Рабочая программа изостудии Радуга

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П. Гайдара»


Рассмотрено на заседании предметной группы учителей

Технологии, изо и физкультуры

____Россинина Н.А._______

(указать)

Руководитель ПГ ________

(подпись, расшифровка)

«___»__________20_____г.

Согласовано с заместителем директора по УВР

_________ (Тищенко О.Г.)

«____»___________20___ г.

Утверждено

Приказ №___ от _________

Директор ______________

Т.Н. Зудова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование учебного предмета

Изобразительной студии «РАДУГА»

Класс

5-8

Учитель

Россинина Н.А.

Срок реализации программы (уч.год)

2015-2016 уч. год

Количество часов по учебному плану

2 часа в неделю/70час. в год

Планирование составлено на основе

авторской общеобразовательной программы под редакцией Т. А. Барышевой и Б. М. Неменского. (М.: «Вентана - Граф», 2014)

Учебник


Рабочую программу составил

Россинина Н.А.


















п.Архара

2015





Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Одной из причин малого охвата населения художественным творчеством является стереотип: даны от природы способности, талант - будешь художником, нет - тут уж ничего не поделаешь...

На самом деле положение не так уж безвыходно. Способности к рисованию можно развить, особенно в молодом возрасте. Не каждый ученик средней школы станет писателем, но каждый способен написать сочинение, достаточно стройно изложить свои мысли на бумаге. Тоже и с рисованием, не каждый воспитанник изо студии станет художником, но любой может научиться изображать на бумаге то, что видит.

В отличие от художественной школы основная задача изо студии не обучить академическому рисованию, а дать основы изобразительной грамоты, что позволит хорошо рисовать, и при помощи красок и кистей получать удовольствие от творчеств.

Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в рисунках и поделках.

Многие современные родители, вдохновленные идеями раннего развития, стремятся как можно больше и разнообразнее заниматься со своими детьми буквально уже с рождения. На смену потешкам, пестушкам и другим играм приходят занятия творчеством: лепкой, рисованием, аппликацией. С развития фантазии и воображения, художественного вкуса и тонкого, эстетического восприятия начинается духовное воспитание ребенка.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Программа изо студии «Радуга» рассчитана на детей с 12 до 17 - 18 лет (младшая, средняя и старшая группы) и предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 90 минут в каждой группе. Общее количество учебных занятий в год - 105.

Работу в изо студии планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду и изо, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином и художественными материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках, а также изучали различные техники. Работу изо студии буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, красками и другими материалами буду начинать с более простых поделок. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды работы необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа студии имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо - деятельности в работе со школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия студии «Радуги». Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия изо студии носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Цель программы - создать условия для развития эстетического и эмоционального отношения ребёнка к миру; развитие его образного мышления и творческих способностей посредством овладения навыками изобразительного искусства.

Задачи:

  • Научить детей основным понятиям Живописи, Графики, композиции.

  • Развить чувство цвета, формы, композиции.

  • Развить творческий потенциал школьников.

  • Привить любовь и интерес к Искусству и к Истории его развития.

  • Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

  • Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

  • Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности

  • Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

  • Развивать навыки декоративного искусства.

  • Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Общественная деятельность». Создание работ для конкурсов различного уровня.

2. «Физическая культура». Использование работ в оформлении к праздникам, развлечениям.

3. «Музыкальное воспитание». Использование работ в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

5. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

Виды деятельности:

  • Организационная работа.

  • Произвести комплектование коллектива в начале учебного года.

  • Провести собрание учащихся и их родителей, обсудить цели и задачи посещения студии, творческие планы, учитывая пожелания и просьбы собравшихся.

  • Составить план работы, оформить помещение, составить расписание.

содержание

Методическое обеспечение.

Занятия Живописью. Основные понятия о цвете. Цветоведение. Смешение цветов. Живопись акварелью и гуашью. Натюрморт. Ознакомление с различными материалами для создания живописных работ.

Графика. Основные понятия о форме предметов. Рисование простых геометрических тел (куб, шар) с передачей их объема. Рисование портрета. Основные пропорции человеческого лица.

Композиция. Законы композиции. Творческие работы, самостоятельная деятельность.

Ознакомление с техникой коллажа. Разработка эскизов. Процесс выполнения работы от идеи до ее воплощения.

Освоение техники лепки из пластилина и из соленого теста. Приготовления состава. Изготовление изделий. Сушка. Грунтовка. Окраска и лакирование.

История Искусств. Основные этапы развития Искусства от наскальных рисунков до современных течений наших дней. Знакомство с лучшими шедеврами признанных мастеров и работами молодых художников.

Дизайн: Орнамент: линейный, циклический, круговой, центрированный; этнические орнаменты.

Декоративный шрифт: антиква, рубленый, брусковый; исторические и национальные особенности шрифтов. Декоративное панно.

Современное искусство и новые формы: фотоколлаж; текстильный коллаж;

бумажная пластика; полихромный рельеф; гратография; абстрактная композиция.

Нетрадиционные техники:

Оригами. Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. Рисование ластиком. Рисование нитками. Декупаж. Витраж. Рисование пластилином и т.д.

Художественные материалы и инструменты.

  • Карандаш, кисть, перо, палитра, трубочка, бумага, ластик,

  • Тушь, акварель, гуашь, пастель, уголь, соус, витражные краски, салфетки бумажные и т.д..

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый - в мае.

Ожидаемый результат работы студии изобразительного искусства:

  • Призеры в конкурсах различного уровня.

  • Тематические выставки в школе.

  • Дальнейшее использование полученных знаний, умений и навыков.

  • Участие в школьных, районных и областных выставках и конкурсах в течение года. И т.д.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

  • М.Л.Князева. Искусство. Шаг за шагом.; газета «Искусство», 2009

  • Л.А.Неменская. Искусство и ты, 2002

  • Н.М.Конышева «Секреты мастеров», М.LINKA - PRESS, 1997

  • Организация кружковой работы в школе (ДО) - изд., 2008г.

  • В.Л. Стрелкина. «Нетрадиционная техника изо - деятельности в школе» - 2007г.

  • Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги, изд. «Мир книги», 2008г.

  • О. Вешкина. Декупаж - креативная техника для хобби и творчества. ЭКСМО Москва, 2009г.

  • О. Воронова. Лучшая книга для домашнего декоратора. ЭКСМО Москва, 2008г.

  • Н.В. Зимина. Шедевры из соленого теста. - М.: изд. «Мир книги», 2010г.

  • М.П. Згурская. Бумажные фантазии: оригами, плетение из бумаги. - Ростов н/Д: изд. «Фолио», 2007г.

  • А.Д. Алехин. Когда начинается художник. М., Просвещение,2006.

  • Г.Б.Беда. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 2005.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

  • - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

  • - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

  • - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

  • - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Учебно - тематический план

Младшая группа


пп

Тема занятий

Вид деятельности

Кол-во занятий/нед

Дата

1

Вводное занятие. Знакомство с изо студией «Радуга»

Свободная тема

1

2

3

Спектр цветов

Цветовые решения

2

4

Знакомство с этапами работы нетрадиционных техник рисования

1 этап, 2 этап, 3 этап

1

5

«Золотая осень» Пора листопада.

Рисование воском

1

6

7

Знакомство с флористикой

Коллективная работа

2

8

9

10

11

Живопись акварелью

Индивидуальная работа

4

12

13

14

15

Живопись гуашью

Индивидуальная работа

4

16

Основные понятия о форме предметов. Графика

Индивид. работа

1

17

18

19

20

Рисование простых геометрических тел (куб, шар) с передачей их объема.

Индивид. работа

4

21

22

Законы композиции

Индивид. работа

2

23

Основные этапы развития Искусства от наскальных рисунков до современных течений наших дней.

Коллективная работа

1

24

Рисование птиц

Рисование углем

1

25

Рисование ластиком

Свободная тема

1

26

27

Рисование вазы

Рисование с помощью соли

2

28

29

Освоение техники лепки из пластилина и из соленого теста

Индивид. работа

2

30

31

Кляксография

Рисование трубочкой

2

32

Черно-белый граттаж

Рисование гуашью

1

33

Цветной граттаж

Рисование гуашью

1

34

Ознакомление с техникой коллажа

Различные материалы

1

35

Итоговая выставка

1


Учебно - тематический план

Средняя группа


пп

Тема занятий

Вид деятельности

Кол-во занятий/нед

Дата

1

Вводное занятие.

Свободная тема

1

2

3

Живопись акварелью

Индивид. работа

2

4

5

Живопись гуашью

Индивид. работа

2

6

7

8

Рисование портрета гуашью с натуры

Индивид. работа

3

9

Ознакомление с различными материалами для создания живописных работ

Индивид. работа

1

10

11

12

Рисование портрета в графике с натуры

Индивид. работа

3

13

14

15

Бумажная пластика

Индивид. работа

3

16

17

Абстрактная композиция

Индивид. работа

2

18

Декоративный шрифт

Индивид. работа

1

19

20

Декоративное панно

Коллективная работа

2

21

22

Оригами

Индивид. работа

2

23

24

Коллаж

Коллективная работа

2

25

26

Текстильный коллаж

Индивид. работа

2

27

28

Декупаж

Индивид. работа

2

29

30

Витраж

Индивид. работа

2

31

Знакомство с лучшими шедеврами признанных мастеров и работами молодых художников.

Свободная тема

1

32

33

Тиснение

Коллективная работа

2

34

Рисование ластиком

Индивид. работа

1

35

Итоговая выставка

1




Учебно - тематический план

Старшая группа


пп

Тема занятий

Вид деятельности

Кол-во занятий/нед

Дата

1

Вводное занятие.

Свободная тема

1

2

3

4

5

Живопись. Рисование с натуры человека в полный рост.

Индивид. работа

4

6

7

Оформление

Коллективная работа

2

8

9

10

11

Графика. Рисование с натуры человека в полный рост.

Индивид. работа

4

12

13

14

Основы дизайна

Индивид. работа

3

15

16

Фотоколлаж

Индивид. работа

2

17

18

Декупаж

Индивид. работа

2

19

20

Полихромный рельеф

Индивид. работа

2

21

22

Бумажная пластика

Индивид. работа

2

23

24

Оформление

Коллективная работа

2

25

Абстрактная композиция

Индивид. работа

1

26

27

Гратография

Индивид. работа

2

28

29

Витраж

Индивид. работа

2

30

Фактура

Индивид. работа

1

31

32

33

Оформление

Коллективная работа

3

34

Итоговая выставка


1





Приложение


Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Список методической литературы

1. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.

2. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.

3. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.

4.Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами», М.Айрис - пресс, 2004г,192с.

5.Л.А.Неменская «Искусство и ты», М.Просвещение, 2002г, 111с.

6.Н.М.Конышева «Секреты мастеров», М.LINKA - PRESS, 1997г,127с.

7.Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

8.Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.

9.Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. - № 4. - 1999.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Собственные компьютерные презентации;

  2. «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

Интернет - ресурсы:

"Бибигон"bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  1. eskiz. unfo


© 2010-2022