Рабочая программа по изо 2 класс Школа 2100

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное

учреждение Торопецкая средняя общеобразовательная школа № 1Россия 172840, г. Торопец, Тверская обл., ул. Комсомольская, 4 код 48268 тел./факс 2-10-61



«Рекомендовано»

Методическим советом Председатель: Пумпурс Е.Н

Протокол № 1 от« 31 » августа 2015г.

«Согласовано» на педагогическом совете Протокол № 1 от

« 31 » августа 2015г.

«Утверждено»

Директор МОУ Торопецкая СОШ №1 Калинина Н.Г.______

Приказ № 79 от

« 01 » сентября 2015г







Рабочая программа

по изобразительному искусству

2 класс

Рабочую программу составила:

Становенкова Галина Викторовна







г.Торопец

2015 г.



1. Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться полученными практическими навыками

в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно.

2. Общая характеристика учебного предмета


Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати -двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и имен-

но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.


2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний - деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое

новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

В процессе выполнения коллективных работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора;

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается по одному часу в неделю.

Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

4. Описание ценностных ориентиров

содержания учебного предмета


При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные

результаты изучения курса ИЗО в начальной школе


Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается обще эстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

6. Содержание учебного предмета

Занятие 1 (1 ч), стр. 4-7 учебника.

Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике.Выполнение заданий в учебнике.

Занятие 2 (1 ч), стр. 8-9 учебника, стр. 2-3 рабочей тетради.

Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.

Занятия 3-4 (2 ч), стр. 10-11 учебника, стр. 4-5 рабочей тетради.

Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг».

Занятия 5-6 (2 ч), стр. 12-13 и 46-47 учебника, стр. 6-9 рабочей тетради.

Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи.

Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.

Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».

Занятия 7-9 (3 ч), стр. 14-17 учебника, стр. 10-13 рабочей тетради.

Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр. 10-11 рабочей тетради). Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение

заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова (стр. 12-13 рабочей тетради).

Занятия 10-11 (2 ч), стр. 18-19 учебника, стр. 14-15 рабочей тетради.

Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).

Занятие 12 (1 ч), стр. 20-21 учебника, стр. 18-19 рабочей тетради.

Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.

Занятия 13-14 (2 ч), стр. 22-23 учебника, стр. 16-17 рабочей тетради.

Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).

Занятия 15-16 (2 ч), стр. 24-25, 48-49 и 60-61 учебника, стр. 24-27 рабочей тетради.

Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 48-49 учебника). Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем (стр. 60 учебника). Выполнение заданий в учебнике (стр. 24-25) и в рабочей тетради (стр. 18-19).

Занятия 17-18 (2 ч), стр. 26-27 и 61 учебника, стр. 20-21 рабочей тетради.

Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг» (стр. 20-21 рабочей тетради).

Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг»

Занятия 19-21 (3 ч), стр. 28-31 учебника и стр. 32-35 рабочей тетради.

Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 28-29) и в

рабочей тетради (стр. 32-33). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 30-31) и в рабочей тетради (стр. 34-35). Коллективное панно «Лоскутное одеяло» (стр. 34-35 рабочей тетради).

Занятия 22-23 (2 ч), стр. 32-33 учебника, стр. 26-29 рабочей тетради.

Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 26-27) и в учебнике. Выполнение задания «Расписная тарелка».

Занятия 24-26 (2-3 ч), стр. 34-37 и 52-53 учебника, стр. 36-37 и 42-43 рабочей тетради.

Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и

понятий (стр. 52-53 учебника). Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 36-37) и в учебнике (стр. 34-36). Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42-43 рабочей тетради).

Занятие 27 (1 ч), стр. 38-39 и 50- 51 учебника.

Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета. По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) написать с натуры небольшой букет цветов в выбранном ребёнком колорите.

Занятие 28 (1 ч), стр. 38-39 и 54-55 учебника.

Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома.

Занятия 29-30 (2 ч), стр. 42-43 и 56-57 учебника, стр. 46-47 рабочей тетради.

Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46-47 рабочей тетради). Коллективная работа «Египетские письмена».

Занятия 31-32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные на стр. 22-25, 30-31, 38-39 рабочей тетради.

7. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п/п

дата проведения урока

тема урока

основные виды учебной деятельности

Виды изобразительной деятельности.

Знакомство с видами изобразительной деятельности и их особенностями.

    Рисуем цветными

    карандашами.

    Выполнить задания на закрепление изученного материала «Бабочки-красавицы»

    Взаимодействие тёплых и холодных цветов.

      «Цветочный луг» аппликация.

      Коллективное панно: «Цветочный луг»

        «Цветочный луг» аппликация.

          Музей искусств. Третьяковская галерея.

          Знакомство с музеем искусств, Третьяковской галереей.

            Портрет в подарок.

            Выполнить задание «Портрет в подарок»

              Иллюстрация.

              Знакомство с книжной иллюстрации

                Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции

                Выполнить иллюстрацию к басне И.А Крылова «Ворона и лисица»

                  Иллюстрация. Композиция ил-

                  люстрации. Эскиз к композиции.

                    Гравюра. Из истории гравюры

                    Знакомство с гравюрой.

                    Выполнить графическую иллюстрацию к басне И.А. Крылова «Волк и ягненок»

                      Гравюра. Из истории гравюры

                        Русский лубок и его выразительные средства.

                        Знакомство с русским лубком.

                          Проект

                          Выполнение новогодней праздничные открытки.

                            Проект

                              Рисунок. Штриховка

                              Выполнить задание на передачу светотени куба. Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать

                              их на различных предметах.

                                Рисунок. Штриховка

                                  Натюрморт. Твоя мастерская:

                                  рисование с натуры.

                                  Выполнить с натуры простым карандашом, несложный натюрморт.

                                    Натюрморт. Твоя мастерская:

                                    рисование с натуры.

                                      Братья наши меньшие.

                                      Рисуем домашнего любимца.

                                      Выполнить композицию «Мой пушистый друг»

                                        Братья наши меньшие.

                                        Рисуем домашнего любимца.

                                          Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

                                          Знакомство с орнаментом.

                                          Выполнить растительный, геометрический орнамент.Коллективная работа «Лоскутное одеяло»

                                            Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

                                              Растительный орнамент.

                                              Как получаются

                                              разные орнаменты?

                                                Народные промыслы России.

                                                Городецкая роспись

                                                Изучить особенности городецкой росписи. Выполнить задание «Расписная тарелка»

                                                  Народные промыслы России.

                                                  Городецкая роспись

                                                    Весенние впечатления.

                                                    Работаем акварелью, рисуем пейзаж.

                                                    Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Расширить понятие о пейзаже.

                                                      Весенние впечатления.

                                                      Работаем акварелью, рисуем пейзаж

                                                      Написать пейзаж «Весна пришла». Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг).

                                                        Весенние впечатления.

                                                        Работаем акварелью, рисуем пейзаж

                                                          Колорит - душа

                                                          живописи

                                                          Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому) в определённом колорите.

                                                            Бытовая живопись

                                                            Расширить представление о бытовой живописи.

                                                            Составить рассказ по картине Ф. Решетникова «Опять двойка»

                                                              Искусство Древнего Египта.

                                                              Древнеегипетский

                                                              рельеф.

                                                              Иметь представление об искусстве Древнего Египта. Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа.

                                                                Искусство Древнего Египта.

                                                                Древнеегипетский

                                                                рельеф.

                                                                  Проекты.

                                                                  Уметь выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам. Праздничные открытки

                                                                    Проекты.

                                                                    8. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

                                                                    1.Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство -2 класс «Разноцветный мир» БАЛАСС 2013г.

                                                                    2. Мультимедийное оборудование

                                                                    3. Ноутбук

                                                                    4. Проектор

                                                                    5. Интерактивная система

                                                                    Приложение


                                                                    Критерии оценок по изобразительному искусству

                                                                    Оценка "5"

                                                                    - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

                                                                    - правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

                                                                    - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

                                                                    - умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

                                                                    Оценка "4"

                                                                    - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

                                                                    - гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

                                                                    - умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
                                                                    характерное.

                                                                    Оценка "3"

                                                                    - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

                                                                    - допускает неточность в изложении изученного материала.

                                                                    Оценка "2" - учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

                                                                    - не справляется с поставленной цель



                                                                    © 2010-2022