Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс

Рабочая программа по предмету "Искусство", 9 класс, основное общее образование, базовый уровень (с календарно - тематическим планированием, домашним заданием) на 2014-2015 уч.г. Составлена на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год и учебника «Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразова...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением заместитель директора по УВР директор школы

учителей эстетического цикла Маленкова И.А. /____________ Красницкая Г.А./__________

и физической культуры «_____»________________2014г Приказ №___ от __________

Протокол № ___ от ________

Руководитель МО

Горовая Н.В. /____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Искусство»

9 класс

основное общее образование,

базовый уровень



Составлена на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и учебника «Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009г.


Составитель Маленкова И.А.,

учитель изобразительного искусства,

первой категории








с. Шимолино

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по искусству для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. Примерной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ».

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство»

Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.

Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразитель­ности пластических искусств, музыки, литературы дополняют­ся знакомством с языком театра, экранных искусств, фото­графии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется цело­стная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учат­ся понимать роль традиций и новаторства в развитии искус­ства разных народов, размышлять об образной природе и эмо­циональном воздействии искусства на человека.

Активное освоение школьниками образовательного прост­ранства Интернета осуществляется в процессе поиска инфор­мации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетичес­ких идеалов и высказать собственное мнение о сущности раз­личных явлений культуры, участие в каком-либо виде художе­ственного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.


Общая характеристика организации учебного процесса


Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские систе­мы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого уро­ка необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, кон­кретные задачи обучения, технологии, адекватные природе са­мого искусства, а также драматургию урока, его форму-компо­зицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художест­венные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, куль­турные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать совре­менные педагогические технологии: уровневую дифферен­циацию, коллективные способы обучения, театральную дея­тельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информа­ционных и т. п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, мно­жественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное со­циокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональ­ности искусства, его значимости в жизни человека и общества, по­этому стержень ее содержания - выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организую­щей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, ге­донистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в ис­следовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов ис­кусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть вы­ражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает
стремление воплотить собственные замыслы в художественной
форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театраль­ной и др.).

Программа является частью учебно-методического ком­плекта для VIII-IX классов образовательных учреждений раз­ного типа и включает в себя учебник, фонохрестоматию музыкального материала (на CD) и пособие для учителя.

Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержа­нию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюст­ративный материал (нотная графика, репродукции картин, фо­тографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобрази­тельный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).

Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит ав­торитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры.


Средства обучения

Виды организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа

  • творческая работа

  • конкурс

  • викторина

  • проект

Основные виды контроля при организации контроля работы:

  • текущий

  • итоговый

  • индивидуальный

  • письменный

  • контроль учителя

Формы контроля:

  • наблюдения

  • творческие задания

  • анализ произведений

  • викторины

  • тестовые задания

  • создание проектов

  • сообщения

  • презентации

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа


Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения и в соответствии годовым календарным учебным графиком школы в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федерального компонента государ­ственного стандарта основного общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа по искусству для 9 класса рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю, (количество часов авторской программы (35ч)), согласно учебному плану и годовому календарному графику работы школы на 2014-2015 уч. год.

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой, изменения в программу не внесены.

Рабочая программа составлена с учетом технического обеспечения школы.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т. д., узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений, навыков.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

(требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень))

По окончании 9 класса школьники научатся:


  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирую­щая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушаю­щая, предвосхищающая будущее и др.);

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классиче­ского искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • понимать особенности художественного языка разных ви­дов искусства;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку ин­формации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведе­ниях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

- знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

Выпускники основной школы научатся:

- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету


Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов:

- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


Контроль уровня обученности

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

15

«Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее»

Текущий - письменный

контрольная работа

(тест №1)

26

«Дар созидания»

Текущий - письменный

контрольная работа

(тест №2)

33

Исследовательский проект

«Пушкин - наше все»

Итоговый

Защита проекта

Содержание программы «Искусство»

9 класс (33 часа)

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 8 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламновнушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла,

«Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративноприкладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.


Содержание тем учебного предмета «Искусство» в 9 классе


раздела

Темы разделов.

Кол-во

часов

I

«Воздействующая сила искусства»

8

II

«Искусство предвосхищает будущее»

7

III

«Дар созидания. Практическая функция»

11

IV

«Искусство и открытие мира для себя»

7

Итого

33








Тематическое планирование по искусству, 9 класс


№ темы

п/п

Тема раздела и урока

Кол-во часов

Контрольная работа (тесты)

по теме

Дата

Домашнее задание

Раздел I. «Воздействующая сила искусства - 8 часов»

1

Искусство и власть.

1

05.09

Повторить - стр.102-104

Творческие задания на выбор:

Доклад, реферат, презентацию на темы:

«Великая Отечественная война в живописи»;

«Великая Отечественная война в скульптуре»;

«Великая Отечественная война в музыке».

2

Искусство и власть.

1

12.09

Повторить - стр.105-107

Творческие задания на выбор:

1). Ответить на вопрос: Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?

2). Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «композиция», «форма», «ритм», «фактура», «пропорция», «цвет», «тон», «интонация».

3

Какими средствами воздействует искусство?

1

19.09

Повторить - стр.108-113

Записать в творческую тетрадь краткую информацию об основных религиях мира.

4

Какими средствами воздействует искусство?

1

26.09

Повторить - стр.114-115

Привести примеры храмов, соборов, мечетей и других культовых построек (презентация)

5

Храмовый синтез искусств.

1

03.10

Повторить - стр.116-117

Подготовить презентацию на тему «Святыни Руси - соборы и храмы», «Музыка в православном храме», «Виды храмов»

6

Храмовый синтез искусств.

1

10.10

Повторить - стр.118-119

Найти убедительный пример для изучения темы «Синтез искусств в театре, кино, на телевидении». Записать свои рассуждения в тетрадь.

7

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

17.10

Повторить - стр.120-121

Подготовить исполнение знакомых мелодий, песен из художественных фильмов.

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

24.10

Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «иносказание», «метафора», «аллегория», «олицетворение».

Раздел II. «Искусство предвосхищает будущее - 7 часов»


9


Дар предвосхищения

1


31.10

Повторить - стр. 122-123

Записать в творческую тетрадь свои размышления о том, чем научное знание отличается от художественного.

10

Какие знания дает искусство?

1


14.11

Повторить - стр. 124-125

Посмотреть фрагмент худ. Фильма «Андрей Рублёв».

Подготовить презентацию о жизни и творчестве А. Рублёва.

11

Предсказание в искусстве.

1


21.11

Повторить - стр. 126-129

Вспомнить и записать в творческую тетрадь названия произведений искусства, в которых предсказываются какие-либо научные открытия будущего.

12

Художественное мышление в авангарде науки.

1


28.11

Повторить - стр. 130-131

Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия».

13

Художник и ученый.

1


05.12

Повторить - стр. 132-133

1). Узнать у учителей физики, математики, какие, на их взгляд, научные явления могут стать объектом рассмотрения в искусстве.

2). Привести примеры взаимодействия науки и искусства.

14

Художник и ученый.

1


12.12

Пересказ - стр. 134-135

1). Подготовиться к тесту, повторить стр. 122-135.

2). Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «промышленное искусство», «техническая энергетика», «дизайн».

15

Обобщение знаний по темам: «Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее»

1

Тест № 1 по темам: «Воздействующая сила искусства», «Искусство предвосхищает будущее», стр. 131-132 (Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010г.)

19.12

Творческое задание:

Найти изображения выдающихся памятников архитектуры, скульптуры, которые могут служить символами известных русских городов, и подобрать информацию о них.

Раздел III. «Дар созидания. Практическая функция - 11 часов»


16

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.


1


26.12


Пересказ - стр. 136-137

17

Архитектура исторического города.

Архитектура современного города.


1


16.01

Пересказ - стр. 138-145 Творческие задания:

1). Выполнить макет укреплённого города, объёмный и рельефный.

2). Принести любимые книги, журналы с красочными иллюстрациями.

18

Специфика изображений в полиграфии.

1


23.01

Пересказ - стр. 146-151 Творческие задания на выбор со стр. 149 и 151:

1. Нарисуйте эскиз к обложке для своей любимой книги.

Пригласительный билет.

Поздравительную открытку.

Проект буклета школы.

19

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1


30.01

Прочитать стр.152-153 Творческое задание:

Создать проект дизайнерского оформления пришкольного участка, спортивной площадки, сквера, парка.

20

Декоративно-прикладное искусство.

1

06.02

Прочитать стр. 156-161 Творческие задания на выбор:

1). Подготовка выставки изделий ДПИ, подбор литературного и музыкального материала для её оформления;

2). Презентации на темы

«Хохлома», «Жостово»,

«Гжель» и др.

3). Разработка текстов для экскурсоводов.

21

Музыка в быту

1

13.02

Прочитать стр. 162-165 Творческие задания:

1). Презентацию на темы

«Программа вечера песни», «Содержание танцевальной дискотеки», «Музыка для спортивного праздника»;

2). Принести семейные фотографии разных жанров - портрет, пейзаж и др.

22

Массовые, общедоступные искусства.

1

20.02

Прочитать стр. 166-173 Творческие задания:

1). Презентации на темы:

«Моя семья», «Мои друзья», «Мои увлечения»;

2). Выполнить задания на стр. 171, 173 учебника

23

Изобразительная природа кино.

1

27.02

Прочитать стр. 174-175 Творческие задания на выбор:

1). Подготовить перечень худ. фильмов, в которых одну из главных ролей играет музыка;

2). Подготовить исполнение песен из кинофильмов.

24

Музыка в кино. Особенности киномузыки

1

06.03

Прочитать стр. 176-179

Творческое задание:

Подготовить конкурс военных песен из отечественных кинофильмов в преддверии Дня Победы. Написать сценарий, подготовить фонограммы.

25

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов

1

13.03

Прочитать стр. 180-181

1). Подготовиться к тесту, повторить стр. 136-181.

2). Сформулировать и записать в тетрадь вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели).

26

Обобщение знаний по теме: «Дар созидания»

1

Тест № 2 по теме «Дар созидания», стр. 151-152 (Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010г.)

20.03

Раздел IV. «Искусство и открытие мира для себя - 7 часов»


27

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.


1


03.04

Прочитать стр. 182-183

1. Найти и записать в творческую тетрадь определение понятий: «притча», «нимфа», «красота»;

2). Проанализировать план действий при подготовке исследовательского проекта «Пушкин - наше все».

28

Литературные страницы

1


10.04

Прочитать стр. 184-185

29

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1


17.04

Прочитать стр. 186-189 Разработать содержание выбранной темы исследовательского проекта «Пушкин - наше все»

30

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1


24.04

Произвести корректировку материалов к исследовательскому проекту «Пушкин - наше все»

31

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1


08.05

Произвести анализ и оценку степени готовности «Пушкин - наше все»

32

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1


15.05

Подготовка к защите исследовательского проекта «Пушкин - наше все»

33

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

1

Защита исследовательского проекта «Пушкин - наше все»

22.05















Информационное и учебно-методическое обеспечение программы


Учебно-методический комплект:

1). Авторская программа «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

2). Учебник «Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009г.

3). Уроки искусства. Поурочные разработки. 8-9 классы / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010г.

4). Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. Искусство, 8 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская - М.: Просвещение, 2014г.

5). Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. Искусство,9 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская - М.: Просвещение, 2014г.

6). «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов), М., ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.









Лист изменений к рабочей программе по искусству 9 класс

п/п

Дата

по плану

Дата

фактически

Тема урока


Причина

Обоснование
















































Форма 1. Выполнение программы 2014 - 2015 уч. г.

ФИО учителя: Маленкова И.А. Предмет: Искусство Класс(ы): 9


Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


Год








































© 2010-2022