• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Технологическая карта по внеурочной деятельности Образ родной земли в устном народном творчестве

Технологическая карта по внеурочной деятельности Образ родной земли в устном народном творчестве

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. учителя: Бублик Галина Васильевна

Место работы: НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Предмет: Внеурочная деятельность. «Народное искусство и художественное творчество»

Программа В.Н.Банников. « Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество».

Класс: 5

Тема раздела: «ОБРАЗ РОДНОЙ ЗЕМЛИ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ».

Виды и направления деятельности: Игровая деятельность.

Тема занятия: «Образы природы и человека в устном народном творчестве». -2ч

Тип занятия: КВН

Цель занятия: Формирование представления о выражении человеком своих знаний о мире в устном народном творчестве.

Задачи занятия:

Образовательная: формирование знаний об устном народном творчестве России.

Развивающая: способствовать развитию навыков коллективной работы, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности;

Воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения,

Формы и методы обучения: игровой, практический.

Планируемые образовательные результаты:

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе, способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, навыков самостоятельного прочтения произведений.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, работать по предложенному учителем плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные действия: умение слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно - познавательные действия в умственной форме.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

Предметные: умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

Организационная структура занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

- Организует начало учебной деятельности;

- Создает эмоциональный настрой на совместную работу;

Ребята! На Руси издавна существовало огромное количество сказок, загадок, пословиц и поговорок, которые воспитывали сообразительность и внимание.

- Готовятся к занятию;

- Погружаются в благоприятную атмосферу;

Личностные:

- эмоциональный настрой на занятие;

- самоорганизация;

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на занятии;

Актуализация знаний

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели занятия;

В далёкие-далёкие времена, когда ещё не было письменности, народ создавал пословицы и поговорки, сказки и загадки , передавал их друг другу, из уст в уста, дополняя, изменяя, совершенствуя. Поэтому творчество народа получило название устного народного.

О чём же пойдёт сегодня речь?

Сегодня на занятии мы с вами вспомним русские народные сказки и загадки.



- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему;

Личностные:

- активизация имеющихся ранее знаний;

- активное погружение в тему;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- закрепление знаний

Изучение нового материала

- Сообщает новые знания

Искусство народа называется фольклором(от английских слов folk-народ, lore-мудрость).

Загадки представляют собой свод знаний и понятий народа о мире и о себе, но в своеобразной, зашифрованной форме.

Загадки открывают во всём, что нас окружает, много чудесного , например: «Не князь по породе, а ходит в короне»,

-Кто это?

- князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок -корона.

- А какие вы знаете народные загадки?

В загадках выражается стремление древних людей познать мир, открыть его неизвестные стороны.

У многих народов существует такая традиция: старики загадывали младшим загадки.

- А ваши старшие родственники загадывали вам загадки? А кому рассказывали сказки?

Загадки - очень древний жанр фольклора.

Мир изменился по сравнению с теми стародавними временами, когда возникли загадки. Но фольклор живет и сейчас.

Я предлагаю вам сегодня поиграть, для этого вам надо создать две команды. Дать им название, связанное с темой нашего занятия.

=Контролирует и подтверждает правильность ответов;

- Отвечают на вопросы учителя;



Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Физминутка

- Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;

Чтобы подготовиться к состязанию, проведем физминутку

Царь Горох
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался. (Дети повторяют описываемые движения.)

- Выполняют физические упражнения;

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни;

Применение знаний на практике

Внимательно слушайте вопрос и после обсуждения в команде отвечайте

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

- Контролирует и подтверждает правильность ответов;

-Подводит итоги

- Организуют рабочее место; Знакомятся с заданием.

- Отвечают на вопросы учителя;

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- осознание ответственности за качество своей деятельности;

- проявление самостоятельности

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

Познавательные:

- умение решать практические задачи на творческом уровне;

Коммуникативные:

умения работать в коллективе; учитывать мнение одноклассников;

Итоги занятия.

Рефлексия

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

  1. Было интересно…

  2. Было трудно…

  3. Я понял(а), что…

  4. Теперь я могу…

  5. Я почувствовал(а), что…

  6. Я приобрел(а)…

  7. Я научился…

  8. У меня получилось …

  9. Я смог(ла)…

  10. Меня удивило…

  11. Занятие дало мне для жизни…

  12. Сегодня я узнал(а)…

- Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

- Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ведущий. Хорошо ли вы знаете русские народные сказки? А ну-ка смелее отвечайте на мои вопросы! Но надо не только дать правильный ответ, но и назвать сказку или сказочного героя.

1. Назовите…

- Назовите всех животных, от которых ушел Колобок? (Заяц, медведь, волк.)
- Кто жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище - серый хвостище, медведь косолапый.)

2. Кто это?

- Герой русской народной сказки «По щучьему велению». (Емеля.)
- Непослушный братец сестрицы Аленушки. (Иванушка.)
- Мальчик, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка.)
- Девочка, которая была единственной дочкой деда и бабки, но, прыгая через костер, растаяла. (Снегурочка.)
- Обитательница болота, ставшая женой царевича. (Лягушка.)
- Последней тянула репку. (Мышка.)
- У него смерть на конце иглы. (Кощей.)
- Самый популярный герой русских сказок по имени. (Иван.)

3. Что это?

- Личный транспорт Бабы-яги (Ступа.)
- Сказочная скатерть, изобилующая яствами (Самобранка.)

4. Почему?

- Почему один из семи козлят не попался в пасть волку? (Он спрятался в печь.)
- Почему медведь, лиса, заяц и волк не смогли съесть бычка? (Прилипли, сказка «Бычок - смоляной бочок».)

5. Сколько?

- Сколько животных встретилось Колобку? (Четверо.)
- Сколько сыновей было у старинушки из сказки «Конек-Горбунок»? (Три.)

6. Продолжи:

- Чудище…(одноглазое).
- Марья- (царевна).
- Сивка-… (Бурка).
- Василиса …(Прекрасная).
- Чудо-…(юдо).
- Крошечка-…(Хаврошечка)

7. Назовите русских красавиц, которые встречаются в русских народных сказках.

- Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи. Как его звали? (Царевна Несмеяна, Емеля.)
- Как звали царевну из болота и ее жениха? (Царевна Лягушка, Иван Царевич.)
- Как звали меньшую дочь из сказки «Аленький цветочек», кто стал ее суженным? (Настенька, Чудище Лесное.)
- Как звали девицу, у которой брат напился водицы из копытца? Назовите и его имя? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

8. РЕКЛАМА И ОБЪЯВЛЕНИЯ. (распечатать задания командам)Требуется угадать и дописать имя автора или авторов объявления:

1.«Туристическая фирма «Дремучий лес» предлагает Вам шикарный отдых в традиционном русском стиле. Бревенчатая изба приютит Вас после изнурительной пешеходной прогулки по лесу, предложит Вам хорошо натопленную русскую баньку и экзотические блюда. Вы можете принять участие в древнем обряде или получить клубок-путеводитель по лесу для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме». Баба-яга.
2.«Клуб «Садоводы-любители» приглашает спонсоров посетить смотр-конкурс «Супер-овощи». Вы можете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию овощей в особо крупных размерах». . Дедка, бабка, Жучка и внучка.
3.«Клуб «Рыболовы-любители» обучает ловле рыб нетрадиционными средствами (заговорами), а также отлавливанию особо ценных щук и редких пород золотых рыб с целью исполнения желаний. В состав клуба входят три знаменитых рыбака, готовых за доступную плату поделиться опытом». Лиса, Емеля, Старик.
4.«Лесная школа коммерции «Хочешь есть - умей хитрить» предлагает курс наглядного обучения: «За лапоточек - курочку, за курочку - гусочку». Лиса.
5.«Срочно требуется телохранитель для соблазнительного, но слабого любителя лесных прогулок. Оплата - песнями». Колобок.
6.«Срочно сдаю часть терема со всеми удобствами». Муха.
7.«Срочно куплю корм фирмы «Рябушка» для своего любопытного и голодного петушка». Кот.
8.«Опытный суперагент фирмы «Вихрь» в рекордно короткие сроки доставит Вам воздушным путем Вашу или чужую невесту в любую точку земного шара. Гарантия комфорта и удобства полета. Вас ждут незабываемые ощущения. За неточность доставки особо красивых невест ответственности не несу». Змей Горыныч.

9. ЗАГАДКИ

1. Есть голова, да нет волос. Есть глаза, да нет бровей. Есть крылья, да не летает. Ответ: Рыба
2. Стоит копна среди двора , спереди - вила, сзади - метла. Ответ: Корова
3. Еду, еду - нету следу. Ответ: Лодка

4. Без рук, без топоренка, построена избенка. Ответ: Гнездо
5. Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза
6. Два брата всегда в разлуке Скучают друг о друге. А как сойдутся вместе - Сердятся да хмурятся. Ответ: Брови
7. Острый, как бритва. Сладок, как мёд. И друга отыщет, И врага обретёт. Ответ: Язык
8. На лице она цветёт - И от радости растёт. Ответ: Улыбка

10. СКАЗКИ

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше?

Каша варится
Мука мелется
Дело делается

2. От кого ушёл Колобок?

От бабушки с дедушкой
От внучки с Жучкой
От лисы

3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в...

Телёночка
Козлёночка
Поросёночка

4. Серый Волк помог Ивану Царевичу добыть...

Жар-Птицу, златогривого коня и Елену Прекрасную
Жар-Птицу, златогривого коня и Бабу-Ягу
Роликовые коньки, попугая и водяной пистолет

5. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
а кличку - Косолапый?

Волк..........
Медведь.....
Зайка...

6. Что Баба-Яга делала с маленькими детишками?

Читала им сказки и давала пирожков на дорогу
Жарила в печке
Солила в бочке

7. Смерть Кощея Бессмертного находится на кончике иглы, а игла...

...в подушечке для иголок, подушечка в шкатулочке, шкатулочка на полочке
игла в сейфе, сейф в банке, банк в Швейцарии
игла в утке, утка в зайце, заяц в сундуке

8. Тянем-потянем - вытянули репку... А между кем её делить? Не примазался ли тут кто-нибудь лишний?
Дедка
Бабка
Внучка
Жучка
Лисичка
Кошка
Мышка

9. Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"?

Семь
Шесть
Семь козлят и маму-козу впридачу

10. Отчего растаяла Снегурочка?

Прыгнула через костёр
Прислонилась к горячей печке
Загорала на солнце без панамки

11. Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?

Строил ей глупые рожицы
Защекотал до полусмерти
Въехал во дворец на печке

12. Как Пузырь, Соломинка и Лапоть задумали переплыть реку?

Пузырь и Соломинка сели в Лапоть, как в лодку
Соломинка перекинулась через реку, как мостик
Дождались ветра и полетели на пузыре, как на воздушном шаре

13. Кто из этих красавиц мог за одну ночь сшить рубашку, испечь каравай и соткать ковёр?

Варвара Краса
Василиса
Настасья Микулишна

14. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло - ..." Что дальше?

Кафтан намочило
А в рот не попало
Усы слиплись!

11. ПАНТОМИМА. Угадай сказку.

Командам предлагается изобразить персонажей русской народной сказки, так, чтобы другая команда догадалась. (Три медведя; Теремок, Волк и семеро козлят, Репка и.тд)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО Вопрос (при равном счете): По одной из версий, название этого магического предмета восходит к праславянскому слову, означающему "молот, молоток" - отсюда и встречающиеся в сказках подробности его взаимодействия с камнем. По другой версии, название родственно слову, означающему нечто потаенное, - оттого-то поиск этого предмета обычно долог. Назовите этот предмет так, как он именуется в сказках. Ответ: Меч-кладенец.

ИГРЫ

Водяной
Ход игры: Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Белки, орехи, шишки.

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будетбелкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет.

Ход игры: Водящий произносит или «Белки» или «Шишки», или «Орехи». Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.



© 2010-2022