Натюрморт как жанр живописи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2Натюрморт как жанр живописи

Натюрморт - это творческая лаборатория живописи, являющаяся неотъемлемой частью станкового искусства. В данном жанре широко раскрываются композиционные и колористические возможности художника, повествующие о его особенностях творческого восприятия.

Натюрморт часто используют в качестве учебных постановок, для изучения начальной стадии изобразительной грамоты. Такую натурную постановку выполняют не только ученики, но и профессиональные художники. Ни один из других жанров не предоставляет такое количество возможностей, для раскрытия живописного потенциала. А так же натюрморт может выступать как самостоятельная картина, отражающая «вечную тему искусства - тему бытия человека». Жанр натюрморта привлекает художников своим объемом функций. Работая в этом жанре живописец получает уникальную возможность поразмышлять над окружающем миром, побыть в роли композитора, поискать свой стиль, передать красоту предметов.

Личностное общение с натурным материалом, при составлении натюрморта имеет особый смысл в творчестве художника. Появляется шанс побыть на едине с собственными мыслями, погрузиться в искусство не отвлекаясь на внешние факторы. Что является необходимым условием при попытке сосредоточиться на своей творческой работе. В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.

Натюрморт объединяет все предметы в собственный мир, раскрывает их своеобразие, демонстрирует индивидуальность и красоту каждого по отдельности и в целом всех вместе. С другой стороны повествует о жизни людей, выставляет чью-то историю на всеобщее обозрение зрителям.

Чем же отличается жанр натюрморта от всех остальных жанров изобразительного искусства? Почему же живописцы так любят изображать неодушевленные предметы?

Отличительная особенность натюрморта от портретного жанра, обращающего внимание на внешность человека, или пейзажного жанра, воспевающего красоту природы и городских улиц, заключаются в том что натюрморт может обхватывать различные предметы домашнего быта людей, атрибутов искусства, мир растений и др. Натюрморт - не возможно описать словами в полной мере, все богатство предметов необходимо прочувствовать самому, увидеть собственными глазами и только так можно постичь живопись.

«Nature morte - абсурд. Разве цветы не живут! У них есть дыхание и здоровье: то они веселы и радостны, то печальны и вянут, они беспрестанно двигаются и поворачиваются к солнцу… Нет в природе натюрморта! Все живет и движется, все вдыхает, все ежеминутно изменяется». [8, с.47]. «Замечательные слова Бюрже повествуют нам о том что натюрморт уже давно перестал считаться чем-то застывшим, бездушным, мертвым: живут не только цветы, живет все, изменяется все, подчиняясь действию времени, света, воздушной среды». [8, с.49].

Нaтюрморт отличaется осoбыми принципaми пострoения кoмпозиции при всeм рaзличии истoрических и индивидуaльных фoрм этoго жaнра нa рaзных этaпах eго рaзвития. Прeдметы здeсь взяты oбычно вблизи, тaк чтo взгляд мoжет их кaк бы ощущaть, оцeнить в пeрвую очeредь их сoбственно мaтериальные кaчества - их тяжeсть, плaстику фoрм, рeльеф и фaктуру пoверхности, дeтали, a тaкже их взaимодействие сo средoй - их жизнь в срeде. Мaсштаб кoмпозиции в нaтюрморте oриентирован обычнo нa рaзмер кoмнатной мaлой вeщи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

При работе над натюрмортом художник не просто бездумно изображает предметы с натуры, а будто бы делится со зрителем своим мироощущением, показывает эстетическую сторону различных предметов.

Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

Такой не зависимый жанр как натюрморт имеет большое влияние на зрителя, при рассмотрении произведений состоящих из неодушевленных предметов, возникают различные ассоциации и мысли, за которыми скрываются индивидуальные предпочтения людей, мироощущение и даже целые эпохи.

Жизненные предпочтения художника играют огромную роль при выборе тематики натюрморта.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.

По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находятся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.

В организации композиции используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и том без определенных акцентирующих внимание зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. В противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.

Ритм организует изображение. Заложенный в структурную основу натюрморта, он создает зрительный каркас, который руководит нашим зрительным восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы соображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание. Однако не любая повторяемость может создать нужный в композиции натюрморта ритм. Излишне назойливое нагромождение ритмов усложнит композицию, сделает ее сухой и маловыразительной. В связи с этим следует избегать нарочитой расстановки предметов. Зритель не сможет спокойно воспринимать труппу, если светлые предметы (или пятна) через один будут чередоваться темными. Такое чередование вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму. Это относится и к цветовым построениям. Надо создавать гармонично организованный ритм, делать мягкие переходы от одного элемента к другому.

К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.

При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смешанными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимое качество, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни. Предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком. В пучке зелени живописец выражает полноту жизни, в морской раковине - изощренное мастерство природы, в кухонной посуде - радость будничного труда, в скромном цветке - целую вселенную.

Натюрморт - «не только художественная задача», но и целое мировоззрение. Мир вещей - это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным. Предмет быта, согретый теплотой повседневного общения с людьми, позволяет прикоснуться к их жизни более осязательно и интимно, чем это возможно в развернутой сюжетной картине. Вещи в живописи, не всегда, конечно, выступают в «жестком» специально им посвященном жанре натюрморта Они оживляют и заполняют комнаты в живописных изображениях интерьеров, играют иногда не меньшую роль, чем люди в жанровых или исторических сценах, наконец, они сопровождают нередко человека и в портрете. Показать вещи вплотную, на близкое расстояние, заставить вглядеться в них - в этом пафос натюрморта.





© 2010-2022