Классному руководителю

  • Сценарий ко Дню защитника Отечества О доблести, о чести и о славеО доблести, о чести и о славе! Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого Дню защитника Отечества Цели: -воспитывать у детей чувство гордости за своих предков; - воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов; - воспитывать чувство взаимовыручки, дружеские отношения; - развивать актерские способности; - развивать познавательные интересы детей; - закрепить и пополнить знания о Российской Армии. В.: Здравствуйте, ребята и уважаемые педагоги. Все вы знаете, что уже...
  • Сценарий праздничного концерта ко Дню инвалидовВ.: Добрый день дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в этом уютном праздничном зале! А встреча наша приурочена к Международному дню инвалидов, провозглашённому 3 декабря 1992 года Генеральной Ассамблеей ООН. С 3 по 13 декабря по всей стране походит ежегодная декада инвалидов. Это еще одна возможность обратить внимание на проблемы людей, волею судьбы имеющих слабое здоровье, нуждающихся в особой помощи и поддержке. И хотя этот день трудно назвать праздником, но это ваш день – день сильных и ус...
  • Классный час Моя семьяКлассный час предназначен для проведения в начальных классах. цель классного часа 1. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека. 2. Прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье. 3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи. 4. Укреплять привязанность к членам своей семьи. 5. Сформировать представление о важности каждого члена семьи. 6. Научить детей гордиться достижениями, традициями и обыч...
  • Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей 4-5 лет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ группы компенсирующей направленности для детей от 4-5 лет №11 сроком на 2014-2015 учебный год Авторы: воспитатель ДОУ Огонек Конради О.А. г. Нерюнгри, 2014 Содержание Содержание……………………………………………………………………………………….. 2 Пояснительная записка………………………………………………………………….... 1. Нормативно-правовые документы…………………………………………………………… 3 2. Образовательная программа и парциальные программы…………………………………… 3 3. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников с ЗПР 4 – 5 лет…………………………………………………………………………………………… 5 4. Основные и специфические цели и задачи образовательной программы……………….... 7 5. Цели и задачи валеологической студии Азбука здоровья……………………………….. 8 6. Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………………………. 8 7. Содержание психолого-педагогической работы ……………………………………………. 10 8. Особенности организации образовательного процесса в группе…………………………... 15 9. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)……………………. 16 Содержание программы…………………………………………………………………... 1. Учебный план реализации образовательных областей……………………………………... 17 2. Вариативная часть. Региональный компонент………………………………………………. 18 3. Режим дня (холодное время года)…………………………………………………………….. 19 4. Режим дня (теплое время года)……………………………………………………………….. 20 5. Непосредственно образовательная деятельность……………………………………………. 21 6. Формы, методы и способы реализации программы………………………………………… 22 7. Закаливающая и физкультурно-оздоровительная работа………………………………….... 24 8. Физкультурно-оздоровительные мероприятия……………………………………………… 25 9. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.. 26 10. План мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма………... 27 11. План мероприятий по противопожарной безопасности…………………………………… 28 12. Взаимодействие с семьей…………………………………………………………………….. 30 13. Тематический план…………………………………………………………………………… 37 14. Перспективный план работы………………………………………………………………… 38 Пояснительная записка 1. Нормативно-правовые документы Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: · Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации; · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования; · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; · Устав учреждения; · Лицензия на право осуществления образовательной деятельности от 31.12.2009 г., Серия А, № 292. · Основной общеобразовательной программой Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №60 Огонек, разработанной в соответствие с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой 2. Образовательная программа и парциальные программы Программа общеобразовательного уровня Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой Программа дополнительного, коррекционно-развивающего уровня Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П.Зорина Образ.област Методическое обеспечение, парциальные программы Физическое развитие - Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Просвещение. 1986. - Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС.2004 - Осокина Т.И.Обучение плаванию в детском саду . – М.: Просвещение, 1998. - Л.В. Игнатова, О.И. Волик. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. Познавательное развитие - Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет. – М.: Ювента, 2004. - Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Владос, 2001 - Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений.–М.:Мозаика-Синтез, 2007 - Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой – М.: Просвещение 1990. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.Перспективный план работы по формиров... Речевое развитие - Нищева Н.В. Система коррекционной работы для детей с ОНР. – СПб.: Детство – 2003. - Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и метод. рек. Для дошкольного учреждения компенсирующего вида. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции ОНР в условиях спец. Группы д/с для детей с тяжелыми ... Социально-коммуникативное развитие - Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. -М.А.Панфилова Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры - М.: -И.И.Мамайчук Психологическая помощь детям с проблемами в развитии - СПб.: -Ковальчук Я.И. Трудовое воспитание дошкольников. – Мн.: Нар.асвета, 1983. -В.В.Ткачева Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультир... Художественно-эстетическое развитие - Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. -Петрова И. Аппликация для дошкольников. - СПб.: Детство-пресс 2004 - Малышева И.Н., Ермолаева Н.А. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия Холдинг. 2001. - Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985. - Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа, конспекты). Пособие для педагогов до... Образовательные программы дополнительного образования Азбука здоровья -Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. -Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. – М.: Книголюб,2008 - Белая К.Ю., Зимонина Л.А., Кондрыкинская Л.А.Твоя безопасность Как вести себе на улице -Зайцев Г.К. Уроки Айболита Расти здоровым. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 3. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников с ЗПР 4 – 5 лет Рассматривая психологические особенности дошкольников с ЗПР 4-5 лет, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонко... Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника · охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей создание современных условий для полноценного познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников, через игру осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников, комплексное сопровождение и тесное взаимодействие педагогов при работе с детьми с отклонениями в развитии; интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство. · взаимодействие ДОУ и... Коррекционные цели: · Сформировать у детей с ЗПР знаний об окружающем мире, развития речи и познавательного развития соответствующим требованиям коррекционной образовательной программы. · Преодолеть отклонения в физическом или психическом развитии воспитанников, по средствам комплексного сопровождения и тесного взаимодействия педагогов. · Всестороннее развитые психические процессы. · Обеспечивать процесс обучения и воспитания с позиций системного подхода. · Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); · Накапливать представления и знания о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях; · Формировать представления о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве; · Формирование представлений о здоровом образе жизни. · Развивать познавательную активность в сенсорном и умственном развитии; · Преодолевать недостатки речевого развития при помощи обогащения и систематизации
  • Исследовательская работа Родственники - участники Великой Отечественной войны Исследовательская работа младшего школьника - это долгий и кропотливый труд учителя, родителей и ученика. Данная работа являеся результатом 3 лет такой совместной деятельности. Вначале был собран материал, рассказывающий о родословной семьи Трухачёвой Елизаветы и прослеживалась связь между историей страны и отдельно взятой семьи на протяжении семи поколений.Выполнение этой работы шло постепенно, так как информацию приходилось искать в самых разных источниках: рассказы родственников, газетны...
  • Внеклассное мероприятие Дорогой народных традиций Данное мероприяти ориентировано на формирование национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям человеческой культуры, к Северу, к людям, к традициям у школьников. Внеклассная работа, построенная на основе этой программы, способствовала созданию атмосферы товарищества в классе, взаимопомощи и толерантности с опорой на нравственные истоки культуры нашего северного края. Это коллективное творческое дело требует предварительной подготовки: проведения тематически...
  • Классный час Ролевая игра Разговор с ребенком Цель классного часа: осознание родителем собственного стиля взаимодействия со своим ребенком, получение обратной связи; выработка новых моделей поведения в критических ситуациях при общении с детьми; осознание барьеров, которые мешают родителям лучше понимать своего ребенка. В игре принимают участие 3 активных и 3 подыгрывающих игрока. Ролевые ситуации разыгрываются в парах. Вы можете использовать разработку классного часа для старшеклассников и их родителей. Во время ролевой игры ...
  • Тематическое занятие по теме Птичьи именаЦели: - расширить кругозор детей; - показать обычное явление под новым углом зрения; - развивать творческое воображение, фантазию, смекалку; - совершенствовать наблюдательный опыт, зрительную и слуховую память; Оборудование: аудиозаписьГолоса птиц, презентация Птицы. Методическое указание: занятие проводится с учащимися начальных классов. Заняти способствует развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту. С пением птиц, с шелестом листьев отк...
  • Концертная программа Мы помним! Мы гордимся!, посвящённая юбилею Великой ПобедыКонцертная программа Мы помним! Мы гордимся! Занавес закрыт. На слайде Вечный огонь и надпись: Моему деду, прадеду, и всем ветеранам посвящается… Ведущие: Добрый день, уважаемые учителя, родители, учащиеся и гости нашего праздника! Ведущие: Мы приветствуем вас на творческом школьном концерте, посвящённом юбилею Великой Победы. Ведущие: В эти майские дни мы снова и снова с глубокой признательностью обращаемся к ветеранам и участникам войны, ко всем, кто в сороковые годы денно и нощно своими...
  • Сценарий проведения праздника Последний звонокСценарий предназначен для проведения последнего звонка учащихся 11 класса. Заранее необходимо украсить зал плакатами, воздушными шарами, цветами, голубями….. и т.д. (выдумка выпускников и классного руководителя). В жизни каждого школьника последний звонок играет огромную роль. Именно он становится проводником во взрослую осмысленную жизнь – жизнь без школы. Поэтому важно таким образом провести Последний звонок, чтобы память о нем сохранилась на всю жизнь. Сценарий проведения праздника Послед...
  • Классный час: Осторожно-вредные привычки!Классный час для 6 класса Цель: Предоставление подросткам информации по проблеме употребления психоактивных веществ Задачи6 Обсуждение причин употребления психоактивных веществ, воздействия психоактивных веществ на организм человека, процессы превращения человека в зависимого от табака, алкоголя и наркотиков, доказать,что употребление психоактивных веществ не является эффективным способом разрешения проблем, обратить внимание на то, что употребление психоактивных веществ становится всё более ...
  • Классный час Живая память, посвященный Дню вывода войск из Афганистана Классный час Живая память, посвященный Дню вывода войск из Афганистана. Вспомним всех поименно, Вспомним сердцем своим. Это нужно не мертвым, Это нужно живым… Цели: 1) способствовать развитию у студентов чувства ответственности; 2) содействовать формированию у учащихся умений анали­зировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий; 3) формирование у молодых гражда...
  • Конспект родительского собрания по ПДД Родительское собрание по правилам дорожного движения Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. Задачи: Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усв... 1 Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения? 2 С какого возраста вы стали знакомить его с ними? 3 Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно? 4 Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения? 5 Бывает иногда так, что ваш ребенок преподает вам урок безопасного поведения на дороге? Результаты анкетирования (слайд № 4): 1. Знакомите ли вы своего ребёнка с правилами дорожного движения? 9 человек из 9 ответили да. 2. С какого возраста вы стали знакомить его с ними: С 3 лет- 2 человека. С 4 лет – 2 человека. С 5 лет – 2 человека. С 6 лет – 3человека. 3. Показывали ли своему ребёнку безопасную дорогу из дома в школу и обратно? 9 человек из 9 ответили да. 4. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения? 4 человека ответили да... 1 Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения? 2 С какого возраста вы стали знакомить его с ними? 3 Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно? 4 Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения? 5 Бывает иногда так, что ваш ребенок преподает вам урок безопасного поведения на дороге? Приложение № 2. Памятка для родителей. · Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. · Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. · Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В проти...
  • Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень) Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень) будет создаваться как модуль программы внеурочной деятельности, предназначенный для реализации в рамках одного отдельно взятого класса . Программа рассчитана на 110 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочной занятий со школьниками (10 часов в неделю), так и неравномерное ...
  • Разработка классного часа «Не гаснет памяти свеча» (посвящается началу второй обороны Севастополя)Нет семьи в нашей стране, которой, так или иначе, не коснулась бы война. И долго ещё она будет ныть старой раной не в одном поколении людей. Чтобы мир не взрывался войной, надо помнить свою историю, изучать свой край и гордиться им. Патриотизм, воспитанный с детства, останется навсегда. Я стараюсь заинтересовать детей историей Севастополя, с помощью экскурсий, исторических квестов, посещения музеев, выставок, кинотеатров, виртуальных экскурсий и традиционных классных часов. Вот разработка одного...
  • Урок башкирского языка ШколаУрок башкирского языка предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью углубления знаний о школе, знакомства диалога о школе; развивает память, мышление, речь; воспитывает любовь к школе. Оборудование: мультимедийный проектор, ребусы, раздаточный материал.Урок начинается с психологического настроя учащихся на урок. Учительница использует на своем уроке стихотворение на башкирском языке собственного сочинения Говорю на башкирском языке. Дети в течение занятия разгадывают р...
  • Программа туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися Подвиг жив, пока жива память о нём!Срок реализации программы Подвиг жив, пока жива память о нём! - три года. Участники программы учащиеся 5-9 классов, классные руководители, учителя-предметники ( ОБЖ, биологии, физкультуры, истории). Цель программы: создание условий для воспитания физического и духовно-нравственного, здорового, социаль-адаптированного, самостоятельного гражданина России. Формы и методы организации работы: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, викторины, конкурсы, соревнования, эк...
  • Валеологический аспект в работе классного руководителяВалеология – наука о здоровье (от лат. valeo – быть здоровым). Ее концепция – установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей. Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использова...
  • Викторина о жизни и деятельности М. В. ЛомоносовеВикторина о жизни и деятельности Великого Помора М.В.Ломоносова составлена по материалам книги Архангельск. 1584-1984:Фрагменты истории/ сост. Е.Ф.Богданов и др. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1984). Данную викторину можно провести в любом классе основной или старшей школы как на уроке, во внеклассной работе так и при проведении предметных недель по математике, естественным наукам, литературы, Дня науки и др. В данной викторине содержатся вопросы о жизни Ломоносова, о его ...
  • Линейка, посвященная вручению юбилейных медалейРазработка написана для торжественной линейки, которая посвящена вручению юбилейных медалей 70 лет Победы в великой Отечественной войне, а также вручению именных значков классу, который борется за право ношения имени Героя. Во время мероприятия используются презентации с хроникой Великой Отечественной войны, а также презентация песни Снимается кино. В ходе мероприятия предоставляется слово для выступления гостям, которые присутствуют на торжественной линейке. Данное мероприятие направлено н...
  • «Желтоқсанда үзілген жауқазындар» /тәрбие сағаты/Желтоқсанда үзілген жауқазындар (тәрбие сағаты) Мақсаты: Елін, жерін, тілін құрметтейтін, өз отанын сүйетін азамат қалыптастыр, от жүректі өжет мінезді ұл-қыздардың ерлік істеріне мәңгі құрмет көрсетуге баулу. Патриоттық сезім қалыптастыру. Көрнекілігі: Желтоқсан құрбандарының суреттері, кітап көрмесі. І Ұйымдастыру бөлімі: І-ші жүргізуші: Өсер ұлдың қай сәтте де, Бірлік болмақ қалауы, Лаула - лаула желтоқсанның Мұзға жанған алауы. Өздеріңдей өр намысты, Жас өркені бар елдің, Ешқашанда тиісті... 1-ші оқушы Желтоқсан-заман толғағы байтақ даланың, Шарпысқан сәтті үміт пен күдік наланың. Қайрат, Ләззат пен Сәбира Құрбаны болған жаланың. 2-ші оқушы: Нашақор деп ұлтшыл деп, Қазаққа күйе жаққан күн. Базары кетіп бір күнде, Қайғыға халық батқан күн. 3-ші оқушы: Желтоқсанда шындық жырын шырқаймын деп шарқ ұрдың, Желтоқсанда егеменді ел болсақ деп талпындың. Кеудеңде әлі сызы жатыр сол кездегі салқынның Айналайын, айналайын жас өркені халқымның! 4-ші оқушы Қаймықпады ызғарынан, бұлтынан Қалтыратты империя іргесін. Халықтардың бостандыққа ұмтылған, Бастап берді бір көшін 5-ші оқушы Өсер ұлдың қай сәтте де бірлік болмақ қалауы, Лаула! Лаула! Желтоқсанның мұзға жанған алауы! Өздеріңдей өр намысты жас өркені бар елдің Ешқашанда тиісті емес еңкеюге жалауы! 6-шы оқушы Әр қазақтың есінде сақталады, Желтоқсандық өркендер ақталады. Ер намысын қорғаған сарбаздарым, Ерліктерің мәңгілік сақталады. 7-ші оқушы Болсын осы ар алдында сөз ақтық, Қ... І- ші жүргізуші: Желтоқсан жұлдыздары Қайрат Рысқұлбековке Халық қаhарманы атағы беріліп, айрықша ерекшелік белгісі Алтын жұлдыз тапсырылды. Сәбира, Ләззаттарға ақтау жөніндегі анықтама қағаздары берілді. ІІ- ші жүргізуші: Желтоқсан оқиғасы Қарат Рысқұлбеков, Ербол Сыпатаев, Сәбира Мұхаметжанова, Ләззат Асанова тәрізді батырларымыздың бар екенін дәлелдеп берді. Арада төрт жыл өткен соң 1990 17-желтоқсанда сол алаңға ескерткіш тақта қойылды. 8-ші оқушы Болсын осы ар алдында сөз ақтық, Қан мен намыс болса бойда қазақтық. Қайтпас қайсар қасиетті күреспен, Алыппыз біз мәңгі теңдік,азаттық. 9-шы оқушы Серпіп бұлтты басқан елдің бар мысын, Туды күнім әділетті арлы шың. Алыс жолдан зарықтырып, шаршатып Келдің бе сен, Азаттығым, армысың! І- ші жүргізуші: Осы оқиғадан кейін арада 5 жыл өткенде 1991 жылдың желтоқсан айының 16-сы күні қазақ елі шынайы тәуелсіздік алды. Биыл, міне, 23 жыл толып отыр. Тәуелсіздік, бұл-басымызға қонған бақыт. ІІ- ші жүргізуші: Жауқазын ерте көктемде қар астынан шығатын нәзік гүл. Қар еріп, күн қатты қызғанда, тез қурап кетеді. Желтоқсан құрбандарының да өмірлері осы жауқазынның өміріндей қысқы болды. 10-шы оқушы Көп ұлтпыз бірлігі зор, бір туысқан, Шеңгелін сала алмас әр дұшпан. Жасай бер еркіндікке қолы жеткен, Тәуелсіз егеменді Қазақстан! 11-ші оқушы Бас алаңда ел жосқан, Жастар қаны жуған түн. 16 желтоқсан- Тәуелсіздік туған күн! 12-ші оқушы Қуан бүгін, қуан халқым, шынында, Ақтарылсын ағыл - тегіл жырым да. Бір құдайдан бірлік қана тілеймін, Бүгінгі мынау тәуелсіздік таңында. І- ші жүргізуші: Міней бүгінгі таңда Қазақстан тәуелсіз мемлекет. Біздің өзіміздің туымыз, елтаңбамыз, әнұранымыз бар. Егеменді Қазақстан мемлекетіміз. ІІ- ші жүргізуші: Біз Отанымыздың ұрпақтарымыз. Жақсы оқып,үлгілі, тәртіпті боламыз.. Қарасаң қайда, алыс та жақын қырларға, Алдағы күнге астасып жатыр нұрлы арна. Қаншама ұлттың құт мекені сияқт...
  • «…И ВСЕ-ТАКИ МЫ ПОБЕДИЛИ!. . » (Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Великой Победы)БОРИС ШКИЛЬ читает отрывок из поэмы Василий Теркин - Поединок ВЕДУЩИЙ: Не один десяток щестнадцати-семнадцатилетних мальчишек и девчонок объединились для борьбы с врагом в небольшом шахтерском городе Краснодоне, назвав свою подпольную комсомольскую организацию Молодая гвардия. Ими было сделано многое: поджог биржи, казнь предателя, освобождение юношей и девушек, предназначенных для работы в Германии, разведка в тылу врага, связь с коммунистическим подпольем… Они были...
  • Классный час «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе-в этом наша сила Данный классный час был проведён на районном конкурсе классных руководителей Самый классный классный и рассчитан на 20 минут. Цель: знакомство учащихся с понятием толерантность, его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обогащать словар...
  • Разработка внеклассного мероприятия Протянем руку помощи природеПредлагаю разработку внеклассного мероприятия ПРОТЯНЕМ РУКУ ПОМОЩИ ПРИРОДЕ в форме деловой игры. Деловая игра - ролевая игра, в которой участники представляют себя в роли кого-либо и решают поставленные перед ними задачи. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы её решения. В данной игре участники представляют, что они являются войсками стратегического назначения, и к ним обратились за помощью предотвратить экологическую...
  • Методическая разработка внеклассного мероприятия Курить - здоровью вредить Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 Методическая разработка внеклассного мероприятия Социальный проект Курить – здоровью вредить Автор: Гирька Олеся Руслановна, учитель английского языка МОУ Гимназия №1 г. Печора, классный руководитель 5 в класса Печора, 2014 Пояснительная записка В МОУ Гимназия №1 на протяжении ряда лет социальное проектирование является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Социальные проекты, реал... Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Национальная образовательная инициатива Наша новая школа. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года. Принципы проектирования Принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность; Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками; Принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации; Принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни; Принцип социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе; Целевые установки формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни; формирование негативного отношения к вредным привычкам. *остальное прикреплено*
  • Воспитательная система «Шаги к успеху» на 2014-2016 учебный годПоследнее десятилетие в России характеризуется как период активных социальных преобразований. Государство предъявляет новые социальные требования к системе российского образования. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года читаем: развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотруднич...
  • Совместные дела родителей и детейСо своим классом детей и родителей я работаю не первый год. Начала с того, что решила наладить доверительные отношения с родителями. В современных условиях так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни класса и школы . Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё! Ведь именно во взаимодействии сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильн...
  • Наурыз шілдехана тойы. (сахналық қойылым)Мақсаттары: Білімділік: қазақ халқының атадан балаға мұра етіп қалдырған салт-дәстүрін, наурыз мейрамының мәнін түсіндіру, ұлттық тәрбие туралы түсінік беру; Дамытушылық:өлең,мақал-мәтелдер арқылы тілдік қорларын дамыту.Өз ұлтына деген сүйіспеншілігін арттыру. Тәрбиелілік: ата-ана,оқушы,ұстаз жұртшылық өкілдерін тарту. Қазақ халқының салт-дәстүрін,тілін,дінін,әдет-ғұрпын сақтауға,қастерлеуге тәрбиелеу. Көрнекіліктер: қазақтың киіз үйі, жабдықтары, ұлттық киімдер, ұлттық тәрбие жөнінде нақыл сөзд...
  • Классный час на тему Закон на нашей землеЦель классного часа: - упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них; - развивать представления о последствиях противоправных деяний; - воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс. Во время классного часа я пригласила инспектора ПДН. Ребята заранее подготовили буклеты с законами относящиеся несовершеннолетним, памятки для ...
  • Тақырыбы: Тұманбай ақынның тұмадай жырлары (Ақын Тұманбай Молдағалиевтің туғанына 80 жыл толуына орай) Молдағалиевтің туғанына 80 жыл толуына орай) Тәрбие сағатының мақсаты: Ақынның өмірі мен шығармашылығы туралы айта мәлі- меттер бере отырып,оның әртүрлі тақырыпта жазған өлеңдеріне шолу жасау. Ақын өлеңдерін жатқа оқу арқылы оқушыларды мәнерлеп ...
  • Тәрбие сағаты: Қазақтың ырымдары мен тыйымдарыМақсаты: Ырым - тыйым сөздерінің мән - мағынасын түсіндіру.Тәрбиелік мәні:Ойшылдыққа, әдептілікке, адалдыққа, батылдыққа, әдемілікке, сезімталдыққа тәрбиелеу.Дамытушылығы: Рухани жан дүниесін дамыту.Көрнекілігі: қазақтың ырым - тыйым сөздері кітапшасы, ырым - тыйым сөздер.Әдісі: Түсіндіру, баяндау, сұрақ – жауап.Сабақ барысы.I. Ұйымдастыру кезеңі.II. Тәрбие сағатының тақырыбымен таныстыру. Қазақтың ырымдары мен тыйымдары.III. Кіріспе әңгіме. Мұғалімнің түсіндіруі. Жас кезінен ұрпағын тек деп ө... [U1]
  • Информационно-просветительский проект Памятники города ТюмениИнформационно - просветительский проект Памятники города Тюмени Автор-составитель проекта: Абрамов Владислав Геннадьевич, ученик 8б класса, МАОУ СОШ с.Бердюжье Руководитель: Шукалович Екатерина Петровна, учитель МАОУ СОШ с.Бердюжье Краткая аннотация: Проект посвящен памятникам города Тюмени - столицы Тюменской области. Используя данные материалы, можно совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее города. Проект может использоваться как источник дополнительной информации для педагогов ...
  • Внеклассное мероприятие для учащихся школы, посвященное «Дню Матери»Зал или класс, где будет праздник украшен шарами, рисунками детей, стенгазетами, плакатами Чтец (на фоне музыки вальса). На свете добрых слов немало, Но всех добрее и нужней одно, Из двух слогов – простое слово Мама. И нету слов роднее, чем оно! Входят ведущие – юноша и девушка. Ведущая. Добрый вечер! Ведущий. Здравствуйте, дорогие мамы! Ведущая. По традиции, в конце ноября у нас в стране отмечается день Матерей России. Ведущий. Мама – единственная, чья жизнь от начала и до конца посвяще...
  • Дискуссия для учащихся и родителейЦели:организовать взаимодействие детей и родителей; способствовать их эмоциональному сближению; помочь родителям и детям лучше понять друг друга. Участники: команда детей 10-11 лет; команда их родителей. Методы: игра, беседа, демонстрация мультимедийного материала. Ход дискуссии ( Звучит Гимн семьи ( музыка и слова И. Резника). На экране –видеоряд о семье). Во время дискуссии можно использовать семейные альбомы, рассказывать о семейных традиционных праздниках. Можно еще пригл...
  • Сценарий открытия недели науки и творчестваМуниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 23 города Воркуты Сценарий открытия недели Науки и творчества Воркута, 2014 Цели: - воспитание познавательного интереса (формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия); - переориентация восприятия учебных дисциплин (сломать стандарт восприятия, показать детям известные учебные предметы с неизвестной стороны: не в виде набора правил, а как нечто живое, постоянно развивающееся); - неформальное общен...
  • Условия повышения эффективности управления ученического коллектива Создание самоуправления в ученическом коллективе – процесс, требующий глубокого анализа педагогической ситуации, психологической готовности педагога к тому, что - детское самоуправление отнюдь не освобождает педагога от ответственности, он в любом случае будет отвечать за всё происходящее в ученическом коллективе; - самоуправление не освобождает педагога от работы; при участии воспитанников в управлении коллективом наиболее значительно меняется характер работы (вместо сделаю приходи...
  • Методическая разработка *Интегральные типы классов*Тема моего исследования опирается на базовые понятия соционики. Соционика — учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является тип информационного метаболизма. Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основании работы Карла Густава Юнга Психологически...
  • Абай мұрасы мәңгілік мирасТақырыбы:Абай мұрасы- мәңгілік мирас Мақсаты: Бастауыш сынып оқушыларына халық қазынасының қайнар бұлағынан сусындап өскен,халқымыздың дана перзенті Абай Құнанбаевтың өмірі мен шығармашылығын таныту және инабаттылыққа, парасаттылыққа,имандылық пен ізгілікке тәрбиелеу. Міндеттері: Абайдың ұлы кемеңгер екендігін түсіндіру, оның өлеңдері мен қара сөздері арқылы оқушыларды адамгершілікке, жаман қылықтан бойларын таза ұстауға тәрбиелеу; Абай өлеңдерінің мән-мағынасын ашу; Оқушылардың туға... Ғылым таппай мақтанба Ғылым таппай мақтанба, Орын таппай баптанба, Құмарланып шаттанба Ойнап босқа күлуге. Бес нәрседен қашық бол, Бес нәрсеге асық бол, Тілеуің,өмірің алдыңда, Оған қайғы жесеңіз, Өсек,өтірік,мақтаншақ, Еріншек ,бекер мал шашпақ- Бес дұшпаның білсеңіз. Талап,еңбек,терең ой, Қанағат,рақым ойлап қой- Бес асыл іс көнсеңіз... Ғалым болмай немене, Балалықты қисаңыз, Болмасаң да ұқсап бақ, Бір ғалымды көрсеңіз. Қыс Ақ киімді ,денелі,ақ сақалды, Соқыр-мылқау танымас тірі жанды. Үсті-басы ақ қырау,түсі суық, Басқан жері сықырлап,келіп қалды. Дем алысы-үскірік,аяз бен қар, Кәрі құдаң қыс келіп, әлек салды. Ұшпадай бөркін киген оқшырайтып, Аязбенен қызарып ажарланды. Бұлттай қасы жауып екі көзін, Басын сіліксе, қар жауып,мазаңды алды. Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда, Алты қанат ақ орда үй шайқалды. Күз Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан. Күз болып,дымқыл тұман жерді басқан. Білмеймін тойғаны ма,тоңғаны ма, Жылқы ойнап,бие қашқан,тай жарысқан. Жасыл шөп,бәйшешек жоқ бұрынғыдай, Жастар күлмес,жүгірмес бала шулай. Қайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп, Жапырағынан айырылған ағаш,қурай. Жазғытұрым Жазғытұрым қалмайды қыстың сызы, Масатыдай құлпырар жердің жүзі. Жан-жануар,адамзат анталаса, Ата-анадай елжірер күннің көзі. Түйе боздап,қой қоздап,қорада шу, Көбелек пен құстар да сайда ду-ду. Гүл мен ағаш майысып қарағанда, Сыбдыр қағып,бұраңдап ағады су. Көл жағалай мамырлап қу менен қаз, Жұмыртқа іздеп,жүгіріп,балалар мәз. Ұшқыр атпен зырлатып тастағанда, Жарқ-жұрқ етіп ілінер көк дауылпаз. Жаз Жаздыгүні шілде болғанда, Көкорай шалғын,бәйшешек Ұзарып өсіп толғанда, Күркіреп жатқан өзенге Көшіп ауыл қонғанда, Шұрқырап жатқан жылқының Шалғыннан жоны қылтылдап, Суда тұрып шыбындап, Құйрығымен шылпылдап, Арасында құлын –тай Айнала шауып бұлтылдап, Жоғары-төмен үйрек-қаз Ұшып тұрса сымпылдап... 3.Абай –сазгер .Абайдың әндері орындалады. Желсіз түнде жарық ай Желсіз түнде жарық ай Сәулесі суда дірілдеп, Ауылдың жаны-терең сай, Тасыған өзен гүрілдеп. Қалық ағаш жапырағы, Сыбырласып өзді-өзі, Көрінбей жердің топырағы, Құлпырған жасыл жер жүзі... Көзімнің қарасы Көзімнің қарасы, Көңілімнің санасы. Бітпейді іштегі, Ғашықтық жарасы. Қазақтың данасы, Жасы үлкен ағасы. Бар демес сендей бір, Адамның баласы. Жылайын,жырлайын, Ағызып көз майын. Айтуға келгенде, Қалқама сөз дайын. Жүрекетен қозғайын, Әдептен озбайын. Өзі де білмей ме, Көп сөйлеп созбайын. 4. Абай Құнанбаевтың өмірі мен шығармашылығы. Видео фильм көрсетіледі ( 10 минут) Бұл фильмде Абайдың өмірі, отбасы, балалық шағы, өлеңдер жинағының шығу тарихы және Мұхтар Әуезовтың Абай жолы роман-эпопеясы жайлы құнды деректер беріледі. 5. Абайдың қара сөздері. Абай Құнанбаев 1890-1898 жылдар арасында 45 –ке тарта Ғақлия деп аталатын қара сөздерін жазды.Ғақлия –араб тілінен аударғанда оймен, ақылмен деген мағынаны береді.Бұл сөздер өмірдегі барлық жағдайға сын көзбен , ой толғамымен,адам...
  • Сценарий мероприятия «Мы дружбой крепкою сильны!»В первых числах мая Казахстан отмечает один из самых добрых и светлых праздников – День единства народов Казахстана. Это праздник дружбы, понимания и согласия, которые так необходимы для мирной жизни в стране, где проживают более 150 наций и народностей. В большую семью Казахстана входят казахи, узбеки, русские, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, киргизы, китайцы, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие. Каждый из этих народов уникален, но вместе на территории Казахстана они – один дружный ... Пра́здник еди́нства наро́да Казахста́на — государственный праздник в Казахстане, отмечаемый ежегодно 1 мая. Праздник начал отмечаться в 1996 году. 18 октября 1995 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ об объявлении 1 мая Днём единства народа Казахстана, отменив тем самым празднование Дня труда. По утверждению политических деятелей Казахстана, сохранение межнационального и межрелигиозного согласия является одним из главных приоритетов их политики. Сценарий поможет классном...
  • Сценарий мероприятия Защита проекта по теме «Дети – герои ВОв» В рамках реализации проекта PRO чтение и празднования 70-летия Победы, ученики школы с.Аришка участвовали в реализации проекта. Интересна эта тема всем, кто хочет больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. Каждый класс выбрал, о каких пионерах-героях будет читать художественную литературу, а также с кем из детей-тружеников тыла встретятся и возьмут у них интервью. Затем составили отчеты в виде презентации, нарисовали иллюстрации, собрали фотоматериал. Разучили песни и стихи о детях-героях Великой Отечетсвенной войны.
  • Проект Дети - герои Великой Отечественной войныВеликая Отечественная война – для нас история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Книги о подвиге народном стали выдающимся литературным памятником тем, кто добыл в жестокой борьбе Победу. Книги о тех огненных годах оставили миру на века память о великом мужестве великого народа. Книги эти – не только реквием по павшим, в них заветы и ныне живущим. Важно, чтобы история войны входила в сердце ребенка через чтение книг с...
  • Панно из кожи ВдохновениеПанно Вдохновение выполнено из материалов двух видов: кожи и мешковины. В работе использовалась старые вещи из кожи. Вначале были изготовлены из бумаги шаблоны для элементов панно. Затем их аккуратно обвели на изнаночной стороне кожи. Вырезанные кожаные заготовки клеем Момент прикрепили на мешковину. Клеем Момент соединены также элементы цветков и бутона. Эта работа заняла третье место на районной выставке декоративно-прикладного искусства. В изготовлении этой красоты мне помогали ученики ...
  • КЧ У войны не женское лицо (акция Письмо ветерану) ДВозрастная группа – учащиеся 5 кл. Цель патриотического мероприятия – создать условия для воспитания у ребят любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Задачи: рассказать о тяжелой доле Женщины, Девушки, Девочки в страшные военные годы; учить доброте, милосердию, состраданию; формировать гражданскую позицию; развивать творческие способности учащихся. ДДавайте сохраним память о героическом поколении, не дадим исчезнуть навсе...
  • КЧ У войны не женское лицо (акция Письмо ветерану)Возрастная группа – учащиеся 5 кл. Цель патриотического мероприятия – создать условия для воспитания у ребят любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Задачи: рассказать о тяжелой доле Женщины, Девушки, Девочки в страшные военные годы; учить доброте, милосердию, состраданию; формировать гражданскую позицию; развивать творческие способности учащихся. ДДавайте сохраним память о героическом поколении, не дадим исчезнуть навсегда тому, что согревало души и сердц...
  • Сценарий праздника Женское очарование Сценарий праздника 8 Марта Женское очарование содержит подборку нежных стихотворений, песен, сценок, танца, презентации. В подготовке праздника принимают участие дети всех возрастов: от первоклассников до девятиклассников. Презентация к песне Мама и дочка содержит фотографии девочек школы и их мам. Количество конкурсов, используемых в конце праздника может варьироваться. На праздник приглашаются мамы и бабушки, которые являются его активными участниками. Кроме того, в конц...
  • Региональный конкурс «Человек и космос»Человек и космос. МБОУ ООШ п.Новый Томская область первомайский р-он Учащийся 7класса: Селянинов Дмитрий Руководитель:Фетисова Татьяна Дмитриевна Задание 1 Текст и кроссворд. Слово -Космонавт. Задание 2 Презентации Циолковский Э.К. , Королев С.П.. Гагарин Ю.А. Задание 3 Космонавтам Сибирского округа Задание 4 Космос-весь мир. Задание 5 Презентация Собаки в космосе Задание 6 Презентация Леонов.Л.А. Стихи посвященные теме Человек и космос Все работы были представлены на ...
  • КЧ У войны не женское лицо (акция Письмо ветерану) ДВозрастная группа – учащиеся 5 кл. Цель патриотического мероприятия – создать условия для воспитания у ребят любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Задачи: рассказать о тяжелой доле Женщины, Девушки, Девочки в страшные военные годы; учить доброте, милосердию, состраданию; формировать гражданскую позицию; развивать творческие способности учащихся. ДДавайте сохраним память о героическом поколении, не дадим исчезнуть навсе...
  • Разработка классного часа Первый раз в пятый классРазработка классного часа Первый раз в пятый класс Цели: познакомиться с детьми; с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обучения, создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку своего классного коллектива. Ход классного часа У. Дорогие ребята, поздравляю вас с началом учебного года. Вы переступили порог начальной школы, 4 года вместе с Еленой Николаевной вы штурмовали азы гимназически...
  • СЦЕНАРИЙ праздничного концерта «Слава труженикам тыла!», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне Ведущий 1 Совсем скоро мы отметим светлый и радостный праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Дорогой ценой досталась нам эта победа.И очень важно, чтобы люди никогда не забывали тех, кто отдал свои жизни за Родину. Мы хотим вам напомнить о том, что пришлось пережить нашему народу. Ведущий 2 Мирно страна проснулась В этот июньский день. Только что развернулась В скверах её сирень. Радуясь солнцу и миру Утро встречала страна Вдруг разнеслис...
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей Сумел провиниться – сумей и повиниться. Цель: Развивать социальные эмоции. Задачи: v Развитие умения анализировать поступки, находить причины конфликта. v Знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций. v Воспитание доброжелательности, дружелюбия. v Коррекция эмоционально-волевой сферы. Материалы: Иллюстрация по теме, тексты с ситуациями, схема Дом дружбы, трафарет сердце, цветные карандаши, фломастеры и другие средства прикладного творчества. Вводная часть: Упра...
© 2010-2018