«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Разработка открытого интегрированного урока на городском семинаре на тему: «Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции»

по предмету «Самопознание»

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Провели:

учитель самопознания Абдулина В.Д.

учитель биологии Истомина Н.А.

учитель русского языка и литературы Масадыкова Б.М.

КГУ ОШ № 76

Турксибского района

г. Алматы

РАЗДЕЛ I

«БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

на тему: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ХАРАКТЕР

Посеешь поступок - пожжешь привычку,

Посеешь привычку - пожнёшь характер,

Посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Восточная мудрость


«КРУГ РАДОСТИ»

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»




Учитель Самопознания - Абдулина В.Д.:

- Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости!

- Ребята и уважаемые гости давайте встанем в круг - возьмёмся за руки и у нас получился замкнутый круг. Зарядите друг друга энергией положительных эмоций с пожеланиями добра и света, а теперь возьмите эту энергию и прижмите ее к груди. Поприветствуйте друг друга. Спасибо и вам уважаемые гости. Присаживаетесь.

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

- Сегодня мы с вами продолжаем тему: «Человек и его характер». Вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке.

Притча «Воспитание характера»

- В чем поучительная идея притчи?

Предполагаемые ответы:

- Отец учил сына быть терпеливым, думать, перед тем как что-то делать.

- Отверстия, которые остаются после того когда сын вытаскивал гвозди - это печать на его характере.

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Ученик: в переводе с греческого слово «ХАРАКТЕР» означает «ЧЕКАНКА», «ПЕЧАТЬ».

с одной стороны, человек чеканит, отливает характер,

с другой - характер накладывает печать на его поступки.

Учитель: (предварительная работа) ребята на урок вы приготовили портреты, в которых вы отразили те черты внешнего сходства с родителями. Дайте характеристику ваших выполненных работ.

- Влияют внешние сходства на формирование характера?

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Предполагаемые ответы:

- Нет, не влияют.

- Нет, возможно, ребенок берет какую - то часть характера, но и то это зависит от самого ребенка.

Учитель биологии - Истомина Н.А.:

- Каждый человек похож на других людей, прежде всего потому, что он является человеком, то есть имеет такие же физические параметры, как и остальные. Он дышит, говорит, ест, спит, ходит на работу или занимается своим бизнесом. Но, в то же время, каждая личность является яркой индивидуальностью.

- Что отличает конкретного человека от других людей? Конечно, характер. Именно характер определяет то, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Я пока не затрагиваю важную тему воспитания, а просто говорю о том типе характера, к которому относитесь вы сами. Итак, кто же такие эти люди, которых называют холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик?

Предполагаемые ответы детей:

Меланхолик - человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.

Холерик - сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает не надолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.

Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.

Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

- Я хочу рассказать вам, в чем разница между разными типами характеров людей. Нельзя сказать, что один характер плохой, а другой хороший. В каждом человеке есть черты характера положительные, но всегда можно найти в нем и отрицательные черты характера

= Работа с учебником = стр. 22

- Перед вами качества человеческого характера, представленные в алфавитном порядке. Прочитайте их и выберите те качества, которые на ваш взгляд, необходимы каждому человеку. Раскройте их смысл.

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Размышление над ситуацией.

Предполагаемые ответы: характеристика типов характера.

Самостоятельная работа (выводы учащихся).

Задание:

К каждому типу характера подобрать несколько прилагательных из текста.

Ответы учащихся:

Пример: отношение к учебе - усидчивость, трудолюбие, пунктуальность.

отношение к другим людям - уважение, толерантность, любовь, взаимопонимание.

Ученики рассказывают стихотворение Руфь Тамариной «Цена» (стр. 24 учебника)

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Принимайте меня такой,

Как я есть - плохой или хорошей.

Стою я только то, что стою,

ни гроша не стою дороже.

Набивать себе цену - мелко,

я доподлинно это знаю:

ярлыки - пустая безделка,

их теряют и забывают.

Только примеси не должно быть,

когда время поставит цену:«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Даже медь самой низшей пробы,

если чистая медь - бесценна.

Учитель Самопознания - Абдулина В.Д.:

- В чем смысл самооценки?

- Можно ли себя объективно оценить?

- Если посмотреть на себя со стороны глазами родных, близкого друга, учителя, родителей, родственников что он может сказать?

- Попробуйте определить, где проявляется ваш истинный характер?

Предполагаемые ответы:

- Любой человек характеризует себя только с положительной стороны. Есть такая народная поговорка «В чужом глазу песчинку заметишь, а в своем и бревна не увидишь».

- Родные, родители видят в нас только с хорошей стороны, так как мы же их дети, которых они родили и воспитали.

- Они верят нам больше, чем кому- то чужому.

- Истинный друг всегда скажет правду, какая бы она горькая не была.

- Учитель видит нас такими, какие мы действительно есть, так как мы 80% времени находимся в школе и не подозревая сами показываем настоящий характер.

- Дома мы белые и пушистые.

- Некоторые попадают под влияние окружающих и через определенное время показывают свое истинное лицо.

- Сам мир иногда влияет на характер человека, он начинает подстраиваться под него.

- Влияет ли внешние факторы на формирование характера?

В этом нам поможет учитель русского языка и литературы Масадыкова Б.М.

- «Единение» стр. 26 - 28 Учебника

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

- Давайте мы с вами разберемся, какие же внешние факторы влияют на формирование характера.

- Как Вы думаете, семья влияет на формирование характера?

- Статистические данные и психологи говорят: в подростковом возрасте авторитет родителей ослабевает, и влияние на мировоззрение оказывают друзья.

- Теперь вспомним историю Генриха Шлимана, который стал историком, благодаря тому, что прочитал в детстве легенды о трое и троянской войне.

- Значит, могут повлиять на формирование характера и книги, которые мы читаем.

- И, наконец, влияние на формирование характера играет общество, окружение, принятые в данном обществе моральные ценности.

Отразим это в нашем кластере: ( самостоятельная работа учащихся)

ХАРАКТЕР

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Самостоятельная работа (выводы учащихся).

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Учитель Самопознания Абдулина В.Д.:

Это интересно, стр. 28 - 29 - работа с учебником.

Размышление над ситуацией:

«Человек - творец себя» (по книге «О педагогике»)

Иммануил Кант.

- Как развить сильную волю, не обращая внимания на влияние окружающего мира?

- Как автор определяет характер?

- Почему он считает формирование характера основой воспитания нравственности?

- Какие черты, характеризующие нравственную воспитанность, отмечены И.Кантом?

- В каком случае, по мнению автора, человек не может доверять сам себе?

- Как вы понимаете слова: «Человек живет в радости сердца своего, когда не в чем упрекнуть себя»?

- Назовите яркие, сильные черты характера своих одноклассников.

Предполагаемые ответы:

- Наш 10 «А» класс сборный, все мы пришли в класс после окончания 9 класса, некоторые пришли из других школ, но мы очень дружны, стараемся помогать друг другу.«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

- Роман, спокойный, уравновешенный, имеет свое собственное мнение.

- Моисей веселый, шустрый, очень подвижный, когда его нет в школе в классе очень скучно, но он в 10 классе очень изменился по отношению к учебе, молодец.

- Виктория, ответственная, спокойная, всегда готова к урокам.

Самостоятельные выводы учащихся.

- Что нового и интересного вы узнали на этом уроке?

- Какая часть вам более всего понравилась?

- О чем бы вы хотели еще узнать на уроке самопознания?

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Предполагаемые ответы:

- Уроки самопознания для меня лично являются чем-то в виде тренинга, поэтому хотелось, чтобы урок провели совместно с психологом школы.

- Я всегда считал, что мой характер передался мне по наследству через гены. Теперь я точно знаю, что сходство с родителями или родными - это всего лишь внешнее, а характер человек формирует сам.

- Окружающий мир, наше время действительно накладывают на характер человека свою печать, но лишь человек формируя свой характер, может добиться той цели, которую он поставил перед собой.

- Очень понравился урок, он позволяет раскрыться ученику, научиться правильно мыслить, высказывать свои мысли и делать выводы.

«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Стихи учеников о характере.

«Молчание» Ф.И. Тютчев

Молчи, скрывай и таи,

И чувства и мечты свои.

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят вне

Безмолвно как звезды в ночи

Любуйся ими и молчи.

Как высказать себя?

Другому, как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь

Мысли изреченная есть ложь

Взрывая, возмутишь ключи

Питайся ими и молчи.

Лишь жить в самом себе умей,

Есть целый мир в душе твоей;

Таинственно - волшебных дум;

Их оглушит наружный шум

Дневные разгонят лучи

Внимай их песню и ….. молчи.

*****************

Я ненавижу в людях ложь,«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»

Она порой бывает разной,

Весьма искусной или праздной

и неожиданной, как нож.


Я ненавижу в людях ложь,

Ту, что считают безобидной,

Ту, за которую мне стыдно,

Хотя не я, а ты мне лжешь.


Я ненавижу в людях ложь,

Я негодую и страдаю,

Когда ее с улыбкой дарят,

Так, что сперва не разберешь.


Я ненавижу в людях ложь,

Я не приемлю объяснений,

Ведь человек, как дождь весенний,

А как он чист весенний дождь.


Круг «От сердца к сердцу» - игра «Волшебная полочка».

Цель: участники игры передают друг другу волшебную палочку и говорят при этом положительные черты характера.




© 2010-2022