• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект-занятия «Весна пришла - тепло принесла. Роспись готового изделия «Жаворонок»

Конспект-занятия «Весна пришла - тепло принесла. Роспись готового изделия «Жаворонок»

Конспект занятия по росписи готового изделия из глины птички "жаворонка" для учащихся 9-11 лет, В народном сознании возникла прочная связь между птицами, солнцем и будущим урожаем. Поэтому птиц торжественно и радостно встречали, обращались к ним с просьбами о хорошем урожае, в надежде, что птицы – существа способные подняться в небо, передадут эти просьбы солнцу. Такие верования и обряды с ними связанные существуют у многих народов по всему свету. Были они и на Руси и их отголоски сохранились д...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие» Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области

Автор:педагог дополнительного образованияКонспект-занятия«Весна пришла - тепло принесла. Роспись готового изделия «Жаворонок»

Бахмутская Марина Николаевна

Тема занятия: «Весна пришла - тепло принесла. Роспись готового изделия «Жаворонок»

Форма занятия: интегрированное занятие

Возраст учащихся: 9-11 лет

Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся и эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

Задачи:

развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» народных мастеров, усиливая восприятие через народный фольклор.

образовательные: закрепить знания о народных традициях.

воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Методы: словестный, наглядный, практический

Оборудование:
Для педагога:
• модели глиняных игрушек «жаворонков» (работы учащихся )
• цветные иллюстрации с изображением узоров
• таблицы с элементами узоров
• образцы рисунков-упражнений
• мультимедийная презентация « Жавороноки»

Для обучающихся:
• таблицы с элементами узоров росписи жаворонка
• раздаточный материал: готовые игрушки для росписи.
• водоэмульсионная краска для грунтовки
• краски гуашевые (синяя и белая)
• палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки
• клеевые стразы

Литературный ряд:
стихи, заклички весны.

Видео ряд: «Заклички весны, жаворонки»

Музыкальный ряд: народные песни

План занятия.

1.Организационный момент

2.Вводная беседа

3.Показ презентации

4.Работа на палитре.

5.Практическая часть.

6.Подведение итогов

7. Рефлексия деятельности

Ход занятия.

Организационный момент.

Звучит народная песня. Все входят в кабинет.

Я рада всех вас приветствовать! Мы снова обращаемся к народным традициям. И сделаем мы это на примере древнего обряда заклинания весны и распишем вылепленных птичек «жаворонков». От нас потребуется внимание и мастерство. Мы узнаем о том, какое значение имела встреча весны в народном земледельческом годовом цикле, и узнаем много интересного о жаворонках.

Вводная беседа.

По календарю зима уже закончилась, но все еще холодно, в любой момент может пойти снег. А ведь нам так уже хочется тепла. Земля ждет солнечного тепла. Ждут его и люди. Ждут с нетерпением. И вот начинают появляться первые вестники весны - перелетные птицы. Издревле люди верили, что птицы точно знают, когда начнется теплая погода, растает снег, прогреется земля, и можно будет начинать сельскохозяйственные работы. Поэтому за прилетом птиц внимательно следили и многовековые наблюдения легли в основу ряда примет, связанных с прогнозами на весну и главный хлебородный сезон - лето. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного, ранний прилет журавлей - к ранней весне, если журавли прилетят на наст - к неурожаю, ранние ласточки - к счастливому урожайному году, жаворонок прилетает к теплу, а зяблик - к морозу.

В народном сознании возникла прочная связь между птицами, солнцем и будущим урожаем. Поэтому птиц торжественно и радостно встречали, обращались к ним с просьбами о хорошем урожае, в надежде, что птицы - существа способные подняться в небо, передадут эти просьбы солнцу. Такие верования и обряды с ними связанные существуют у многих народов по всему свету. Были они и на Руси и их отголоски сохранились до сих пор. Встрече птиц и закликанию весны посвящен особый праздник. Он приурочен к астрономическому явлению - весеннему равноденствию, когда, как говорят в народе - «день с ночью меряются». Это 22 марта.

Этот праздник в разных местах называют по-разному: «Жаворонки», «Сороки», «Сорочини» (в честь дня сорока Севастийских мученников), «Кулики», «Тетерочный день», «Заклички Весны». Считалось, что в этот день прилетают сорок видов птиц. Очень важный день, когда весна вступает в свои права, с этих пор длина дня превышает длину ночи - по-настоящему наступает светлое и теплое время. Считалось, что именно птицы приносят долгожданную весну и их звали, приглашали и встречали. Поэтому было очень важно весело встретить птиц.

А кто может веселиться искреннее детей? Жаворонки - во многом, детский праздник. Дети принимали участие и в лепке фигурок жаворонков и были главными действующими лицами ритуала закликания весны. Женщины вместе с детьми лепили и пекли фигурное печенье, потом дети бежали со своими жаворонками на улицу, смотрели - у кого жаворонки краше, насаживали фигурки на прутья, бегали с ними по пригоркам, пели заклички, насаживали «жаворонков» на жерди плетней, потом головки фигурок отдавали скотине, а остальное съедали сами. В некоторых селах дети даже в школу не шли пока жаворонков не покликают.

Почему так важен в сознании народа был этот древний земледельческий праздник? Это можно понять из текста закличек:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

(Воронежская обл.)

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

У нас корма нету!

Весна, весна красная!

Приди Весна с радостью!

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!

Вот и мы с вами сегодня приобщимся к старинной традиции, прикоснемся к родной культуре, почувствуем себя частью огромного взаимосвязанного мира, где человек, не господин, а только часть целого.

Практическая цель нашего занятия - расписать жаворонков. Для этого нам нужно справиться со следующими задачами - понять и запомнить последовательность действий, добиться аккуратности выполнения работы, освоить приемы украшения «жаворонков».

Практическая часть.

-Ребята посмотрите в окно, какого цвета небо? (голубого, синего)

-Я хочу усложнить вам задачу. При росписи изделия вы будете использовать только два цвета - синий и белый.

-Эти цвета присутствуют в флаге Российской Федерации.

Воспринимайте тюбик с белилами, как тюбик света... не белой краски. Если так, то мы будем использовать его таким же образом, как лучи света влияют на цвета, которые мы видим. Белый можно считать комбинацией всех видимых цветов. Для получения мягких и более пастельных смесей, попробуйте добавить белый к синему цвету, чтобы осветлить его, а потом смешайте уже осветлённые варианты с белым цветом. В результате получатся нежные тона, которые могут быть ещё более высветлены.
Сила цвета не влияет на его теплоту или холодность. Сила имеет отношение только к способности цвета перекрывать и нейтрализовать другой цвет. Например, синий чрезвычайно сильный и быстро закрасит белый и перекроет большинство остальных цветов. Немного синего заметно окрасит белый, а синий смешанный с белым в равных пропорциях будет слегка заметным. Несмотря на то, что оба этих цвета являются холодными, их сила значительно отличается.

-Рассмотрите жаворонка и назовите цвета которыми он расписан(сапфировый, синий, лазурный, голубой, белый).

-Такие цвета красок используются в Гжельской росписи.

-Обратите внимание, более темными оттенками синего цвета оттеняется клюв изделия, подставка, хвост.

-На столе лежат вот такие само клеевые стразы, стразы синего цвета вы должны приклеить на то место где должны находиться глаза. А оставшиеся стразы можно использовать как декор.

-Смешивать краску вы научились, теперь давайте приступим к работе.

Самостоятельная работа учащихся.

Физминутка:

А теперь мы можем приступать к выполнению задания. Но для нашей работы нам нужны сильные руки и тренированные пальцы. Давайте сделаем небольшую разминку: изобразим ладонями обеих рук летящих к нам из далеких южных стран птиц. Движения кистей и пальцев должны быть плавными и красивыми. Работают не только ладони и пальцы, но и рука от локтя до запястья, опускаясь и поднимаясь, изображая величавый полет птиц. Можно показать характер полета разных птиц. Теперь давайте изобразим движения птиц, которые наклоняют головы, чтобы клевать зернышки. Сложим пальцы щепотью, чтобы получилось подобие птичьей головы и будем то наклонять, то поднимать «голову» птицы, изображая, будто она клюет. Теперь изобразим птицу, которая открывает клюв и поет. Чувствуете, как размялись наши руки от плечей, до кончиков пальцев?

Подведение итогов.
-Давайте сейчас устроим мини выставку работ и посмотрим, какие у вас красивые жаворонки получились.

Рефлексия.

-Ребята вы все молодцы! Кому из вас понравилось занятие поднимите жаворонков в вверх.

1учащийся: Василий Жуковский «Жаворонок».
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
2 учащийся: Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».

Подошла пора проститься с вами.

Литература:

1. Коринфский, А. А. Народная Русь [Текст ] Смоленск: «Русич», 1995, с.656. -3000экз.

2. Шангина, И.И. Русские праздники. От святок до святок [Текст] СПб.:«Азбука-классика», 2004, с135. -2000экз.



© 2010-2022