Статья Культура умственного труда, необходимое условие успешности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание « культуры умственного труда» - необходимое условие успешности обучения.

Каждый педагог ставит перед собой цель воспитать образованного и самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и без труда ориентироваться в непростой дейсвительности современного окружающего мира. Как мы понимаем, решить эту задачу непросто. Путь в этом направлении ищет каждый педагог самостоятельно. Я же считаю, что решение данной проблемы лежит в направлении «научить учиться», т. е. привить ученику « культуру умственного труда».

Что же включает в себя понятие « культура умственного труда»?

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Таким образом, в понятие «культура умственного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента:

1.Личностный;

2.Интеллектуальный;

3.Организационно-технический;

4.Гигиенический.

Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.

Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки и

предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

Особое место в этой работе отводится формированию положительного отношения ученика к учению. С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-ого класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов:

а) осознание учения как общественного и личностного дела;

б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей;

в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным;

г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности.

Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей. Для развития мотивации используется особая группа приёмов:

пробуждение положительного отношения к учёбе;

раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала;

организация познавательной дискуссии;

приучение школьников к выполнению соответствующих требований;

создание ситуации успеха и поощрение учащихся.

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент, интеллектуальные умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.

Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороной исследуемого материала. Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения заданий.

Элементы личностного и интеллектуального компонентов выступают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения.

Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом. От рациональной организации учебного труда зависят результаты любой интеллектуальной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся:

1) правильный режим работы;

2) оборудование места для занятий;

3) определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.

Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности.

Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу незамедлительно, т.к. чем дольше человек оттягивает начало работы, тем больше усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения».

По исследованиям психологов, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа.

Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности. Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.

Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.

Кроме того, школьник должен иметь постоянное место для занятий. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в неё.

Таким образом, организационно - технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.

Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда. Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее:

1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществляться не от случая к случаю, а по заранее разработанной программе и календарному графику;

2) преемственная взаимосвязь с работой учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся;

3) доступная и интересная форма подачи материала;

4) использование примеров из жизни класса;

5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения);











Большое значение в умственном труде имеет его культура. В ней выделяются три компонента. Во-первых, это совершенствование условий, в которых протекает трудовой процесс; во-вторых, это уровень организации умственного труда; в-третьих, эта техника трудового процесса. Продуктивность и культура умственного труда зависят во первых, от внутренних факторов, к которым относятся индивидуальные способности, особенности воли, состояние здоровья, степень тренированности и переутомления человека; во вторых, от внешних факторов, зависящих от обстановки внешней среды и организации рабочего места, режима труда и отдыха; в третьих, от уровня организации умственного труда; в четвертых, от величины умственной нагрузки.

К важнейшим условиям оптимальной организации умственного труда прежде всего относится хорошее здоровье - телесное (соматическое) и душевное (психическое). Это объясняется тем, что мозг человека не изолирован от организма в целом, и происходящие в нем процессы обязательно отражается на работе мозга.

Умственная работоспособность человека во многом зависит от микроклимата в рабочем помещении. Считается, что оптимальной в нем является температура воздуха - плюс 18 градусов по Цельсию при влажности - 40-60 процентов. Так, если театр, по выражению Константина Сергеевича Станиславского, начинается с вешалки, то продуктивность умственного труда начинается с форточки, т.е. свежего воздуха.

Мозгу крайне необходим кислород. Особо он нужен для окисления органических веществ, которые питают ткани и способствуют выработке энергии. Кроме того, в сутки взрослый человек выделяет 22 литра углекислого газа. У тех, кто работает в душных помещениях, начитаются головные боли, повышается давление. Человек выделяет в сутки через кожу и легкие около одного литра воды. Работа в помещении с повышенной влажностью быстро утомляет.

Большое значение имеет правильная организация рабочего места. На письменном столе не должно быть ничего лишнего, что может отвлечь внимание, что занимает без пользы его полезную площадь.

Правила умственного труда предписывают соблюдать определенный режим дня, т.е. такой его распорядок, который обеспечивает лучшую работоспособность и предохраняет человека от переутомления. Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, но к 16-17 часам идет новая волна его повышения. Спад функциональных возможностей организма наступает, как правило, после 20 часов.

Закономерные изменения работоспособности человека происходят также в процессе непосредственной его умственной работы. Так, в начале работы возникает состояние так называемого втягивания в работу, занимающее 10-15 мин. времени. После этого происходит постепенное возрастание работоспособности с установлением стадии устойчивой работоспособности, длившейся 1,5-3 часа. А затем наступает фаза ее снижения.

При умственном труде нельзя работать долго без перерыва, так как это снижает интерес к нему, ведет к переутомлению. Перерывы следует делать каждые 1-1,5 часа работы на 10-15 минут, а после 3-4 часов - на 0,5 - 1 час.

К важным условиям продуктивной умственной работы относится также нормальный сон после трудового дня. Гигиена сна требует ложиться и пробуждаться в строго определенное время; прекращать напряженную умственную работу не менее чем за 1,5-2 часа до сна; не принимать много пищи непосредственно перед сном; регулярно перед сном совершать прогулки на воздухе не менее 15-20 мин., что позволит стереть впечатление дня, успокоить нервную систему и ускорить сон. Ложится спать желательно не позднее 23 часов, обязательно в хорошо проветриваемом помещении с открытой форточкой, и спать не менее 7-8 часов. Каждый недоспанный час снижает производительность умственного труда в последующий день на 15-20 процентов. А лишний час, наоборот, действует расслабляющим образом, понижает работоспособность.

Умственный труд почти полностью исключает физическое напряжение человека, а отдыхать необходимо ему не только ночью, но и днем. Значит, для людей умственного труда полезна периодическая физическая нагрузка. В режим дня необходимо вводить дозированное хождение по 30 мин. до начала работы, после ее окончания и перед сном. В процессе умственной деятельности, наряду с кратковременными перерывами, необходимо практиковать и умственные формы активного отдыха. Так, во время перерыва можно просмотреть газету или журнал, почитать интересную книгу, послушать радиопередачу.

Организация умственного труда предполагает существование плана. План - это точное, обоснованное расписание работ, которые предполагается выполнить в установленные сроки. Чтобы составить такое расписание, требуется, во-первых, установить конечную цель работ, во-вторых, определить точный объем этих работ, в третьих, учесть условия и возможности работы и, наконец, установить «меру» работы, которую можно выполнить за час, за день, за неделю и т.д. Планируя недельную нагрузку, следует помнить, что самыми продуктивными днями в рабочей неделе являются, как правило, среда, четверг.

Правильно организуя свой умственный труд, в первую очередь необходимо стремиться устранить потери времени. Основная потеря времени - это явные неделовые отвлечения от работы. Большое место среди них занимает болтовня, которая является следствием распущенности, невысокой внутренней культуры людей. К большим потерям времени студентов приводит отсутствие порядка в работе и хранении учебников, литературы, конспектов, небрежная запись лекций и конспектов.

Чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. По мере того, как человек втягивается в систематическую работу, само принуждение постепенно снимается, возникает и укрепляется привычка строго в определенное время приниматься за дело. Для выработки такого рефлекса необходимо систематически работать, а не ждать, когда придет желание трудиться или появится вдохновение.

Первая заповедь каждого, решившего повысить свою умственную работоспособность, заключается также в том, что любой необходимый труд следует сделать творческим. Учиться же не творчески, без желания, без воли, учиться, не размышляя, оставаясь равнодушным к самому учению, - значит попусту терять время.

Коэффициент полезного действия умственной работы определяется природными задатками человека. Талантливый человек по своим возможностям превышает уровень среднего. Но для продуктивной деятельности, кроме таланта, он должен обладать желанием и умением работать. Неслучайно великий американский изобретатель Томас Алва Эдисон говорил: «Гений - это один процент вдохновения, а на 99 процентов потения». Сам он работал по 18-19 часов в сутки.

Люди восхищаются теми, кто, казалось бы, не будучи очень способным, сумел поставить перед собой ясные цели и нашел способы заставить себя преодолеть лень, вялость, неорганизованность для достижения своих целей. Приходит время, и такие люди оказываются более способнее многих других. Так, медленно в детстве развивался Альберт Эйнштейн, учителя считали его неспособным к математике. Великим тружеником был певец Федор Иванович Шаляпин. «Я, - писал он, - вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы».

Бурное развитие современной информационной техники привело к существенным переменам в культуре умственного труда. С помощью персональных компьютеров становится возможным выполнять многие виды умственных работ. При работе с компьютером, кроме выполнения общих правил гигиены умственного труда, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности - держаться на расстоянии не менее 60 см от монитора, делать через каждые 1,5-2 часа регулярные перерывы для отдыха глаз. Компьютер может оказывать вредное воздействие на психику человека, провоцируя так называемый «компьютерный психоз».





© 2010-2022