- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)
Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Российцева Н.М. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Российцева Надежда Михайловна, методист МБОУ ДО «ЦДЮТ» Симферопольского района Республики Крым
Разработка урока по теме: «Портрет в изобразительном искусстве».
Игра-викторина для 6-го класса.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний.
На этом уроке учащиеся имеют возможность проявить себя в рисунке, живописи, теории изобразительного искусства. Если кто-то не может ответить сразу на вопрос, то он может отвечать по буквам, угадывая слово, и уже не чувствовать себя «неумейкой» или «незнайкой».
Цель: О. расширение знаний о жанрах живописи, о художниках-портретистах, о разновидностях портрета; получение дополнительных сведений по истории развития портретного жанра; закрепление знаний о пропорциях лица человека.
Р. Развитие образно-эмоционального восприятия, расширение кругозора, умения анализировать произведения искусства.
В. Интерес и внимание к людям, эстетический вкус.
Материалы и оборудование: круг-барабан, репродукции (или видеоряд), запись музыкальных фрагментов (А. Кушнир «Про картины», Л. Ван Бетховен «Элизе»), призы для учащихся, две шкатулки, кроссворд, папка с вопросами, художественные материалы, бумага.
1-2 парты освобождены для выполнения практических работ. На них лежат художественные материалы и принадлежности.
Оформление доски: название «Поле чудес», кроссворд, необходимые репродукции.
Ход работы.
-
Организационный момент. Учащиеся находятся на своих местах. Перед доской находится круг-барабан.
2. Звучит песня А. Кушнера «Про картины».
Песня о картинах
Стихи Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
3. Темой сегодняшнего урока и будет «Портрет». Мы поиграем в «Поле чудес», повторим, закрепим и расширим наши знания о портретном жанре. Для начала проведем разминку, определим первую тройку игроков. Это будут те, кто лучше всех ответит на вопросы.
- Что такое портрет? (изображение человека; жанр; картина, на которой изображен человек).
Классификация портретов:
- по характеру изображения моделей (женские, мужские, детские).
- по количеству изображенных людей (индивидуальные (один человек), двойные (два человека), групповые (больше двух человек), парные (два портрета на отдельных полотнах, но объединенные одной темой, композицией, форматом).
- по полноте изображения ( плечевые, поясные, погрудные, поколенные, в полный рост. конные).
- парадные.
- камерные (домашние).
- автопортрет (потрет самого художника).
4. Познакомимся с правилами игры и заданиями, которые имеются на барабане.
Деление секторов:
Ж (или кисточка) - практическое задание (написать живописный портрет);
Г (или карандаш) - практическое задание (нарисовать графический портрет);
С - практическое задание (вылепить скульптурный портрет);
ДПИ - практическое задание по ДПИ;
? - вопросы по кроссворду;
М (скрипичный ключ) - музыкальная пауза;
+ - открыть одну из букв кроссворда;
П - приз;
2 Ш - две шкатулки ( в одной находится вопрос-задание, а в другой приз).
К - сложить картину из фрагментов; определить жанр (или вид ) искусства, к которому принадлежит данная репродукция.
(Секторов и заданий может быть любое количество, это зависит от подготовки класса и фантазии учителя).
Мы будем отгадывать кроссворд, но если ученику выпадет сектор с практическим заданием, то он садится за парту и выполняет работу. За каждый правильный ответ выдается бирочка, и в конце урока узнаем, кто же лучше всех работал. Лучшие получают призы, оценки и дипломы «Лучший игрок «Поля чудес» или «Самый умный».
- игроки и зрители должны быть внимательны;
- реплики и восклицания с мест считаются подсказкой: задание для игрока (или слово) будет заменяться новым;
- подсказчик будет лишен права играть у барабана;
- неправильный ответ выводит участника из игры.
Один ученик помогаетучителю: подает шкатулки, раздает задания, вручает бирочки.
5. Итак, приглашаем первую тройку игроков. Они занимают свои места и вращают барабан по очереди.
- Первый вопрос:
Назвать фамилию художника, который является автором портретов: Ф.Достоевского, Л.Толстого, В.Даля, А.Островского, И.Тургенева. Годы жизни художника 1833-1882. Картины находятся в Третьяковской галерее. (Василий Григорьевич Перов).
Если не могут ответить сразу, то отгадывают слово по буквам. Один участник вращает барабан столько раз, сколько букв называет правильно.
- Второй вопрос:
Слово из восьми букв. Означает название картины и имя женщины, в честь которой написана картина в 1503 году. Ее автор - великий итальянский художник эпохи Возрождения. Он был архитектором, скульптором, механиком, инженером, музыкантом. Разработал теорию перспективы. Эта картина - лучшее произведение Леонардо да Винчи (1452-1519). (Джоконда).
- Третий вопрос:
Фамилия художника из пяти букв. Автор прекрасных портретов «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портрет И.Левитана, Микки Морозова, М.Ермоловой, Ф.Шаляпина и других. ( Валентин Александрович Серов (1865-1911).
- Четвертый вопрос:
Фамилия из семи букв. Первый из русских художников-портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. Был крепостным, но в раннем детстве был освобожден. Портрет Екатерины II принес ему большой успех и признание. Одна из лучших его работ - изображение Александры Струйской. (Рокотов Федор Степанович. 1735-1808).
- Пятый вопрос:
- Фамилия художника из пяти букв. Родился в г.Чугуеве Харьковской губернии. Его работы: портрет М. Стрепетовой, В.Сурикова, Л.Толстого, М.Мусоргского, царевны Софьи и др. (Репин Илья Ефимович, 1844-1930). Автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
- Шестой вопрос:
- Фамилия художника из девяти букв. Родился в Голландии, сын мельника. Знал в жизни богатство и славу, нищету и презрение. Его работы: «Флора», «Портрет старушки», «Возвращение блудного сына», большое количество автопортретов. (Рембрандт 1606-1669).
- Седьмой вопрос:
- Фамилия известного мецената из девяти букв. Галерея, которую он завещал г. Москве, носит его имя. Сюда едут люди со всего мира, чтобы увидеть творения великих русских и советских художников. (Павел Михайлович Третьяков, 1832-1898, портрет работы И.Е.Репина).
Игра со зрителями.
-
Угадать картину по 1, 2, 3 фрагментам.
-
Ответить по карточкам, к какому жанру живописи относится картина.
-
Назвать фамилию художника, написавшего портрет А.С.Пушкина, о котором поэт сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит» (Кипренский М).
-
Нарисовать на доске портрет с соблюдением пропорций.
Кроссворд на тему «Портрет»
П
Е
Р
О
В
Д
Ж
О
К
О
Н
Д
А
С
Е
Р
О
В
Р
О
К
О
Т
О
В
Р
Е
П
И
Н
Р
Е
М
Б
Р
А
Н
Д
Т
Т
Р
Е
Т
Ь
Я
К
О
В
6. Итак, сегодня мы побывали на «Поле чудес».
- Что нового, интересного узнали вы на этом уроке?
Все работали очень хорошо. Но кто же все-таки самый умный, активный, умелый? У кого больше всех набралось бирочек, тому вручаем приз (календарик, ручку, конфету и т.п.), диплом участника «Самый умный», «Знаток искусства» и т.п. Так же ставим оценку за работу.
Примечание. В кроссворде могут быть любые другие фамилии и названия, в зависимости от пройденного материала и наличия репродукций.
+ Подобным образом можно проводить и внеклассные мероприятия по любой теме и в любом классе.