- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Доклад Краткие сведения об изучении цвета
Доклад Краткие сведения об изучении цвета
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрищева А.Н. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Краткие сведения об изучении цвета и о гармонических
сочетаниях красок на 1 этапе занятий живописи».
Чтобы обучить детей работе с кистью и красками, преподавателю нужно быть самому в этом деле достаточно подготовленным.
При рассматривании спектра (разложенном луче белого света) можем различать в нём шесть основных чистых цветов радуги, переходящих в различные оттенки.
Основные цвета спектра, такие, как красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, можно назвать хроматическими цветами. Краски же, дающие ощущение белого, серого и черного называются ахроматическими цветами.
Приятное гармоническое ощущение дают такие пары чистых спектральных цветов, как красный и зеленый, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый. Но в смешении между собой эти пары дают ахроматический цвет, т. е. белый или серый. Эти пары и называются дополнительными цветами.
Смешение двух любых цветов спектра, кроме дополнительных, дают промежуточный цвет. Так, смешение красного и желтого дает оранжевый цвет, смешение синего и желтого дает зеленый цвет и т. д.
Но что такое гармоническое сочетание, или гармония красок? На практике пришлось убедиться, что это явление не все правильно понимают. Некоторые думают, что красивое сочетание дают эти пары в своем смешении.
Как в музыке имеются гармонические звуки, приятные и красивые для нашего слуха, так и в красках имеются цвета, лежащие рядом в живописи, в узоре, орнаменте, дающие приятное и красивое сочетание для нашего зрения, для наших глаз. Как в музыке человек, не имеющий слуха или вообще не умеющий играть, скажем, на баяне, начнет играть, беря звуки случайные, отчего получаются у него неприятные для слуха звуки, от которых хочется бежать, так получится и в красках, если мы будем брать случайные краски, которые дадут крайне неприятное ощущение для глаз, когда мы принуждены говорить: « Как это некрасиво, безобразно…» Чтобы этого не случилось, существует и в красках особый порядок красивого сочетания цвета с цветом. Вот преподаватель и должен знать, какой цвет с каким будет красив, а какой некрасив.
Надо даже объяснять теоретические сведения о гармонии красок, чтобы учащиеся уже сознательно умели применять эту гармонию в каждом своем цветовом рисунке. Объясняя учащимся спектральные основные цвета, можно указать на цвет радуги, которую все учащиеся наблюдали в природе. Это будет систематически развивать их художественный вкус.
По изучению цвета преподаватели знакомятся с Цветовым кругом, с названиями красок и с гармонией цветов. При этом они все упражнения сами практически выполняют.
Возьмем цветовой круг из 12 цветов, занумерованных по кругу. По этим номерам каждого цвета даются цветочные названия красок:
№1 - Краснокумачевый. Киноварь.
№2 - Апельсиновый тон. Оранжевый.
№3 - Красновато-желтый. Хром желтый, темный.
№4 - Желтый. Хром желтый светлый или стронциановая желтая (лимонного цвета).
№5 - Желто-зеленый. Листовая зелень.
№6 - Зеленый. Цвет травы.
№7 - Зеленый. Изумрудный.
№8 - Сине-зеленый.
№9 - Синий. Лазурь.
№10 - Синий, Ультрамарин.
№11 - Фиолетовый, или лиловый.
№12 - Малиновый. Кармин.
Теперь перейдем к гармоническим сочетаниям красок. Цвета красок будут указываться под теми номерами, которые стоят в нашем круге.
Парные сочетания: 1-7,2-8,3-9,4-10,5-11,6-12.
Гармонические сочетания из трех красок: 1-5-9,2-6-10,3-7-11,4-8-12.
Гармонические сочетания из четырех красок: 1-4-7-10,2-5-6-11,3-6-9-12.
По этим цифрам, конечно, трудно преподавателю не художнику судить об их цветовых соотношениях. Поэтому каждый преподаватель практически выполняет некоторые упражнения и согласно цветовом кругу и номерам цвета составляет примеры сочетаний.
Соотношение цветовых полосок можно комбинировать по-разному, в смысле порядка их размещения и в отношении силы цвета.
При раскрашивании любого рисунка декоративного характера, при всевозможных украшениях необходимо применять указанные сочетания красок. Учащиеся постепенно привыкают к этим правильным сочетаниям, что и способствует развитию их художественного вкуса.
Использованная литература:
1. «Уроки рисования» М. Михейшина. Минск. Полиграфмаркет. 1999г.
2. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. Москва. Просвещение. 1981г.
3. Обучение рисованию в школе» В.С. Иванов. Москва. Государственное Учебно-педагогическое Издательство Министерства Просвещения РСФСР. 1954г.