НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Ведущим компанентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение,, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок. пословиц и поговорок, загадок, народного героическго эпоса, песенного творчества.Фольклор как форма народного искусттва не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что  существовало ранее и отражая новые социальные изменения. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию в насто...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ:

« НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА».

В народной педагогике обязательно включение ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребёнка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединённые с сохранившимися народными представлениями о совершенстве личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим больше воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь - от рождения до смерти- в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка,

Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте * в детском саду, семье) возможно, самое разное использование песни - от её разучивания до анализа содержания, музыки и настроения.

Детская народная песня , начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную колыбельную песню ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Всякая народная песня, в том числе и детская, позволяет любому исполнителю воспитателю, самим детям вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит её основная особенность. Второй такой особенностью является анонимность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в неё что-то своё.

Иногда в колыбельную песню превращали сказку. Для этого её переводили в простейшую стихотворную форму и исполняли на любую простую мелодию, пусть даже несовершенную, например, сказка «Кот и петух» в народе используется и как песенка:

Как однажды вдвоём

Жили кот с петухом,

Жили дружно они

В те летние дни…

Кот на охоту идёт,

Но петушка с собой не берёт… и т.п.

Песенки-забавы для самых маленьких детей (пестушки, потешки) тоже имеют нравственную направленность. Вспомним, например, «СОРОКУ»:

Сорока-ворона,

Кашку варила,

Деток кормила.

Об этой «Сороке» слышало в детстве не одно поколение малышей. Жива она и сейчас. Ею забавляют малышей, рассказывая поучительную сказку и перебирая при этом пальчики малышей. Начинают с большого пальчика, говорят, что сорока кашку «этому дала, этому дала» - и т. д. До мизинца. Мизинчик захватывают двумя пальцами и трясут его, легонько ударяя по нему, ка бы наказывая:

Этому не дала:

Пальчик с пальчик,

Зачем дров не рубил,

Избу не топил, воду не носил,

Кашу не студил,

Деток не кормил?

Шук, шук - полетели,

На головушку сели

Да подумали…

Меняется жизнь, меняется и содержание колыбельных песен, но и 5-7-летний ребёнок нет-нет, да и попросит: «мам, спой мне колыбельную».

Сегодня колыбельную песню, одну на всю страну, поёт телевизор: «Спят усталые игрушки…» По словам некоторых молодых мам, он с успехом заменяет их, освобождая минут 10, которые они раньше тратили на укачивание своего ребёнка. Грустно это слышать, потому что эти мамы не понимают, чего они лишают ребёнка. Ведь колыбельная неотделима от матери, её любящего сердца, поскольку важны не только музыка и слова, но и богатейшая гамма материнских чувств, которые, как невидимые нити, связывают самых близких людей: мать её ребёнка или педагога-воспитателя и малыша. Не случайно горцы говорят про плохого человека: «Наверное, мать не пела над его колыбелью».

Поэтому воспитательное значение колыбельной песни для развития ребёнка должно стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах воспитателя с родителями.

Ребёнок растёт, меняется формы и тексты песенок, но главное остаётся неизменным. Например,

Хорошая песенка -

Есть на печку лесенка,

Сядь на лавочку, смотри в печь,

Как я буду блины печь.

Это не пустые слова. В них выражена основная нравственная идея - забота о ближних, трудолюбие, обязательное участия в труде даже самых маленьких детей. Или мама помогает малышу одеваться и напевает:

Прилетели пташечки,

Принесли Ване рубашечку,

Рубашечку цапли сшили,

Лягушки пуговички пришили,

А журавль поясок принёс.

Вновь слышится добрый мамин голосок и ребенок воспринимает заботу о нём, а мама продолжает петь дальше:

А Ванюшка пташечек накормит

И журавушку напоит.

Постепенно малыш начинает понимать, что забота о нём требует заботы и о других, участия в общем, деле, умения самому ответить заботой на заботу.

Такую же воспитательную роль играют и детские народные песенки:

Сею, вею я капустку мою,

Завивайся ты лиловая моя,

Ты расти, расти, капустка моя.

Уж я эту капустку соберу,

Маме с папой пирогов напеку.

Припев:

Сею, вею я капустку свою…

Дам дедуле и бабуле пирожок,

Я на супчик приготовлю кочешок.

Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказании помощи другу;. Последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; Внимание к ребёнку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых ребёнок мог бы выступать в роли помогающего другим, делающим что-то хорошее для других.

Но во всех случаях воспитатель должен помогать родителям в овладении народной мудростью в процессе воспитания, корректировать совместные усилия семьи, детского сада и ребёнка.


© 2010-2022