Доклад Формирование УУД на уроках ИЗО в начальных классах

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Русакова О.В.

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ Сельхозтехника»

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.

Современная система образования должна вооружать ребёнка универсальными способами действия, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности.

Предмет ИЗО обеспечивает формирование всех видов универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных, регулятивных действий и позволяет положительно влиять на личностный результат.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование УУД через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызываю интерес к познанию, формирую коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтических текстов, игровых ситуаций, использования компьютерных программ. Так этап объявления темы урока начинаю с загадки или стихотворения

-Ты ещё не видел чудо?

Никогда не видел чудо?

Посиди и посмотри.

В старину умельцы были

Чудеса они творили,

Создавали изразцы.

Так попробуем и мы! (Урок по теме «Изразцы»)

На уроках ввожу игровую драматургию по изучаемой теме, в которой прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение художественного наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой (создание и представление презентаций).

Я стараюсь вселить уверенность в каждого ученика, в то, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно изучить реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение необычных и неожиданных заданий. Например, давайте представим себя народными умельцами-художниками по изготовлению изразцов. (Урок по теме «Изразцы») Другой темой урока может стать «Сказочный город ночью». Чтобы работа была детям интересна, можно сочинить сказку про такой город самим. Начинаю я: «В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были сказки. Разные сказочные герои построили целый город. Один выстроил себе целый дворец, другой - маленький домик…». Затем продолжают дети.

Кроме индивидуальной работы, в своей практике часто использую метод коллективных и групповых работ. Каждая группа рисует свой рисунок. Вы сами выбираете, что будете рисовать. Но непременно ваш рисунок должен быть самым красивым и неповторимым, потому что каждый из вас увидит в окружающем свою красоту и прелесть, и изобразит её. Кто-то выберет картины природы, кто-то, может быть, нарисует изящный узор, который мы видели на окнах зимой. Я предоставляю вам возможность свободного выбора.

На уроках также применяю ИКТ. На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме. Например, на уроке по теме «На что похожа клякса» демонстрирую изображение Винни-Пуха с шариком, полученное из кляксы.

-Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю кляксу на бумаге тёмной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю.

-Кто получился у меня?

-А кого ещё можно было бы дорисовать?

-При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц?

-Вот мы и узнали ещё один секрет Мастера Изображения рисование с помощью кляксы.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка. В учебниках и рабочих тетрадях по ИЗО много творческих заданий, например, работа по подсказке. На уроке по бумажной пластике предлагается выполнить аппликацию «Дерево» и даётся следующая подсказка:

1. Нарисуй на листе бумаги карандашом контур дерева (ствол и ветки должны быть крупные) и вырежи его.

2.С обратной стороны дерева нераскрытыми ножницами продави линию по центру всех деталей - ствола, веток.

3.Придумай дереву полуобъём.

4. Наклей дерево на цветной фон и укрась листьями.

Задания по образцу дают предписания, учат детей алгоритмам действий, формируют умения и навыки практической исполнительской деятельности. На основе этого формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умения.
Почти на каждом уроке вводится новый термин, но чтобы повторить пройденные, провожу небольшой тест. Выполняя тестовые задания, ученик должен выбрать один верный ответ из предложенных. Ребёнку приходится рассуждать, почему один ответ правильный, а другие неправильные. Он учится анализировать различные решения проблемы и, на основании этого анализа, искать правильное решение. Тестирование является увлекательным видом работы. Детям интересно выполнять подобные задания, что помогает им закрепить изученный материал.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога, полилога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ, справочной литературы и постоянного расширения словарного запаса ученика.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

Свою задачу вижу в том, чтобы формировать у ребёнка универсальные способы действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на обработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближённые к реальным жизненным ситуациям, быть коммуникативным и мобильным.

Список литературы

  1. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение,2011

  2. . Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.

  3. Изобразительное искусство. Учебно-методическая комплексная документация- М.:Агар, 2009.

4. Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя/ Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова. -М.: Вентана - Граф, 2008

© 2010-2022