Консультация Готовим руку к письму

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация Готовим руку к письмуГотовим руку к письму.

Одна из необходимых задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.

Что касается содержательной стороны, дети должны отчетливо представлять звуковой состав слов, которые они пишут. Этому служит формирование звукового анализа слова.

А как обстоит дело с двигательной основой письма? Когда мы говорим, что «ребенок умеет писать», это значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм букв), он умеет правильно их передавать в письме. Но это в свою очередь требует владения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное неотрывное движение, позволяющее передать характер русского письма). Необходимо также уметь регулировать размах движения руки при письме - важно ведь сохранять одинаковый размер букв, а при необходимости произвольно его изменять (прописные буквы). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за движением. Нужно, далее, научить детей владеть орудием письма - правильно держать ручку и правильно ею действовать.

Овладение всеми перечисленными навыками и умениями создает ручную умелость, позволяющую свободно осуществлять письмо. (Кроме того, важно, чтобы ребенок научился правильно сидеть, не наклоняясь низко, сохранять при письме правильную позу и положение рук, головы.)

Обучение письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет облегчено. Ранее усвоенные навыки и умения ребенок применит к новой для него деятельности.

Развитию ручной умелости до поступления ребенка в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока.

В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации- ножницы и кисть, в лепке - стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом, развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать (именно поэтому педагоги-методисты, разрабатывающие методику обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму, рисование и аппликацию).

Многие занятия по изобразительной деятельности, направленные на эстетическое воспитание детей, способствуют вместе с тем развитию важных для письма качеств. Вместе с тем среди них есть такие, которые наиболее полно отвечают этой задаче.

Более всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4-5 лет, а из целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, аппликации).

В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают «рыбок в аквариуме», «уточек, плавающих в пруду», или совмещают два способа: одни части изображения из бумаги, сложенной вдвое (например, вазы, цветы), а другие - на глаз (грибы, овощи, животные).

Что касается рисования, можно посоветовать такие занятия, как декоративное рисование по мотивам русских народных и украинских вышивок и росписей, рисование комнатных растений с натуры простым карандашом (передача формы, строения, свето-тоновых отношений - для этого придется по-разному нажимать на карандаш) и многие другие. Проводя такие занятия, нужно не забывать, что они имеют прежде всего эстетическое значение, направлены на решение основных изобразительных задач.

В сентябре можно провести . (Дайте .)

Занятие по аппликации «Осенний ковер», где детям даётся возможность составить декоративную композицию на основе впечатлений с подбором цвета для композиции, упражнениями в вырезывании симметричных изображений из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья), носит явно выраженный эстетический, творческий характер- дети придумывают композицию сами. Но выполнение задания окажется невозможным или будет значительно затруднено, если не будут отработаны технические навыки вырезывания. Действия руки с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев. Дети держат листок бумаги по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину требует особо пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации.

Умелость руки, зрительно-двигательная координация будут вырабатываться и в другом занятии по аппликации - «Вазы с фруктами, ветками и цветами». Здесь дети используют разные способы создания изображения: симметричные предметы вырезают из бумаги, сложенной вдвое (вазы, некоторые цветы), другие вырезают на глаз (ветки, фрукты, цветы).

По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения - более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).


Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад «Солнышко»









КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ






Консультация Готовим руку к письму

Руководитель ИЗО

Зверева

Вера Николаевна









Улькан

2015


© 2010-2022