Доклад Краткие сведения об изучении цвета

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Краткие сведения об изучении цвета и о гармонических

сочетаниях красок на 1 этапе занятий живописи».

Чтобы обучить детей работе с кистью и красками, преподавателю нужно быть самому в этом деле достаточно подготовленным.

При рассматривании спектра (разложенном луче белого света) можем различать в нём шесть основных чистых цветов радуги, переходящих в различные оттенки.

Основные цвета спектра, такие, как красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, можно назвать хроматическими цветами. Краски же, дающие ощущение белого, серого и черного называются ахроматическими цветами.

Приятное гармоническое ощущение дают такие пары чистых спектральных цветов, как красный и зеленый, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый. Но в смешении между собой эти пары дают ахроматический цвет, т. е. белый или серый. Эти пары и называются дополнительными цветами.

Смешение двух любых цветов спектра, кроме дополнительных, дают промежуточный цвет. Так, смешение красного и желтого дает оранжевый цвет, смешение синего и желтого дает зеленый цвет и т. д.

Но что такое гармоническое сочетание, или гармония красок? На практике пришлось убедиться, что это явление не все правильно понимают. Некоторые думают, что красивое сочетание дают эти пары в своем смешении.

Как в музыке имеются гармонические звуки, приятные и красивые для нашего слуха, так и в красках имеются цвета, лежащие рядом в живописи, в узоре, орнаменте, дающие приятное и красивое сочетание для нашего зрения, для наших глаз. Как в музыке человек, не имеющий слуха или вообще не умеющий играть, скажем, на баяне, начнет играть, беря звуки случайные, отчего получаются у него неприятные для слуха звуки, от которых хочется бежать, так получится и в красках, если мы будем брать случайные краски, которые дадут крайне неприятное ощущение для глаз, когда мы принуждены говорить: « Как это некрасиво, безобразно…» Чтобы этого не случилось, существует и в красках особый порядок красивого сочетания цвета с цветом. Вот преподаватель и должен знать, какой цвет с каким будет красив, а какой некрасив.

Надо даже объяснять теоретические сведения о гармонии красок, чтобы учащиеся уже сознательно умели применять эту гармонию в каждом своем цветовом рисунке. Объясняя учащимся спектральные основные цвета, можно указать на цвет радуги, которую все учащиеся наблюдали в природе. Это будет систематически развивать их художественный вкус.


По изучению цвета преподаватели знакомятся с Цветовым кругом, с названиями красок и с гармонией цветов. При этом они все упражнения сами практически выполняют.

Возьмем цветовой круг из 12 цветов, занумерованных по кругу. По этим номерам каждого цвета даются цветочные названия красок:

№1 - Краснокумачевый. Киноварь.

№2 - Апельсиновый тон. Оранжевый.

№3 - Красновато-желтый. Хром желтый, темный.

№4 - Желтый. Хром желтый светлый или стронциановая желтая (лимонного цвета).

№5 - Желто-зеленый. Листовая зелень.

№6 - Зеленый. Цвет травы.

№7 - Зеленый. Изумрудный.

№8 - Сине-зеленый.

№9 - Синий. Лазурь.

№10 - Синий, Ультрамарин.

№11 - Фиолетовый, или лиловый.

№12 - Малиновый. Кармин.

Теперь перейдем к гармоническим сочетаниям красок. Цвета красок будут указываться под теми номерами, которые стоят в нашем круге.

Парные сочетания: 1-7,2-8,3-9,4-10,5-11,6-12.

Гармонические сочетания из трех красок: 1-5-9,2-6-10,3-7-11,4-8-12.

Гармонические сочетания из четырех красок: 1-4-7-10,2-5-6-11,3-6-9-12.

По этим цифрам, конечно, трудно преподавателю не художнику судить об их цветовых соотношениях. Поэтому каждый преподаватель практически выполняет некоторые упражнения и согласно цветовом кругу и номерам цвета составляет примеры сочетаний.

Соотношение цветовых полосок можно комбинировать по-разному, в смысле порядка их размещения и в отношении силы цвета.

При раскрашивании любого рисунка декоративного характера, при всевозможных украшениях необходимо применять указанные сочетания красок. Учащиеся постепенно привыкают к этим правильным сочетаниям, что и способствует развитию их художественного вкуса.






Использованная литература:

1. «Уроки рисования» М. Михейшина. Минск. Полиграфмаркет. 1999г.

2. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. Москва. Просвещение. 1981г.

3. Обучение рисованию в школе» В.С. Иванов. Москва. Государственное Учебно-педагогическое Издательство Министерства Просвещения РСФСР. 1954г.


© 2010-2022