- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сценарий фольклорного праздника «Изба-избушка»
Сценарий фольклорного праздника «Изба-избушка»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черненко Н.В. |
Дата | 05.02.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
МБОУ «Костинская основная общеобразовательная школа»
Фольклорный праздник в школе «Изба-избушка»
(для 5-9 классов. 26 ноября 2012 г.)
Подготовила и провела: учитель музыки, ИЗО и МХК, педагог-организатор школы Н.В.Черненко.
Цели: развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору"; развивать интерес к русским народным традициям, к историческому прошлому; способствовать развитию эстетического вкуса через народную песню, игру, шутку; обогащать знания учащихся о русских традициях, приметах
Оборудование: мультимедийный диапроектор, компьютер, МР 3 проигрыватель, готовая презентация по материалам праздника, конверт с заданиями для команд, конверт с ответами на все конкурсы для членов жюри, фортепиано, самовар, чайная посуда, расшитые рушники, народные костюмы, диски с народными песнями.
Муз.оформление: русские народные песни «Бояре», «А я по лугу…»,»Конфетки-бараночки», «Во кузнице», «Раз прислал мне барин чаю…» и др.; песни «Во деревне то было…», «Завалинка» в исполнении учащихся 5, 6 и 7 класса.
Ход проведения мероприятия.
(Звучат русские народные песни.)
-
Вводная беседа ведущей. (сопровождается презентацией) (Слайд 1)
Изба-избушка! Какое знакомое и даже веселое слово! Так называлось традиционное жилище русского человека. (Слайд 2) После избушки появились прекрасные храмы, дворцы, современные многоэтажные здания. (Слайд 3). «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. Для обеспечения этой крепости большое внимание отводилось времени начала строительных работ, материалу, из которого строили дом. Каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков. (Слайд 4).
А какие интересные, необычные названия у различных частей русской избы: (Слайд 5).
В мир человека есть 2 лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром. (Слайд 6).
Сегодня мы совершим путешествие в далекое прошлое, когда избушка была главным видом жилища. (Слайд 7). Итак, путешествие начинается.
-
Ведущая представляет членов жюри и команды-участницы. В конкурсах принимают
участие 2 команды: «Домовята» и «Старатели». В каждой команде по 7 участников - ребята в команду набираются по желанию, но в каждой команде по равному количеству учащихся от каждого класса. Ведущая разъясняет участникам как оцениваются конкурсы.
-
Проведение конкурсов.
-
Конкурс 1. Мудрое слово.
Удивительно, как любой народ за многие века своей жизни отчеканил в пословицах свое отношение к миру, к жизни, к другим людям. Вот и о доме, своем жилище, сложил он огромное количество пословиц - мудрых, кратких, выразительных. Наша задача - сообща вспомнить некоторые из них. Я говорю начало пословиц, команды по очереди их заканчивают и за правильные их завершения получают по 1 очку. (см. задания конкурса 1)
-
Конкурс 2. Сказочная избушка.
Любили наши предки свое жилище: ласково его называли и во многих сказках не могли без избушки обойтись. Вот и мы с вами сейчас отправимся в гости к сказкам, и это будут сказки с избушкой. Я читаю фрагмент из сказки, а команды по очереди угадывают ее название да очко за это получают. (см. задания конкурса 2)
- Просим жюри подвести и объявить итоги первых двух конкурсов. А пока жюри работает, нас ждет музыкальная пауза с участием учащихся 5 класса. Ребята исполнят нам русскую народную песню «Во деревне то было, в Ольховке».
Жюри оглашают итоги двух первых конкурсов.
Мы вспомнили мудрое слово наших предков о жилье, совершили путешествие в мир русской сказки и узнали, какие разные избы-избушки в ней встречаются. Сейчас окунемся в мир родного языка.
-
Конкурс 3. Знатоки русского языка.
Команды получают конверты, в которых на разных карточках написаны слова и их объяснение. Задача игроков - составить правильные пары: слово и его объяснение. Итоги своих размышлений они представят на суд жюри. За каждую правильную пару им присуждают по одному очку. Слово и его объяснение помещается на разных карточках. (см. задания конкурса 3)
-
Конкурс 4. Без чего дом не строили ?
Жилище крестьянина - изба - складывалось в течение столетий. Оно было приспособлено к природным условиям Древней Руси, к образу жизни людей, ее населявших. Каждый элемент в избе имел свое назначение, свое устройство и свое старинное название. Сейчас перед участниками команд ставится задача - вспомнить и назвать важнейшие части внутреннего устройства старинной русской избы. Команды по очереди дают по одному ответу. В случае затруднения очередь переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ - 1 очко. (см. возможные ответы к конкурсу 4).
-
Конкурс 5. Блиц.
Настал последний конкурс, посвященный избе-избушке. И если до сих пор у вас было время на размышление, то теперь мы предлагаем другие условия игры: команды отвечают сразу на всю серию вопросов без обдумывания. Вопросы, на которые не будут даны ответы, после конкурса мы предложим болельщикам, которые смогут помочь своим командам. (см. вопросы конкурса 5)
- Все этапы игры пройдены. Команды проявили мужество в борьбе за победу. Предоставим возможность жюри оценить вторую серию конкурса и подвести итоги всей сегодняшней игры. Нас ждет вновь музыкальная пауза: ребята из6 и 7 класса исполнят для всех песню Г.Мацегоровой и А.Лукьяненко «Завалинка».
4. Подведение итогов игры - слово жюри. Награждение победителей, поощрительные призы проигравшей команде, призы болельщикам, принявшим активное участие в мероприятии.