Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российцева Надежда Михайловна, методист МБОУ ДО «ЦДЮТ» Симферопольского района Республики Крым

Разработка урока по теме: «Портрет в изобразительном искусстве».

Игра-викторина для 6-го класса.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний.

На этом уроке учащиеся имеют возможность проявить себя в рисунке, живописи, теории изобразительного искусства. Если кто-то не может ответить сразу на вопрос, то он может отвечать по буквам, угадывая слово, и уже не чувствовать себя «неумейкой» или «незнайкой».

Цель: О. расширение знаний о жанрах живописи, о художниках-портретистах, о разновидностях портрета; получение дополнительных сведений по истории развития портретного жанра; закрепление знаний о пропорциях лица человека.

Р. Развитие образно-эмоционального восприятия, расширение кругозора, умения анализировать произведения искусства.

В. Интерес и внимание к людям, эстетический вкус.

Материалы и оборудование: круг-барабан, репродукции (или видеоряд), запись музыкальных фрагментов (А. Кушнир «Про картины», Л. Ван Бетховен «Элизе»), призы для учащихся, две шкатулки, кроссворд, папка с вопросами, художественные материалы, бумага.

1-2 парты освобождены для выполнения практических работ. На них лежат художественные материалы и принадлежности.

Оформление доски: название «Поле чудес», кроссворд, необходимые репродукции.

Ход работы.

  1. Организационный момент. Учащиеся находятся на своих местах. Перед доской находится круг-барабан.

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)

2. Звучит песня А. Кушнера «Про картины».


Песня о картинах

Стихи Александра Кушнера

Музыка Григория Гладкова

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

3. Темой сегодняшнего урока и будет «Портрет». Мы поиграем в «Поле чудес», повторим, закрепим и расширим наши знания о портретном жанре. Для начала проведем разминку, определим первую тройку игроков. Это будут те, кто лучше всех ответит на вопросы.

- Что такое портрет? (изображение человека; жанр; картина, на которой изображен человек).

Классификация портретов:

- по характеру изображения моделей (женские, мужские, детские).

- по количеству изображенных людей (индивидуальные (один человек), двойные (два человека), групповые (больше двух человек), парные (два портрета на отдельных полотнах, но объединенные одной темой, композицией, форматом).

- по полноте изображения ( плечевые, поясные, погрудные, поколенные, в полный рост. конные).

- парадные.

- камерные (домашние).

- автопортрет (потрет самого художника).

4. Познакомимся с правилами игры и заданиями, которые имеются на барабане.

Деление секторов:

Ж (или кисточка) - практическое задание (написать живописный портрет);

Г (или карандаш) - практическое задание (нарисовать графический портрет);

С - практическое задание (вылепить скульптурный портрет);

ДПИ - практическое задание по ДПИ;

? - вопросы по кроссворду;

М (скрипичный ключ) - музыкальная пауза;

+ - открыть одну из букв кроссворда;

П - приз;

2 Ш - две шкатулки ( в одной находится вопрос-задание, а в другой приз).

К - сложить картину из фрагментов; определить жанр (или вид ) искусства, к которому принадлежит данная репродукция.

(Секторов и заданий может быть любое количество, это зависит от подготовки класса и фантазии учителя).

Мы будем отгадывать кроссворд, но если ученику выпадет сектор с практическим заданием, то он садится за парту и выполняет работу. За каждый правильный ответ выдается бирочка, и в конце урока узнаем, кто же лучше всех работал. Лучшие получают призы, оценки и дипломы «Лучший игрок «Поля чудес» или «Самый умный».

- игроки и зрители должны быть внимательны;

- реплики и восклицания с мест считаются подсказкой: задание для игрока (или слово) будет заменяться новым;

- подсказчик будет лишен права играть у барабана;

- неправильный ответ выводит участника из игры.

Один ученик помогаетучителю: подает шкатулки, раздает задания, вручает бирочки.

5. Итак, приглашаем первую тройку игроков. Они занимают свои места и вращают барабан по очереди.

- Первый вопрос:

Назвать фамилию художника, который является автором портретов: Ф.Достоевского, Л.Толстого, В.Даля, А.Островского, И.Тургенева. Годы жизни художника 1833-1882. Картины находятся в Третьяковской галерее. (Василий Григорьевич Перов).

Если не могут ответить сразу, то отгадывают слово по буквам. Один участник вращает барабан столько раз, сколько букв называет правильно.

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)






- Второй вопрос:

Слово из восьми букв. Означает название картины и имя женщины, в честь которой написана картина в 1503 году. Ее автор - великий итальянский художник эпохи Возрождения. Он был архитектором, скульптором, механиком, инженером, музыкантом. Разработал теорию перспективы. Эта картина - лучшее произведение Леонардо да Винчи (1452-1519). (Джоконда).

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)






- Третий вопрос:

Фамилия художника из пяти букв. Автор прекрасных портретов «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», портрет И.Левитана, Микки Морозова, М.Ермоловой, Ф.Шаляпина и других. ( Валентин Александрович Серов (1865-1911).

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)





- Четвертый вопрос:

Фамилия из семи букв. Первый из русских художников-портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. Был крепостным, но в раннем детстве был освобожден. Портрет Екатерины II принес ему большой успех и признание. Одна из лучших его работ - изображение Александры Струйской. (Рокотов Федор Степанович. 1735-1808).

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)

- Пятый вопрос:

- Фамилия художника из пяти букв. Родился в г.Чугуеве Харьковской губернии. Его работы: портрет М. Стрепетовой, В.Сурикова, Л.Толстого, М.Мусоргского, царевны Софьи и др. (Репин Илья Ефимович, 1844-1930). Автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)





- Шестой вопрос:

- Фамилия художника из девяти букв. Родился в Голландии, сын мельника. Знал в жизни богатство и славу, нищету и презрение. Его работы: «Флора», «Портрет старушки», «Возвращение блудного сына», большое количество автопортретов. (Рембрандт 1606-1669).

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)

- Седьмой вопрос:

- Фамилия известного мецената из девяти букв. Галерея, которую он завещал г. Москве, носит его имя. Сюда едут люди со всего мира, чтобы увидеть творения великих русских и советских художников. (Павел Михайлович Третьяков, 1832-1898, портрет работы И.Е.Репина).

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)





Игра со зрителями.

  1. Угадать картину по 1, 2, 3 фрагментам.

  2. Ответить по карточкам, к какому жанру живописи относится картина.

  3. Назвать фамилию художника, написавшего портрет А.С.Пушкина, о котором поэт сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит» (Кипренский М).

  4. Нарисовать на доске портрет с соблюдением пропорций.

Кроссворд на тему «Портрет»

П

Е

Р

О

В

Д

Ж

О

К

О

Н

Д

А

С

Е

Р

О

В

Р

О

К

О

Т

О

В

Р

Е

П

И

Н

Р

Е

М

Б

Р

А

Н

Д

Т

Т

Р

Е

Т

Ь

Я

К

О

В

6. Итак, сегодня мы побывали на «Поле чудес».

- Что нового, интересного узнали вы на этом уроке?

Все работали очень хорошо. Но кто же все-таки самый умный, активный, умелый? У кого больше всех набралось бирочек, тому вручаем приз (календарик, ручку, конфету и т.п.), диплом участника «Самый умный», «Знаток искусства» и т.п. Так же ставим оценку за работу.

Примечание. В кроссворде могут быть любые другие фамилии и названия, в зависимости от пройденного материала и наличия репродукций.


+ Подобным образом можно проводить и внеклассные мероприятия по любой теме и в любом классе.

Методическая разработка урока по теме Портрет (6 класс)

© 2010-2022