Рабочая учебная программа по МХК для 10-11 классов

Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федерального компонента государственного  образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от  5 марта 2004г.№1089) программы Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования Анивского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анива»

Сахалинской области




Рассмотрено

на МО

протокол №_______

от_______________

Согласовано

зам. по УВР

Утверждено

директором МБОУ СОШ № 1

г. Анива

Кузьминой М. Е.

приказ №_______

от_____________











РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по МХК

для 10-11 классов




Данилова С. В.,

учитель МХК.















г. Анива

2014

РАБОЧАЯ программа

среднего (полного) общего образования

по мхк


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

А) Рабочая учебная программа по МХК составлена в соответствии с требованиями

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.99 №56)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г.№1089)

  • Примерной образовательной программы по МХК для общеобразовательных школ, рекомендованной (допущенной) МО РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях

  • Регионального базисного учебного плана для ОУ Сахалинской области (приказ департамента образования Сахалинской обл. от 28 апреля 2006г. №332-ОД)

  • Приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений» от 09.09.2008г. №703-ОД.

  • программы Л. Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10- 11 классы. - М.: «Просвещение», 2008.

Б) Цели и задачи изучения предмета.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  1. помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  2. способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  3. подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  4. развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  5. создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

В) Срок реализации программы.

Программа рассчитана:

Всего - на 68 часов.

Срок реализации программы 1 год. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе (по 1 часу в неделю).

Форма промежуточной аттестации:

Аттестация (оценка) за полугодие и год.

Г) Используемые формы и методы обучения.

Для успешной реализации данной рабочей программы основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Основными видами занятий является:

- урок.

Методы обучения

  • словесные (беседа, сообщение),

  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),

  • практические,

  • метод проблемного обучения,

  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

  • методы контроля и самоконтроля.

Д) Используемые формы, способы и средства проверки и оценивания результатов обучения.

Для успешной реализации данной рабочей программы для проверки и оценивания знаний я использую:

- контроль выполнения упражнений,

- ответы на вопросы,

- контроль выполнения практической работ.

- Тестирование,

- проведение контрольных работ,

- устных и письменных зачетов,

- написание сочинения (эссе).

Ж) Для оптимальной реализации данной рабочей программы используются следующие учебники:

Емохонова Л. Г. «Мировая художественная культура», 10, 11 класс. - М.: «Академия», 2010.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 48 с.

2. тематический план

10 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Художественная культура первобытного мира

4

2

Художественная культура Древнего мира

14

3

Художественная культура Средних веков

16

итого

34


11 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Художественная культура эпохи Возрождения

9

2

Художественная культура XVII

5

3

Художественная культура XVIII- первой половины XIX века

8

4

Художественная культура конца XIX -- XX вв.

12

итого

34



3. Основное содержание


10 класс (34 часов)

Художественная культура первобытного мира (4 часа). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др.)

Художественная культура Древнего мира (14 часов). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Особенности римского градостроительства. Планировка римского дома.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Проверка знаний, умений и навыков проходит в виде (тестирования, ответов на вопросы, бесед, устного опроса, презентаций учащихся)

Художественная культура Средних веков (16 часов). Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции и базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, шпалеры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Франция Англия и др.).

Региональные особенности готики выражены в: соборе Нотр-Дам в Париже, аббатстве Сен-Пьер в Муассаке, церкви Санкт-Апостельн в Кёльне, соборе Вестминстерского аббатства в Лондоне.

Проторенессанс в Италии. Данте Алигьери «Божественная комедия». Аллегорические циклы Арс Нова. Испанская капелла церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.


11 класс (34 часа)

Художественная культура эпохи Возрождения (9 часов). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Мистический характер Возрождения в Германии. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Творческие работы учащихся в форме презентаций, докладов, выступлений)

Художественная культура XVII (5 часов). Барокко. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида.

Художественная культура XVIII - первой половины XIX века (8 часов).

Рококо. Истоки рококо в живописи. Антуан Вато, Франсуа Буше.

Ампир. Музыка просвещения. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Пятая симфония, Лунная соната), Йозеф Гайдн Симфония №85 «Королева»

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.

Имперский стиль в архитектуре и живописи. Специфика русского ампира. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Классицистические каноны в русской академической живописи. К.И. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. М.И. Глинка, опера «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», романс «Я помню чудное мгновенье».

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов, выступлений, эссе, презентаций по темам. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»), прослушивание и анализ музыкальных произведений

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (12 часов) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер).

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, музеев, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений,выступлений, рецензий, эссе, презентаций. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.


5. Критерии и нормы оценки знаний и умений

обучающихся

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценок тестовых заданий.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Критерии оценок «экскурсий».

«5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.

«4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.

«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.

«2» - формальное отношение к выполнению задания.

Критерии оценок эссе.

«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование


6. Литература:

1.Учебник «Мировая художественная культура» 10 класс/ Л.Г. Емохонова - М. Издательский центр «Академия», 2008г.

2.Учебник «Мировая художественная культура»11 класс/ Л.Г. Емохонова- М. Издательский центр

«Академия», 2008г.

3.Методическое пособие к урокам «МХК»/ составитель И.А. Лескова- Волгоград, Издательство «Учитель». 2011г.

4.Пособие к урокам «МХК» 10-11 классы,/ автор Н.А. Леухина - Волгоград, Издательство «Учитель».2008г.

5. Учебное пособие «Изучение истории и культуры религий». Авторы: Е.Ф.Теплова, Д.М. Абрамов и др.

- М. МИОО. ОАО «Московские учебники».2010г.

6. «Древняя Индия. От возникновения до XIII века»/ М. Альбанезе - М.2003г.

7. «Искусство древнего мира»/ Л.Д. Любимов.- М. 1997г.

8. «Итальянский город XV века».\ И.Е. Данилова. -М.2000г.

9. «История русского искусства конца XIX - начала XX века» /Д.В. Сарабьянов.- М. 2001г.

10. « От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи» / С. Даниель.-СПб.2000г.

11. «Искусство: энциклопедический словарь школьника» / П. Кошель-М.2000г.

12. «История красоты» / под редакцией У. Эко. - М.2005г.

13. «Энциклопедия искусства XX века» / сост. О.Б. Краснова. - М.2003г.


Список цифровых образовательных ресурсов:

  • ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

  • ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  • ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

  • ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

  • ЦОР «Мировая художественная культура»

  • Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

  • « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  • « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

  • « История древнего мира и средних веков» электронный вариант

  • Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

  • «Архитектура»


© 2010-2022