- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тема: «БУКВИЦА» в 6 классе
Тема: «БУКВИЦА» в 6 классе
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Неведицына Л.В. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок в 6 «В» классе
Тема: «БУКВИЦА»
Вид занятия: декоративное рисование.
Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности; творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи (история, литература).
Оборудование: для учителя - таблицы, доска, мел; для учащихся - бумага, простой и цветные карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.
Зрительный ряд: образцы шрифтов; детские работы по заданию; образцы рисованных букв; копии страниц летописей.
Ход урока
-
Организация класса. Проверка готовности к уроку.
-
Беседа.
3 а г а д к- и :
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. {Книга.)
На странице букваря Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. {Буквы.)
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. {Буквы.)
Прилетели галки в поле И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе,
Разобраться в них смогу. {Буквы.)
Белое поле,
Черное семя,
Кто его сеет - Тот разумеет.
Семя не всходит А плод приносит. {Письмо.)
Черные птички На каждой страничке Молчат, ожидают,
Кто их отгадает! {Буквы.)
Черные, кривые,
От рождения все немые,
Станут в ряд -
Сейчас заговорят. {Буквы.)
Буквы - значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит И называется он... {Алфавит.)
Кто говорит молча? {Книга.)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. {Книга.)
Есть такой на свете орнамент - всем орнаментам орнамент. Придумали его особые мастера - переписчики книг (до того, как изобрели книгопечатание). Делают такой орнамент из букв. Называется орнамент из букв - вязь. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а художественно одаренный и грамотный) толстый том. Он так любил свой труд, так увлекался, что старался как можно ярче и затейливее украсить каждую страничку буквами-картинками, буквами-орнаментами.
Посмотри, какие красивые буквы-картинки придумали
переписчики-художники.
Бывают буквы-звери, буквы-деревья, буквы-птицы и даже буквы-
люди!
- Угадай, какие буквы нарисованы.
Буквица, или «инициал» - укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава, иногда абзац. Облик этой буквы сразу создает настроение читателя, открывшего книгу.
Написать печатными буквами текст загадки (можно из вышеперечисленных) или пословицы, поговорки, украсив ее первой буквой - «буквицей».
Этапы работы:
-
Расположить лист вертикально, разлиновать строчками по 2-3 см, с промежутками между строчками 0,5-1 см, справа и слева оставить по 5-6 см на поля.
Провести среднюю линию у строчек.
-
Оставив побольше места для «буквицы» написать печатными буквами остальные слова и буквы, соблюдая стиль печатных букв, их ширину, высоту.
-
Нарисовать «буквицу», учитывая общий силуэт буквы, необходимость ее угадывания, «читабельности».
-
Дорисовать в цвете (акварель, цветные карандаши, фломастеры или тушь).
В зависимости от уровня подготовки детей можно упростить задачу, предложив выполнить только буквицу (в центре листа), задав ее параметры (размеры 6x8 см, 9x12 см).
IV. Итоги урока.
Экспресс-просмотр, анализ удачных работ и общих ошибок, выбор лучших вариантов. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.
буквица "О" рукописной книги старообрядцев
буквица "Р" с манускрипта XV века
буквица"О"
*