Тема: «БУКВИЦА» в 6 классе

Тема: «БУКВИЦА» Вид занятия: декоративное рисование. Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности; творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи (история, литература). Оборудование: для учителя - таблицы, доска, мел; для учащихся...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеТема: «БУКВИЦА» в 6 классеОткрытый урок в 6 «В» классе

Тема: «БУКВИЦА»

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности; творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи (история, литература).

Оборудование: для учителя - таблицы, доска, мел; для учащихся - бумага, простой и цветные карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.

Зрительный ряд: образцы шрифтов; детские работы по заданию; образцы рисованных букв; копии страниц летописей.

Ход урока

  1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

  2. Беседа.

3 а г а д к- и :

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней. {Книга.)

На странице букваря Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. {Буквы.)

Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы. {Буквы.)

Прилетели галки в поле И уселись на снегу.

Стану я учиться в школе,

Разобраться в них смогу. {Буквы.)

Белое поле,

Черное семя,

Кто его сеет - Тот разумеет.

Семя не всходит А плод приносит. {Письмо.)

Черные птички На каждой страничке Молчат, ожидают,

Кто их отгадает! {Буквы.)

Черные, кривые,

От рождения все немые,

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. {Буквы.)

Буквы - значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит И называется он... {Алфавит.)

Кто говорит молча? {Книга.)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. {Книга.)

Есть такой на свете орнамент - всем орнаментам орнамент. Придумали его особые мастера - переписчики книг (до того, как изобрели книгопечатание). Делают такой орнамент из букв. Называется орнамент из букв - вязь. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а художественно одаренный и грамотный) толстый том. Он так любил свой труд, так увлекался, что старался как можно ярче и затейливее украсить каждую страничку буквами-картинками, буквами-орнаментами.

Посмотри, какие красивые буквы-картинки придумали

переписчики-художники.

Бывают буквы-звери, буквы-деревья, буквы-птицы и даже буквы-

люди!

- Угадай, какие буквы нарисованы.

Буквица, или «инициал» - укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава, иногда абзац. Облик этой буквы сразу создает настроение читателя, открывшего книгу.

Написать печатными буквами текст загадки (можно из вышеперечисленных) или пословицы, поговорки, украсив ее первой буквой - «буквицей».


Этапы работы:

  1. Расположить лист вертикально, разлиновать строчками по 2-3 см, с промежутками между строчками 0,5-1 см, справа и слева оставить по 5-6 см на поля.

Провести среднюю линию у строчек.

  1. Оставив побольше места для «буквицы» написать печатными буквами остальные слова и буквы, соблюдая стиль печатных букв, их ширину, высоту.

  2. Нарисовать «буквицу», учитывая общий силуэт буквы, необходимость ее угадывания, «читабельности».

  3. Дорисовать в цвете (акварель, цветные карандаши, фломастеры или тушь).

В зависимости от уровня подготовки детей можно упростить задачу, предложив выполнить только буквицу (в центре листа), задав ее параметры (размеры 6x8 см, 9x12 см).

IV. Итоги урока.

Экспресс-просмотр, анализ удачных работ и общих ошибок, выбор лучших вариантов. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание.


буквица "О" рукописной книги старообрядцев



буквица "Р" с манускрипта XV века




буквица"О"













*

© 2010-2022