• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Подготовила Ахметова Ф.Х.,

учитель I категории

Программа по изобразительному искусству для коррекционной школы VIII вида предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве. Каждый из этих видов занятий имеет свои определённые задачи, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Уроки рисования позволяют решать многие задачи коррекционного обучения. Прежде всего, можно активно воздействовать на сенсорное развитие учащихся. Сенсорные процессы активизируются во время всестороннего рассматривания предмета, деталей узора, сравнения их по величине, форме, цвету, расположению.

В 5 классе на первом уроке рисования провожу беседу о жанрах ИЗО, творчестве худож-

ников, ребята рассматривают репродукции картин, обращается внимание на их цветовую палитру. Потом подвожу к мысли, что из всего многообразия цветов можно выделить самые главные цвета - их называют основными: красный, жёлтый, синий. Если есть краски этих трёх цветов, остальные можно получить путём их смешивания. Учащиеся упражняются в получении других цветов при выполнении задания «Радуга». Также развивается цветовое восприятие, пространственная ориентировка на листе бумаги.

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

При выполнении композиции «Костёр» или «Рыбки в аквариуме» дети учатся различать тёплые и холодные цвета, развивают воображение, учатся ориентироваться на альбомном листе.

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

В процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению представлений учащихся о геометрических формах. В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующиеся по величине (круг большой - круг маленький или линия толстая - линия тонкая). Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг - треугольник и др.), затем - узоры из 3 форм и более.

Яркость, красочность, ритмичность, характерные для декоративных работ способствуют развитию восприятия цвета. В процессе занятий организуется целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний. Учащиеся упражняются не только в элементарном цветоразличении, но и в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве.

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Особое внимание на уроках декоративного рисования уделяется всестороннему анализу и изучению образца узора. Ученику необходимо выделить элементы узора, проанализировать их чередование по форме, цвету, величине, пространственному расположению. Дети должны понять, что рисование орнаментов требует чередования одинаковых элементов. Дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между повторяющимися элементами узора.

Так как процесс выполнения рисунка делится на ряд этапов, то на уроках декоративного рисования детей нужно учить планированию построения рисунка. Постепенно от рисования вслед за учителем, повторяя все его действия, учащиеся переходят к выполнению рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения узора. При этом важно, чтобы дети имели в виду украшение конкретного предмета. Хорошие результаты могут быть в том случае, когда учащиеся знают назначение узора, который они будут рисовать.

Например, в VI классе в 1 четверти есть тема «Составление сетчатого узора», рассчитанная на два урока. На первом уроке демонстрируются различные произведения декоративно-прикладного искусства, украшенные узорами (набивные ткани, расписная посуда, резной орнамент по дереву и др.). учащиеся знакомятся с декоративной переработкой природных форм путём упрощения их рисунка. Работа по построению сетчатого узора начинается с вычерчивания сетки с помощью линейки. Затем, когда сетка будет готова, ученики рисуют в каждой клетке соответствующий мотив. Особое внимание учитель уделяет правильному чередованию элементов узора. Данная тема способствует развитию зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги в процессе анализа узора, сравнения своей работы с образцом во время практической работы, т.к. повторение одинаковых по форме и цвету элементов возможно только при условии внимательной и точной работы.

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

При составлении узоров большое значение придаётся развитию у детей умения располагать составные части рисунка на листе бумаги. Для этого из цветной бумаги заранее вырезаются изобразительные элементы, затем из них составляют несколько вариантов композиции (открытки, орнамента). Например, в III классе в 4 четв. есть тема «Составление орнамента из квадратов». Для этого урока подготавливается таблица, а для учащихся - раздаточный материал. Анализируется образец путём расчленения его на составные части. Учащиеся сравнивают квадраты между собой по размеру, цвету, определяют положение одного квадрата в другом. Затем из раздаточного материала каждый составляет орнамент по образцу.

После анализа и сравнения своей работы с образцом, дети приступают к работе на бумаге. При рисовании учитель обращает внимание на то, чтобы дети правильно передали форму большого квадрата и точно нашли середину его сторон.

Также учащиеся упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или словесной инструкцией.

В старших классах - вырезание деталей работы из цветной бумаги. Например, «Сказочный дворец». Элементы вырезаны и по словесной инструкции наклеены.

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида» Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Таким образом, в процессе обучения декоративному рисованию развиваются навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки.

Развитие глазомера происходит в процессе деления геометрических форм на части (деление круга, квадрата, полосы пополам и т. д.), а также в процессе рисования одинаковых фигур в узоре.

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

На уроках декоративного рисования используются такие средства коррекции моторики руки как составление орнаментов из мозаики, рисование узоров с помощью шаблонов, по трафарету, по готовым контурным линиям, по пунктиру, с использованием опорных точек, рисование орнаментов на бумаге в клетку. Дети учатся проводить вертикальные, горизонтальные прямые, рисуют волнистые линии, многократно упражняются в воспроизведении основных геометрических фигур.

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся. Они усваивают слова, обозначающие:

  • названия предметов, связанных с изображением;

  • признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);

  • практические действия ("провести", "разделить", "соединить", "раскрасить");

  • пространственные отношения ("посередине", "вверху", "слева", "ближе").

На уроках рисования развивается зрительная память, так при рисовании орнаментов, натюрмортов происходит запоминание формы, цвета, величины элементов, расположения изображаемых предметов и элементов относительно друг друга.

Самым трудным для учащихся спецшколы является рисование на темы, т.к. у них представление о каком-либо предмете или явлении значительно отличается от особенностей самого предмета или явления. На качестве тематических рисунков сказывается недостатки воображения, наблюдательности, зрительной памяти у умственно отсталых детей. Поэтому на таких уроках широко используется наглядность: репродукции картин художников, иллюстрации из книг и журналов, рисунки детей. Когда дети учатся срисовывать с них или только какие-то детали, соблюдая при этом пропорции, развивается внимательность.

Другая задача состоит в том, чтобы в процессе тематического рисования выработать у учащихся способность размещать элементы рисунка в альбоме, передавая пространственные и величинные отношения предметов (вверху - внизу, рядом - около, ближе - дальше; большой - больше, маленький - меньше). Кроме того, надо учить детей умению соединять в одном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

При рисовании на темы сказок или природных явлений у детей развивается воображение. Например, после соответствующей предварительной работы вот такие рисунки получились на темы «Жар-птица», «Морской пейзаж - марина».

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»Доклад на тему «Развитие воображения, пространственной ориентировки на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе VIII вида»

Таким образом, занятия рисованием у обучающихся коррекционных школ VIII вида развивают:

  • зрительное восприятие формы, цвета, величины предметов;

  • интеллектуальные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, планирование;

  • пространственные представления и глазомер;

  • мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;

  • речь;

  • память, внимание;

  • воображение;

  • способствуют воспитанию эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему.

Использованная литература.


  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., «Просвещение», 2003.

  • Программы специальной (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы. Сборник 1». - М.: «Владос», 2013

  • Грошенков И.А. Уроки рисования в 1-6 классах вспомогательной школы. Издание 3, - М., «Просвещение».

  • Пурик Э.Э., Ахадуллина Н.Э. Изобразительное искусство. - Уфа, «Китап», 2003.

  • Пузанов Б.П., Коняева Н.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. - М., «Академия», 2003.

© 2010-2022