Занятие на тему Красная буква

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №2»



План-конспект занятия на тему:





«Красная буква»


Тип занятия: обучающее занятие формирования умений и применения знаний на практике.













Разработан: педагогом

дополнительного образования

Хазовой С.В.












План занятия











Структура занятия

время

Содержание этапа

Цели на отдельных этапах занятия

1.

Организационный этап

2минуты

Организация

начала занятия, создание психологического

настроя на

учебную деятельность и активизация внимания


Подготовка детей к работе на занятии

2

Подгото вительный этап

5минут

Сообщение темы

и цели занятия, мотивация учебной деятельности


Обеспечение мотивации

и

принятие

обучающимися

цели

учебно-познавательной деятельности

3

Проверочный этап

3 минуты

Проверка усвоения

знаний

предыдущего занятия


Контроль за

осознанностью

восприятия нового

материала

4.

Основной этап

30 минут

25 минут

1.Усвоение знаний и новых способов действий.

2.Практическая работа обучающихся

Обеспечение восприятия, осмысления первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

5.

Контрольный этап

5 минут

Наблюдение за работой обучающихся

Коррекция ошибок.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

6.

Итоговый этап

5минут

Оценка работы ученического коллектива. Поощрение обучающихся за работу на занятии

Дать анализ и оценку успешности достижения цели

7.

Рефлектив

ный этап

5 минут

Самооценка

работоспособности, психологического

состояния,

полезности учебной работы




Мобилизация обучающихся на самооценку









Тема: учебного занятия: «Красная буква»

Цель: графическое изображение буквы с элементами декоративного украшения.

Задачи:

  • рассказать об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии,

  • развитие общей эрудиции и кругозора;

  • развитие графических навыков обучающихся.

  • формирование творческого восприятия мира.

Оборудование для педагога: медиа презентация по теме «История русской письменности», доска, лист бумаги, кисть.

Оборудование для обучающихся: Цветная тушь, кисть, бумага А4

Зрительный ряд: образцы шрифтов; детские работы по заданию; образцы рисованных букв; копии страниц летописей.

Технические средства: Проектор,CD-проигрыватель.

Ход занятия

1.Организационный этап: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность.

Занятие начинается с исполнения народной песни участниками ансамбля «Капельки солнца»

2.Подготовительный этап. Сообщение темы и цели занятия.

Педагог: Ребята, сейчас вы прослушали старинную песню в исполнении народного ансамбля. Слова и мелодия этой песни пришли к нам из глубины веков, как вы думаете, ребята, каким образом они дошли до нас? (Песни, сказки, прибаутки передавались из уст в уста от матери к дочери и так далее)

Педагог: Правильно ребята, много памятников народной культуры дошли до нас через устное творчество, но невозможно было бы составить представление об истории и культуре прошлых веков если бы не было письменного творчества. О предмете разговора вы можете угадать при помощи загадок. (Девочка в народном костюме задаёт старинные загадки)

На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Буквы.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Кто его сеет - Тот разумеет.

Семя не всходит. А плод приносит. (Письмо.)

Черные, кривые,

От рождения все немые,

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы.)

Педагог: мы будем сегодня говорить о письменности и истории создания первых рукописных книг, так как написание букв - это тоже раздел графики, о которой мы начали говорить на предыдущих занятиях. На практической части вы сами создадите свой вариант рукописной буквы, с элементами графического украшения, использовать для работы будем цветную тушь.

3.Проверочный этап: Давайте вспомним что такое графика? (Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.)

.

4.Основной этап:

Педагог: Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми и служит для передачи мысли на расстоянии и закрепления ее во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа и - шире - частью мировой культуры.

История мировой письменности знает четыре основных

вида письма давайте прослушаем небольшие сообщения, которые подготовили ребята. (Сообщение сопровождается слайдами)

- пиктографическое (картинное) - самое древнее письмо в виде наскальных рисунков - образов первобытных людей;

- идеографическое (иероглифическое) - письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма - идеограммы (иероглифы) - представляют собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия;

- буквенно-звуковое (фонематическое) - письмо, выражающее звуковой состав языка. Отдельные знаки обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произнесения могут варьироваться. Буквенно-звуковая система письма - основа письма многих народов современного мира. Такой письменность используется в русском языке, давайте немного узнаем о её истории (демонстрация презентации)

1.Древний болгарский писатель, называвший себя черноризец Храбр, в своём сочинении «О письменах» пишет, что, на Руси славяне, чтобы отметить что-нибудь, использовали "черты и резы

2. Славянские первоучители Константин-Кирилл и Мефодий - научили наших предков грамоте. Они разработали азбуку для славянского языка - глагол, на котором говорили наши предки, а значит можно было теперь переводить книги и писать на своём родном языке. Больше столетия понадобилось, чтобы и на Руси появились наконец книги, написанные по-славянски. Произошло это одновременно с крещением Руси, в 988 году.

3. В древности создание книги было делом очень трудоёмким и долгим. До изобретения книгопечатания книги переписывали от руки специально обученные писцы, которые тратили на эту работу по несколько месяцев. Писали перьями. Один писец специально отмечает, что писал он книгу пером павьим - павлиньим, но обычно, конечно, использовали гусиные перья.

4. Писали книги на пергамене - телячьей, как правило, коже, которую для этого особым образом обрабатывали: вымачивали, растягивали, высушивали, тёрли пемзой и мелом и так далее. Пергамен хорошего качества - белый и гладкий, на таком пергамене не бывает больших дыр, мелкие разрывы аккуратно зашиты тонкими льняными нитями.

5. Из готового пергамена составляли тетради (от греческого "четыре") - это четыре больших листа пергамена, сложенных пополам и сшитых вместе по линии сгиба. Тетради линовали, процарапывая тонкие линии острым инструментом, а после того, как бывал написан текст, тетради переплетали - сшивали вместе и получившийся блок книги заключали между двух деревянных досок, служивших обложкой. Про человека, прочитавшего книгу целиком, говорили, что он прочитал книгу от доски до доски (мы в этом случае говорим: от корки до корки).

6. Кириллица - азбука, к которой восходит и наш с вами алфавит, - похожа на раннесредневековое греческое письмо и названа в честь святого Кирилла, но придумали Кирилл с Мефодием не её, а другую азбуку - глаголицу. Именно глаголицей в IX веке были написаны самые древние славянские книги Глаголицей давно уже никто не пользуется, А на Руси, вероятно, глаголицу в древности знали, но писать предпочитали всё же более удобной кириллицей, которую создали ученики славянских первоучителей.

7. Говоря об украшениях рукописей, нельзя не упомянуть о декоративном письме.

Опытные переписчики книг, как, наверное, и другие ремесленники, старались не только строго следовать заученным приёмам ремесла. Они привносили в свою работу элемент веселья, старались сделать само письмо красивым.

Каллиграфия - искусство написания изящного рукописного шрифта.

8. Давайте рассмотрим иллюстрацию.

Есть такой орнамент - всем орнаментам орнамент. Придумали его особые мастера - переписчики книг (до того, как изобрели книгопечатание). Делают такой орнамент из букв. Называется орнамент из букв - вязь. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а художественно одаренный и грамотный) толстый том. Он так любил свой труд, так увлекался, что старался как можно ярче и затейливее украсить каждую страничку буквам картинками, буквами-орнаментами. Посмотрите, какие красивые буквы-картинки придумали переписчики-художники.

Бывают буквы-звери, буквы-деревья, буквы-птицы и даже буквы-люди!

Угадайте, какие буквы нарисованы. Декоративное древнерусское письмо - вязь вобрали в себя все достижения искусства рукописного, рисованного и шрифтов.

Занятие на тему Красная буква

9.Буквица, или «инициал» - укрупненная заглавная буква, с которой начинается книга, глава, иногда абзац. Облик этой буквы сразу создает настроение читателя, открывшего книгу. Зачастую букву расписывали красным цветом, к тому же «красная» по старорусски значит - красивая. До сих пор осталось выражение «с красной строки»

Практическая работа:

Предлагаю вам нарисовать буквицу, представив себя на немного древним переписчиком книг.

1.У вас на листе уже заготовлены линейные очертания букв русского алфавита. При помощи различных линий придумайте свою, неповторимую «буквицу»

2.Нарисовать «буквицу», учитывая общий силуэт буквы, необходимость ее угадывания, «читабельности».

3. Дорисовать букву в цвете при помощи туши и кисти.

(Пример такой работы педагог демонстрирует)

. 5.Контрольный этап. Наблюдение за работой обучающихся, исправление ошибок

на доске)

.

6.Итоговый этап. Оценка работ обучающихся, поощрение за активную работу на занятии. Экспресс-просмотр, анализ удачных работ и общих ошибок, выбор лучших вариантов.

7.Рефлексивный этап. Самооценка работоспособности, психологического состояния и полезности работы.


© 2010-2022