Рабочая программа по внеурочной деятельности Бумажный мир

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. Д. Цыкина Выгоничского района Брянской области

Рабочая программа по внеурочной деятельности Бумажный мир


Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажный мир»



Направление: общекультурное Ступень обучения: 5 класс



Учитель: Ивакина Л.С. 1 категория 13 разряд


2015-2016 г

Пояснительная записка.

Одним из привычных и необходимых для нас материалов является бумага.

Ее универсальность и значение для человека трудно переоценить.

Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельности.

Это один из самых технологичных, конструктивных, доступных и безопасных материалов. Из-за этих качеств бумага стала исходным материалом для творчества как взрослых, так и детей.

Бумага - необычайно выразительный и податливый материал.

Из неё можно создать целый мир. Существует множество видов бумажного творчества.

Такое многообразие видов деятельности позволяет максимально раскрыть творческие способности детей.

Данная программа предусматривает ознакомление с различными видами бумажного творчества: аппликация, моделирование, оригами, силуэтное вырезание, квиллинг, папье-маше.

Каждый учащийся сможет проявить свои способности в любой технике работы с бумагой.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажный мир» общекультурного направления разработана для занятий с учащимися 5 класса

во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения и рассчитана на 35 часов.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность данной программы обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе,

решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с бумагой в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Цель данной программы - создание оптимальных условий для развития самостоятельной, творческой личности, гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи:

Обучающие:

-формирование устойчивого интереса к художественному творчеству

-овладение различными приемами работы с бумагой, практическими навыками работы с инструментами

-освоение навыков организации и планирования работы

-формирование умений использовать различные технические приемы при работе с бумагой

-освоение и применение знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства

-формирование умений следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы поделок.

Развивающие:

-развитие творческого потенциала учащихся, их познавательную активность

-развитие духовной культуры и эмоционального отношения к действительности

-развитие творческого потенциала детей средствами художественного труда

-выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся

-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления пространственного воображения

-развитие мелкой моторики рук и глазомера

-развитие художественного и эстетического вкуса, творческих способностей

и фантазии детей.

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

-развитие у учащихся способности концентрировать свое внимание, распределять свои силы.

Воспитательные:

-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников

- умение видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности

-воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину

-создать комфортную среду общения между педагогом и учащимися

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

-ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.)

-формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми

Данная программа дает возможность ребенку представить себе место, роль, значение и применение их работ в окружающей жизни (в частности в образовательном учреждении и семье - посильная помощь в оформлении класса, школы, подарок родным).

Разделы программы конкретизируют практическую деятельность учащихся.

Программа содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективную творческую деятельность.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных художественных навыков.

Формы и методы

- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

-Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

-Практические (упражнения, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

-Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

-Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)

-Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

-Методы контроля и самоконтроля

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Срок реализации программы - 1 год

По мере производственной необходимости в программе вносятся необходимые коррективы.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажный мир» разработана

для учащихся 5 класса. На изучение программы отводится 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю. Фактически программа будет освоена за 34 часа.

Ценностные ориентиры

Приоритетным в программе является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.), ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов). Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства и повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.





Планируемые результаты освоения программы

«Бумажный мир»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

- интерес к новым видам художественного творчества, к новым способам самовыражения

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов

- адекватное понимания причин успешности творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни

- выраженной познавательной мотивации

- устойчивого интереса к новым способам познания

- адекватного понимания причин успешности творческой деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы

- планировать свои действия

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль

- адекватно воспринимать оценку учителя

- различать способ и результат действия

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ

- договариваться, приходить к общему решению

- соблюдать корректность в высказываниях

- использовать речь для регуляции своего действия

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов

- высказываться в устной и письменной форме

- анализировать объекты, выделять главное

- осуществлять синтез (целое из частей)

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям

- строить рассуждения об объекте

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку)

- подводить под понятие

- устанавливать аналогии

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки бумаги

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища

- Достичь оптимального для каждого уровня развития

- Сформировать систему универсальных учебных действий

- Сформировать навыки работы с информацией.




Учебно-тематический план - 5 класс

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся


1.

Введение.

Бумажный мир.


2

Расширить знания о бумаге как художественном материале.

Иметь представление о видах бумаги и ее свойствах.

Изучение свойств бумаги и картона, экспериментирование, определение качества бумаги.

Приобретать опыт пользования материалами и инструментами.

Соблюдать правила безопасности на рабочем месте.

Овладевать приемами работы с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание), навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

2.

Силуэтное вырезание

4

Овладевать безопасными приемами работы ножницами и канцелярским ножом.

Овладевать силуэтным вырезанием формы.

Использовать навыки работы с белой бумагой.

Приобретать опыт работы над сюжетной композицией.

4.

Твоя мастерская.

10

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.

Приобретать опыт творческой работы.

Осознавать роль своего труда

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом Находить, рассматривать красоту в природе, видеть зрительную метафору, создавать стилизованные

формы. Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения, видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности

Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Придумывать и создавать разнообразные конструктивные формы для новогодних украшений


5.

Секреты бумажного творчества

16

Иметь представление о различных техниках бумажной пластики. Эмоционально откликаться на красоту природы

Приобретать опыт владения художественными материалами и различными техниками бумажного творчества. Изучать приемы выражения замысла в своих работах. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для тематической композиции. Получать заданный образ из плоского листа бумаги.

Составлять и конструировать из заданных форм конструкции объектов. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

6.

Город мастеров. Организация и обсуждение детских работ.

1

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, практического применения и пользы. Оценивать собственную творческую деятельность

7.

Резерв

1


Итого:

34






Содержание программы

Введение. Бумажный мир.


Из истории бумаги. Виды бумаги и ее свойства.

1.Объяснение целей и задач внеурочной деятельности общекультурного направления.

Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги и ее свойствами; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Ознакомление учащихся с целями и содержанием предстоящей работы - обзор разделов и тем программы.

2. Практическая работа: экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала. «Мои опыты» - определение качества бумаги, её свойств.

Основные приемы работы с бумагой, виды техник. Инструктаж по ОТ.

1.Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Знакомство с техниками работы: бумагопластика или художественное конструирование, оригами, аппликация, вырезание, фигурное плетение.

Преобразование геометрических тел. Работа над объёмной пластической композицией, в которой используются различные приёмы сгибания бумаги.

Инструменты и материалы, правила пользования ими. Требования к поведению учащихся во время занятия. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

2. Практическая работа: упражнения по отработке приемов сгибания, складывания бумаги пополам, в четверть, гармошкой (гофрирование), скручивания, надрезание (одностороннее, двухстороннее), и т.д.

Силуэтное вырезание.


1.Углубление эстетических представлений и совершенствование трудовых навыков в творческом освоении работы с бумагой.

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка.

Мотивы композиции, способы выполнения рисунка, характерные особенности силуэтного вырезания.

Народные декоративные «вырезанки» из бумаги. Теневой театр.

2. Практическая работа: Освоение способов и приемов силуэтного вырезания из бумаги, овладение простейшим способом создания зеркальной симметрии путем сложения листа бумаги в несколько раз.

Изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок, выполнение сюжетных и декоративных композиций.


Твоя мастерская.


1.Социальная значимость участия учащихся в создании украшений для праздника. История праздника. Виды новогодних украшений. Принцип построения и технологический процесс изготовления игрушек.

Виды бумаги для изготовления игрушек. Практические советы по применению бархатной бумаги. Технология изготовления игрушек из полосок бумаги.

Игрушки без клея (щелевое соединение), выпуклые игрушки. Использование для украшения игрушек разных техник (роспись, аппликация, штамповка, набрызг, пуантилизм).

Как плоскую форму сделать объемной (декоративная роспись, стилизация форм, игра света и тени). Технология вырезания снежинок. Использование модулей для изготовления гирлянд.

2. Практическая работа: коллективная работа - изготовление бумажных игрушек на елку (подвеска, подарок, елочные шары, снеговик, шишка, матрешка и др.), вырезание снежинок, разработка вариантов эскиза шаблона для вырезания из бумаги симметричных форм. Изготовление гирлянд.

Секреты бумажного творчества


1.Знакомство с различными техниками бумажной пластики.

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала.

Виды аппликаций (обрывная, плоская, объемная). Техника пейп-арт.

Способы и приемы выполнения аппликации из модулей в технике «Оригами». История возникновения техники «квиллинг». Материалы и инструменты, правила работы с бумагой. Использование квиллинга в аппликации.

Техника папье-маше. Приемы изготовления папье-маше по формам различных предметов.

2. Практическая работа : упражнения из бумаги: скручивание в жгут, скатывание в комок, моделирование из полос.

Выполнение композиции «Античная колонна».

Упражнения в выполнение основных форм квиллинга: капля, лист, глаз, завиток.

Выполнение декоративной работы «Цветы».

Выклейка папье-маше, шлифовка, грунтовка и роспись изделий

«Пасхальные яйца»


Город мастеров. Выставка детских работ.


1. Итоговое занятие.

Организация и обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, практического применения и пользы.




Календарно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Введение. Бумажный мир

(2ч)

1

Из истории бумаги. Виды бумаги и ее свойства.

1

2

Основные приемы работы с бумагой, виды техник. Инструктаж по ОТ

1

Силуэтное вырезание

(4ч)

3

Способы и приемы силуэтного вырезания из бумаги

1

4

Теневой театр

1

5-6

Сюжетная композиция

1

Твоя мастерская.


(10ч)

7

Виды новогодних украшений. Принцип построения и технологический процесс изготовления игрушек.

1

8-11

Объемные игрушки

4


12-13

Подвеска

2

14-16

Гирлянда на елку

3


Секреты бумажного творчества

(16)

17

Техники бумажной пластики. Виды аппликаций.

1

18

Техника «Пейп-арт».

1

19-20

Аппликация «Античная колонна»

2

21

Способы и приемы выполнения аппликации в технике «Оригами».

1

22-24

Аппликация «Чудо-птицы»

3


25

ИИ Техника «Квиллинг», способы и приемы выполнения

1

26-28

Декоративная работы «Цветы».

3


29

Техника папье-маше. Приемы изготовления папье-маше по формам различных предметов.


1

30

Выклейка папье-маше. Пасхальные яйца.

1

31

Шлифовка и грунтовка папье-маше

1

32

Роспись поделок.

1

33

Город мастеров. Выставка детских работ

(1ч)

34

Резерв

(1ч)











Список литературы:


1. Ю.А.Майорова. «Идеи для творчества. Простые уроки рисования ».

2. В.Корчинова «Детское прикладное творчество».

3. Коротеева Е. И. «Азбука аппликации» / Е. И. Коротеева.

4. Журналы: «Простые уроки рисования», «Делаем сами», «Эскиз», «Юный художник».

5. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова.

6. «Подделки из всего, что по рукой» издетальство «Доброе слово» 2013

7. «Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров» Ю.А. Матюхина, О.П. Медведева «Феникс» 2007.

8. «Оригами» Бич Р. «Эксмо» 2011

Дидактические материалы:


- Инструкционные карты и схемы базовых форм.

- Инструкционные карты сборки изделий .

- Образцы изделий.


© 2010-2022