сегодня день великий: за нас проливший кровь

Христос воскрес из мёртвых и в мир явился вновь!

Еп. Иларион (Алфеев). Литургия, №13 ("Аллилуйа") - слушание.

Итак, Пасха - главный христианский праздник.

В этот день верующие вспоминают воскресение Господа Иисуса Христа.

Дата праздника определяется по лунному, а не по солнечному календарю, поэтому каждый год Пасха приходится на разное число.

Господь, распятый на кресте и воскресший, является основой веры христиан.

В пасхальную ночь православные верующие - даже те, кто редко посещает храм - приходят на богослужение, чтобы вместе со своими братьями и сёстрами по вере прославить воскресшего из мёртвых Спасителя мира. Христос воскрес, став первенцем из умерших, то есть победив смерть и открыв людям путь к спасению.

Сын Божий, Иисус, дал распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня он воскрес из мёртвых. Это случилось на седьмой день недели, который с тех пор называется воскресением. Поэтому каждое воскресение (выходной) люди не работают в память о воскрешении Христа.

По преданию, после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать своё учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далёкие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые - драгоценности, а бедные - что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: "Христос воскрес!"

Удивился император и сказал: "Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!"

Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

Еп. Иларион (Алфеев). Литургия, №8 ("Блаженны…") - слушание.

В.: Определите характер мелодического строя этого номера "Божественной Литургии". (Возвышенно-гимнический, торжественно-умилительный, радостно-сосредоточенный, просветлённо-мужественный).

Особенность этой музыки в том, что она написана не просто композитором, но священнослужителем, черпающим вдохновение в литургическом и духовном опыте. Основное настроение всех песнопений спокойное, просветлённое и молитвенное.

3. Кульминация.

"…Праздников праздником и торжеством из торжеств Пасху называют именно потому, что это самый главный праздник для православного человека. Поскольку жизнь человека вся наполнена скорбями, болезнями, несчастьями. Одни разрешают этот конфликт тем, что стараются получить побольше земных благ - в стяжании богатства, славы, наслаждений. Православие же понимает, что это всё равно тупиковый путь, жизнь наша в Боге находится, всякий, кто открыл для себя Господа, понимает, что подлинная жизнь пребывает на небесах, а здесь остаётся для нас подготовка к небесной жизни. И поэтому догмат Воскресения из мёртвых к вечной жизни является самым главным в христианстве. В этом догмате сосредоточены чаяния всякого человека на земле: в том, что земная жизнь когда-нибудь кончится, наступит вечная блаженная жизнь. И вот благодаря празднику Пасхи нам даётся прикоснуться к этому блаженству, и поэтому любой человек, приходящий в храм в эти дни, чувствует какую-то радость, какой-то подъём. Всё кругом ликует, играет…"(Иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище.)

Посмотрите на эти фотографии. На них изображён Хор Донских Казаков п/у С. Жарова, созданный в 1923 году в ссылке из Турции в Вену, проезжая через Грецию и Болгарию, после своего поражения от Красной Армии. С. Жаров учился в Московском Синодальном училище у А.Д. Кастальского, он сумел собрать хор из эмигрантов, сохранив для нас русскую культуру. Пасхальную службу (её партитуру) офицеры написали по памяти, разучили с солдатами, затем провели сначала в своём пересыльном лагере, а потом стали выступать по округе и в других странах. Представьте себе, о чём могли думать эти боевые офицеры, выступая 1 января в Венском Королевском Дворце перед собравшимися там гостями как артисты! Они, офицеры Белой Армии, равные всем собравшимся по крови, могли бы сами находиться на месте этих гостей!

Литургия в православной традиции развёртывается как единая неразрывная мистерия. Верующие погружаются в стихию молитвы, не прерываемой ничем. По православному учению, в совершении Литургии участвует не только Церковь земная, но и Церковь небесная - не только люди, но и ангелы. Казаки "молились с верою, находя в молитве отраду, вдохновенно, с глубоким чувством пели…" (С. Жаров).

"Воскресение Твоё, Христе Спасе…" Стихира. Глас 6. Песнопения Святой Пасхи. Хор донских казаков п/у С. Жарова - слушание.

(пауза - "умное" молчание).

4. Финал.

В.: Как Вы считаете, какое в богослужебной музыке есть произведение, в котором бы чувствовалось единение, радость (единство радости для всего)?

Такое произведение есть - это Тропарь, древнейшая христианская молитвенная песнь, повествующая о сущности празднуемого события или о жизни и подвигах святого.

Да, тропарь - краткое песнопение, посвящённое празднику (в данном случае, Пасхе). Его поют прихожане вместе с церковным хором. Каждый невольно становится участником действия. Тропарь поётся множество раз, к середине службы его уже можно выучить, а не петь его невозможно, поскольку все прихожане чувствуют радость и единение друг с другом.

"Тропарь Пасхи" - слушание.

Христос воскресе из мёртвых.

Смертию смерть поправ,

И сущим во гробех живот даровав.

  • Разбор текста.

  • Разучивание музыкального текста с голоса с опорой на слово.

  • Обращаем внимание на распевки и остановки.

  • "Торжество для радующихся, утешение для унывающих" (Свт. Иоанн Златоуст) - исполнение.

  • Тропарь - это песнь - восхваление.

"Тропарь Пасхи" - исполнение.

5. На следующий урок после беседы:

В.: С какими православными традициями мы познакомились?

Как Вы считаете, нужна ли духовная музыка?

Она может звучать только в храме, или нет?

Какие чувства наполняют людей, причастных к духовной музыке?

Как проявляют свою любовь к Богу верующие?

Нравственный урок, который Вы вынесли с предыдущего занятия?

Электронные ресурсы:

  • [email protected]

  • http: //azbyka.ru

  • russisch-fuer-kinder.de

  • http: //ru.wikipedia.org

  • http: //scnc.ru

  • http: //music.edu.ru

  • http: //pravera.ru

  • http: //notes.tarakanov.net

  • bogoglassnik.ru

  • http: //monkhood.narod.ru>kliros.html

  • http: //severnij - forum.ucoz.ru

  • http: //vkontakte.ru/videos - 4382670#/

  • http: //pravoslavie.ru

  • http: //portal - slovo.ru

  • http: //rlib.yar.ru

  • http: //regentskoed seminaria.ru>

  • http: //portal - credo.ru

  • http: //sarrsute.ru

  • http: //dissers.ru

  • http: //nauka - pedagogika.com

  • nativitas.ru

  • pravtor.ru

  • vagankovo.com



© 2010-2022