Сценарий фольклорного праздника «Изба-избушка»

"Описание материала: Предлагаемый материал можно использовать и для проведения фольклорного праздника в школе, и для классного часа, и для урока ИЗО. Здесь в игровой форме учащиеся знакомятся с элементами русской избы, с русскими традициями, узнают новое о истории русского народа. Здесь, как вступление, используется небольшая презентация, на протяжении всего праздника звучат русские народные (и композиторские) песни, почти все предлагаемые конкурсы носят познавательный характер и, кроме того, пр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Костинская основная общеобразовательная школа»

Фольклорный праздник в школе «Изба-избушка»

(для 5-9 классов. 26 ноября 2012 г.)

Подготовила и провела: учитель музыки, ИЗО и МХК, педагог-организатор школы Н.В.Черненко.

Цели: развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору"; развивать интерес к русским народным традициям, к историческому прошлому; способствовать развитию эстетического вкуса через народную песню, игру, шутку; обогащать знания учащихся о русских традициях, приметах

Оборудование: мультимедийный диапроектор, компьютер, МР 3 проигрыватель, готовая презентация по материалам праздника, конверт с заданиями для команд, конверт с ответами на все конкурсы для членов жюри, фортепиано, самовар, чайная посуда, расшитые рушники, народные костюмы, диски с народными песнями.

Муз.оформление: русские народные песни «Бояре», «А я по лугу…»,»Конфетки-бараночки», «Во кузнице», «Раз прислал мне барин чаю…» и др.; песни «Во деревне то было…», «Завалинка» в исполнении учащихся 5, 6 и 7 класса.

Ход проведения мероприятия.

(Звучат русские народные песни.)

  1. Вводная беседа ведущей. (сопровождается презентацией) (Слайд 1)

Изба-избушка! Какое знакомое и даже веселое слово! Так называлось традиционное жилище русского человека. (Слайд 2) После избушки появились прекрасные храмы, дворцы, современные многоэтажные здания. (Слайд 3). «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. Для обеспечения этой крепости большое внимание отводилось времени начала строительных работ, материалу, из которого строили дом. Каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков. (Слайд 4).

А какие интересные, необычные названия у различных частей русской избы: (Слайд 5).

В мир человека есть 2 лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром. (Слайд 6).

Сегодня мы совершим путешествие в далекое прошлое, когда избушка была главным видом жилища. (Слайд 7). Итак, путешествие начинается.

  1. Ведущая представляет членов жюри и команды-участницы. В конкурсах принимают

участие 2 команды: «Домовята» и «Старатели». В каждой команде по 7 участников - ребята в команду набираются по желанию, но в каждой команде по равному количеству учащихся от каждого класса. Ведущая разъясняет участникам как оцениваются конкурсы.

  1. Проведение конкурсов.

  • Конкурс 1. Мудрое слово.

Удивительно, как любой народ за многие века своей жизни отчеканил в пословицах свое отношение к миру, к жизни, к другим людям. Вот и о доме, своем жилище, сложил он огромное количество пословиц - мудрых, кратких, выразительных. Наша задача - сообща вспомнить некоторые из них. Я говорю начало пословиц, команды по очереди их заканчивают и за правильные их завершения получают по 1 очку. (см. задания конкурса 1)

  • Конкурс 2. Сказочная избушка.

Любили наши предки свое жилище: ласково его называли и во многих сказках не могли без избушки обойтись. Вот и мы с вами сейчас отправимся в гости к сказкам, и это будут сказки с избушкой. Я читаю фрагмент из сказки, а команды по очереди угадывают ее название да очко за это получают. (см. задания конкурса 2)

- Просим жюри подвести и объявить итоги первых двух конкурсов. А пока жюри работает, нас ждет музыкальная пауза с участием учащихся 5 класса. Ребята исполнят нам русскую народную песню «Во деревне то было, в Ольховке».

Жюри оглашают итоги двух первых конкурсов.

Мы вспомнили мудрое слово наших предков о жилье, совершили путешествие в мир русской сказки и узнали, какие разные избы-избушки в ней встречаются. Сейчас окунемся в мир родного языка.

  • Конкурс 3. Знатоки русского языка.

Команды получают конверты, в которых на разных карточках написаны слова и их объяснение. Задача игроков - составить правильные пары: слово и его объяснение. Итоги своих размышлений они представят на суд жюри. За каждую правильную пару им присуждают по одному очку. Слово и его объяснение помещается на разных карточках. (см. задания конкурса 3)

  • Конкурс 4. Без чего дом не строили ?

Жилище крестьянина - изба - складывалось в течение столетий. Оно было приспособлено к природным условиям Древней Руси, к образу жизни людей, ее населявших. Каждый элемент в избе имел свое назначение, свое устройство и свое старинное название. Сейчас перед участниками команд ставится задача - вспомнить и назвать важнейшие части внутреннего устройства старинной русской избы. Команды по очереди дают по одному ответу. В случае затруднения очередь переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ - 1 очко. (см. возможные ответы к конкурсу 4).

  • Конкурс 5. Блиц.

Настал последний конкурс, посвященный избе-избушке. И если до сих пор у вас было время на размышление, то теперь мы предлагаем другие условия игры: команды отвечают сразу на всю серию вопросов без обдумывания. Вопросы, на которые не будут даны ответы, после конкурса мы предложим болельщикам, которые смогут помочь своим командам. (см. вопросы конкурса 5)

- Все этапы игры пройдены. Команды проявили мужество в борьбе за победу. Предоставим возможность жюри оценить вторую серию конкурса и подвести итоги всей сегодняшней игры. Нас ждет вновь музыкальная пауза: ребята из6 и 7 класса исполнят для всех песню Г.Мацегоровой и А.Лукьяненко «Завалинка».

4. Подведение итогов игры - слово жюри. Награждение победителей, поощрительные призы проигравшей команде, призы болельщикам, принявшим активное участие в мероприятии.



© 2010-2022