- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс
Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маленкова И.А. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением заместитель директора по УВР директор школы
учителей эстетического цикла Маленкова И.А. /____________ Красницкая Г.А./__________
и физической культуры «_____»________________2014г Приказ №___ от __________
Протокол № ___ от ________
Руководитель МО
Горовая Н.В. /____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Искусство»
9 класс
основное общее образование,
базовый уровень
Составлена на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и учебника «Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009г.
Составитель Маленкова И.А.,
учитель изобразительного искусства,
первой категории
с. Шимолино
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. Примерной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ».
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство»
Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.
Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются знакомством с языком театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.
Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.
Активное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.
Общая характеристика организации учебного процесса
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания - выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает
стремление воплотить собственные замыслы в художественной
форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Программа является частью учебно-методического комплекта для VIII-IX классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя учебник, фонохрестоматию музыкального материала (на CD) и пособие для учителя.
Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).
Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит авторитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры.
Средства обучения
Виды организации учебной деятельности:
-
самостоятельная работа
-
творческая работа
-
конкурс
-
викторина
-
проект
Основные виды контроля при организации контроля работы:
-
текущий
-
итоговый
-
индивидуальный
-
письменный
-
контроль учителя
Формы контроля:
-
наблюдения
-
творческие задания
-
анализ произведений
-
викторины
-
тестовые задания
-
создание проектов
-
сообщения
-
презентации
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения и в соответствии годовым календарным учебным графиком школы в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа по искусству для 9 класса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю, (количество часов авторской программы (35ч)), согласно учебному плану и годовому календарному графику работы школы на 2014-2015 уч. год.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой, изменения в программу не внесены.
Рабочая программа составлена с учетом технического обеспечения школы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т. д., узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
(требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень))
По окончании 9 класса школьники научатся:
-
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
-
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
-
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
-
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
-
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
-
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
-
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
Выпускники основной школы научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Контроль уровня обученности
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Форма контроля
15
«Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее»
Текущий - письменный
контрольная работа
(тест №1)
26
«Дар созидания»
Текущий - письменный
контрольная работа
(тест №2)
33
Исследовательский проект
«Пушкин - наше все»
Итоговый
Защита проекта
Содержание программы «Искусство»
9 класс (33 часа)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 8 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламновнушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла,
«Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративноприкладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Содержание тем учебного предмета «Искусство» в 9 классе
№
раздела
Темы разделов.
Кол-во
часов
I
«Воздействующая сила искусства»
8
II
«Искусство предвосхищает будущее»
7
III
«Дар созидания. Практическая функция»
11
IV
«Искусство и открытие мира для себя»
7
Итого
33
Тематическое планирование по искусству, 9 класс
№ темы
п/п
Тема раздела и урока
Кол-во часов
Контрольная работа (тесты)
по теме
Дата
Домашнее задание
Раздел I. «Воздействующая сила искусства - 8 часов»
1
Искусство и власть.
1
05.09
Повторить - стр.102-104
Творческие задания на выбор:
Доклад, реферат, презентацию на темы:
«Великая Отечественная война в живописи»;
«Великая Отечественная война в скульптуре»;
«Великая Отечественная война в музыке».
2
Искусство и власть.
1
12.09
Повторить - стр.105-107
Творческие задания на выбор:
1). Ответить на вопрос: Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?
2). Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «композиция», «форма», «ритм», «фактура», «пропорция», «цвет», «тон», «интонация».
3
Какими средствами воздействует искусство?
1
19.09
Повторить - стр.108-113
Записать в творческую тетрадь краткую информацию об основных религиях мира.
4
Какими средствами воздействует искусство?
1
26.09
Повторить - стр.114-115
Привести примеры храмов, соборов, мечетей и других культовых построек (презентация)
5
Храмовый синтез искусств.
1
03.10
Повторить - стр.116-117
Подготовить презентацию на тему «Святыни Руси - соборы и храмы», «Музыка в православном храме», «Виды храмов»
6
Храмовый синтез искусств.
1
10.10
Повторить - стр.118-119
Найти убедительный пример для изучения темы «Синтез искусств в театре, кино, на телевидении». Записать свои рассуждения в тетрадь.
7
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
1
17.10
Повторить - стр.120-121
Подготовить исполнение знакомых мелодий, песен из художественных фильмов.
8
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
1
24.10
Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «иносказание», «метафора», «аллегория», «олицетворение».
Раздел II. «Искусство предвосхищает будущее - 7 часов»
9
Дар предвосхищения
1
31.10
Повторить - стр. 122-123
Записать в творческую тетрадь свои размышления о том, чем научное знание отличается от художественного.
10
Какие знания дает искусство?
1
14.11
Повторить - стр. 124-125
Посмотреть фрагмент худ. Фильма «Андрей Рублёв».
Подготовить презентацию о жизни и творчестве А. Рублёва.
11
Предсказание в искусстве.
1
21.11
Повторить - стр. 126-129
Вспомнить и записать в творческую тетрадь названия произведений искусства, в которых предсказываются какие-либо научные открытия будущего.
12
Художественное мышление в авангарде науки.
1
28.11
Повторить - стр. 130-131
Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия».
13
Художник и ученый.
1
05.12
Повторить - стр. 132-133
1). Узнать у учителей физики, математики, какие, на их взгляд, научные явления могут стать объектом рассмотрения в искусстве.
2). Привести примеры взаимодействия науки и искусства.
14
Художник и ученый.
1
12.12
Пересказ - стр. 134-135
1). Подготовиться к тесту, повторить стр. 122-135.
2). Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «промышленное искусство», «техническая энергетика», «дизайн».
15
Обобщение знаний по темам: «Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее»
1
Тест № 1 по темам: «Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее», стр. 131-132 (Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010г.)
19.12
Творческое задание:
Найти изображения выдающихся памятников архитектуры, скульптуры, которые могут служить символами известных русских городов, и подобрать информацию о них.
Раздел III. «Дар созидания. Практическая функция - 11 часов»
16
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
26.12
Пересказ - стр. 136-137
17
Архитектура исторического города.
Архитектура современного города.
1
16.01
Пересказ - стр. 138-145 Творческие задания:
1). Выполнить макет укреплённого города, объёмный и рельефный.
2). Принести любимые книги, журналы с красочными иллюстрациями.
18
Специфика изображений в полиграфии.
1
23.01
Пересказ - стр. 146-151 Творческие задания на выбор со стр. 149 и 151:
1. Нарисуйте эскиз к обложке для своей любимой книги.
Пригласительный билет.
Поздравительную открытку.
Проект буклета школы.
19
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
30.01
Прочитать стр.152-153 Творческое задание:
Создать проект дизайнерского оформления пришкольного участка, спортивной площадки, сквера, парка.
20
Декоративно-прикладное искусство.
1
06.02
Прочитать стр. 156-161 Творческие задания на выбор:
1). Подготовка выставки изделий ДПИ, подбор литературного и музыкального материала для её оформления;
2). Презентации на темы
«Хохлома», «Жостово»,
«Гжель» и др.
3). Разработка текстов для экскурсоводов.
21
Музыка в быту
1
13.02
Прочитать стр. 162-165 Творческие задания:
1). Презентацию на темы
«Программа вечера песни», «Содержание танцевальной дискотеки», «Музыка для спортивного праздника»;
2). Принести семейные фотографии разных жанров - портрет, пейзаж и др.
22
Массовые, общедоступные искусства.
1
20.02
Прочитать стр. 166-173 Творческие задания:
1). Презентации на темы:
«Моя семья», «Мои друзья», «Мои увлечения»;
2). Выполнить задания на стр. 171, 173 учебника
23
Изобразительная природа кино.
1
27.02
Прочитать стр. 174-175 Творческие задания на выбор:
1). Подготовить перечень худ. фильмов, в которых одну из главных ролей играет музыка;
2). Подготовить исполнение песен из кинофильмов.
24
Музыка в кино. Особенности киномузыки
1
06.03
Прочитать стр. 176-179
Творческое задание:
Подготовить конкурс военных песен из отечественных кинофильмов в преддверии Дня Победы. Написать сценарий, подготовить фонограммы.
25
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов
1
13.03
Прочитать стр. 180-181
1). Подготовиться к тесту, повторить стр. 136-181.
2). Сформулировать и записать в тетрадь вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели).
26
Обобщение знаний по теме: «Дар созидания»
1
Тест № 2 по теме «Дар созидания», стр. 151-152 (Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010г.)
20.03
Раздел IV. «Искусство и открытие мира для себя - 7 часов»
27
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
1
03.04
Прочитать стр. 182-183
1. Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «притча», «нимфа», «красота»;
2). Проанализировать план действий при подготовке исследовательского проекта «Пушкин - наше все».
28
Литературные страницы
1
10.04
Прочитать стр. 184-185
29
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
17.04
Прочитать стр. 186-189 Разработать содержание выбранной темы исследовательского проекта «Пушкин - наше все»
30
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
24.04
Произвести корректировку материалов к исследовательскому проекту «Пушкин - наше все»
31
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
08.05
Произвести анализ и оценку степени готовности «Пушкин - наше все»
32
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
15.05
Подготовка к защите исследовательского проекта «Пушкин - наше все»
33
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
1
Защита исследовательского проекта «Пушкин - наше все»
22.05
Информационное и учебно-методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект:
1). Авторская программа «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
2). Учебник «Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009г.
3). Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010г.
4). Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. Искусство, 8 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская - М.: Просвещение, 2014г.
5). Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. Искусство,9 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская - М.: Просвещение, 2014г.
6). «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов), М., ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
Лист изменений к рабочей программе по искусству 9 класс
№
п/п
Дата
по плану
Дата
фактически
Тема урока
Причина
Обоснование
Форма 1. Выполнение программы 2014 - 2015 уч. г.
ФИО учителя: Маленкова И.А. Предмет: Искусство Класс(ы): 9
Период
По плану
Фактически
Отставание
Причина
Способ устранения отставания
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год