• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • «Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как основа развивающего обучения»

«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как основа развивающего обучения»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

как основа развивающего обучения».



Педагог: Кузнецова Олеся Олеговна

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская художественная школа №2»

Елабужского муниципального района

Республика Татарстан

Город Елабуга











2015 год



Современная система образования даёт учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою. Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата - вот залог успеха. И каждому ученику, стремящемуся получить знания на высоком уроке, легче это сделать, следуя правилу « Ищу и нахожу, думаю и узнаю, любуюсь и творю, тренируюсь и - делаю». И как никогда актуальна сегодня идея развивающего обучения, в основе которой лежит индивидуальный подход к каждому ученику. По словам Л.С.Выгодского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития». Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Эту мысль Л.С. Выготского развивает и Д.Б. Эльконин, который утверждает, что обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности. Здесь возникает главная идея теории развивающего обучения. В процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности, который самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предполагает возможные пути построения алгоритма решения учебной задачи, может перевести практическую задачу в учебную; владеет приёмами решения нестандартных задач; любую задачу может решить творчески; осуществляет самоконтроль и самооценку. В этой связи возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников. Чтобы обучение могло претендовать на звание «развивающего», необходимы:

1) Постановка учебной (а не практической) задачи;

2) Организация поиска способов её решения;

3) Коллективная (индивидуальная) оценка целесообразности найденного способа.

Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивая теоретическое мышление и воображение.

В практике используют проектный метод не первый год. Учителю важно помочь ученикам в поиске информации, скоординировать процесс создания проекта, быть рядом с детьми, интересоваться их увлечениями, всячески поддерживать, поощрять ребят. На уроках изобразительного искусства возможна не только индивидуальная работа учащихся над проектом, но и групповая.

Типы проектов могут быть различны: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, меж предметные, информационные, ролево-игровые, моно проекты, проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой, координацией, внутренние, или региональные проекты.

Конечно, чтобы проектная деятельность была успешной, нужно выполнять определённые правила: в команде не должно быть лидеров, все члены группы равны; все должны получать удовольствие от общения и совместной работы; каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе; все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; все члены команды, выполняющие проектное задание, должны нести ответственность за конечный результат. Если эти правила соблюдены, ребятам нравится и общение со сверстниками, объединенными общими интересами, и деловая направленность проектной деятельности, взаимопомощь, и то, что всегда нужно довести начатое дело точно в срок, чтобы не подвести всю группу, научиться выражать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других. Очень увлекает детей создание предметов, имеющих практическую значимость.

Проектная деятельность строится поэтапно, причем, каждый этап формирует у учащихся определенные личностные качества.

Таким образом, применение метода проекта на уроках изобразительного искусства способствует формированию обще трудовых умений и навыков учащихся, развитию самостоятельности учеников и всех сфер их личности. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации духовно - нравственной, творческой и познавательной деятельности учащихся. На уроке изобразительного искусства проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.


© 2010-2022