- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Авторская программа Дизайнстудии Гимназии
Авторская программа Дизайнстудии Гимназии
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заводчикова Т.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Нижневартовск, ХМАО-Югра
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №
От «___»______________20__ г.
Программа утверждена решением Утверждаю: _____________
научно-методического совета Директор МБОУ
«Гимназия №1»
МБОУ «Гимназия №1»,
Протокол №_______________ Игошин Э.В. ____________
Приказ №_______________
«___»_________________20__ г. от «___»________20__ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Нand-made или первые уроки дизайнерского образования»
ДИЗАЙН-СТУДИЯ «Нand-made»
Программу составила:
Заводчикова Татьяна Валерьевна,
педагог дополнительного
образования, учитель ИЗО и
технологии
высшей квалификационной
категории
возраст обучающихся 11-16лет,
срок реализации программы 4 года
Программа составлена на основе авторской разработки как дополнение к общеобразовательной программе художника и педагога Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» М., 1999 г.
С углубленным изучением предмета по интегрированным и вариативным заданиям курса.
Нижневартовск
2015-2016 уч. г.
Паспорт программы
1.
Полное название программы
«Нand-made или первые уроки дизайнерского образования»
2.
Наименование учреждения. Адрес.
МОУ гимназия
Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская -41а
3.
Разработана
Заводчиковой Татьяна Валерьевна, педагог ИЗО и технологии высшей квалификационной категории
4.
Рецензент программы
Зайцева Л.В.- методист МБОУ «Гимназия №1»
5
Тип программы
Образовательная
6.
Вид программы
Модифицированная.
7.
Направленность программы
Художественно-эстетическое.
Дополнительные образовательные услуги в области искусства.
8.
Форма реализации программы
Групповые практические занятия, участия в выставках, конкурсах, творческих проектах.
9.
Целевые группы
Учащиеся гимназии в возрасте от 11 до 16 лет.
10
Срок реализации программы
4 года
11
Цель программы
Формирование обогащенной художественно - моделируемой образовательной среды как условия развития творческой индивидуальности, креативности, пространственного и конструктивного мышления в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.
12
Краткое содержание программы
Программа рассчитана на развитие композиционного, дизайнерского мышления, на изучение законов цветоведения и дизайна.
Выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения, декоративной и дизайнерской работы составляют содержание курса программы Дизайн-студии.
В программе разработаны творческие задания по бумагопластике, флористике, художественному конструированию и моделированию из разных материалов, которые реализуются посредством современных методик преподавания.
13
Принципы программы
Принцип самореализации личности.
Принцип реальных действий.
Принцип сотрудничества.
14
Ожидаемые результаты
-
Эмоционально-ценностное отношение учащихся к явлениям действительности и искусства;
-
Развитие целого ряда умений и навыков в области изобразительной деятельности и художественного творчества;
-
Проявление в работах индивидуальных творческих способностей, воображения, фантазии, пространственного и конструктивного мышления;
-
Сформированная способность работать в сотрудничестве и как следствие - успех всего коллектива.
-
Реализация творческого потенциала воспитанников в индивидуальном и совместном творчестве, в проектной деятельности, с презентацией работ на выставках и конкурсах.
Пояснительная записка.
В современных условиях модернизации системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом процессе важнейшее значение отводится, прежде всего, изобразительному, декоративно-прикладному искусству, охватывающему целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Современному человеку приходится справляться с множеством сложных проблем, умея реагировать при этом на постоянную динамику развития ситуации. Обладание творческим, креативным и конструктивным мышлением для современного выпускника гимназии просто необходимо. Создание условий для развития такого мышления - одна из основных задач любого педагогического процесса. Обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе учителя, врачи, конструкторы, нужны художники и философы и т. д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный социальный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.
Но познавательная и творческая деятельность детей возможна лишь там, где создана определённая среда для её развития. В связи с открытостью образовательной среды в гимназии возникла возможность выстраивания интеграционных связей в различных областях знания, взаимодействия основного и дополнительного образования, возникновения родительских инициатив. Данная программа была выстроена с учётом родительских инициатив и интересов детей в области искусства и дизайна.
Знания в области дизайна необходимы людям любого возраста и любой профессии, они всеобщи и эффективны как специфическое средство формирования социального сознания. Их роль для становления духовного мира человека как личности и его творческого потенциала трудно переоценить. Они необходимы каждому человеку, как и знания языка, литературы, истории.
Дизайн и есть та социальная структура, посредством которой человек воспроизводит пространственно-временной порядок в себе и через который смотрит и на себя, и на мир.
Любой человек, включённый в процесс производства или потребления дизайнерских изделий, как особой материальной среды, формируется с позиции художественно-технического видения социального мира. Поэтому формирование знаний о закономерностях дизайна и способах их применения, обучение молодёжи основам пространственного и конструктивного мышления, художественному труду есть ещё один неотъемлемый фактор для всесторонне гармонично развитой личности.
Дизайн связывает в неразрывное целое целесообразность и красоту, техническое и эстетическое начало деятельности. Изначально дизайн был рожден, как «проект красоты». Благодаря ему, красивыми стали считаться не только предметы искусства, но и повседневные вещи. Развитие дизайна находится на таком уровне, что рассуждения о высоком прикладном искусстве по отношению к нему неуместны. Дизайн сейчас просто искусство.
Дизайнер сегодня - самая динамичная профессия, все больше берет на себя функции других профессий: литературных редакторов, корректоров, осваивает профессии фотографа, макетчика, изучает менеджмент, маркетинг, web-дизайн, экономику, психологию, рекламу.
Сущность дизайнерского образования в школе на современном этапе состоит в единстве определенного круга специальных знаний с развитием творческих качеств личности, а также с духовно-нравственным воспитанием. При этом массовое дизайнерское образование в школе предполагает не подготовку «юных дизайнеров», а формирование у школьников сознательного и осмысленного отношения к миру вещей. В соответствии с этим содержание и структура занятий по преподаванию основ дизайна изначально строятся на основе интеграции различных областей знания и сочетают в себе образовательную и воспитательную направленность в целях формирования в сознании школьников представлений о гармонии предметного мира и целостной картины мироздания.
Выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения, декоративной и дизайнерской работы составляют содержание курса программы Дизайнстудии. В соответствии с этим, в определении содержания занятий есть необходимость рассматривать их как «первые уроки дизайнерского образования», так как художественное проектирование любой вещи, предмета требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина, наряду со знаниями теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, лепки и моделирования.
Программа разработана на основании современных методик и технологий работы с различными материалами: текстиль, бумага, дерево, флористический материал: природный и декоративный, новый полимерный материал-пластик, глина, солёное тесто, художественные материалы.
Методика проведения занятий предполагает
активизацию творческого мышления учащихся посредством использования эвристических и проблемных методов обучения, метода проектов,
выполнение комплексных творческих заданий (включающих изобразительную деятельность и конструирование) в системе занятий.
Цель программы:
Формирование обогащенной художественно - моделируемой образовательной среды как условия развития творческой индивидуальности, креативности, пространственного и конструктивного мышления в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Задачи:
- создать атмосферу творческой деятельности в ходе организованного
по-новому (метод проектов совместно с родителями, сотрудничество) образовательного процесса, способствовать эмоционально-ценностному отношению к работе и новым знаниям;
- познакомить с многообразием материалов для художественной обработки и дизайна, особенностями работы с ними;
-обогатить творческий опыт учащихся при работе с различными материалами для художественного творчества и дизайна;
- обучить различным видам обработки и декорирования материала: ткани, бумаги, дерева, пластика, глины, солёного теста, флористического материала и др.
- развивать интерес к изучению народных традиций и художественных ремёсел (через роспись по дереву, лепку из глины и тд.);
- продолжить развитие пространственного и конструктивного мышления, развивая любознательность, креативность и творческое воображение;
- способствовать формированию и развитию самостоятельных художественных замыслов;
-создать условия для позитивного взаимодействия и сотрудничества в творчестве между учащимися разного возраста.
Ожидаемые результаты от внедрения:
Сформированная в скрытом образовательном пространстве Гимназии обогащенная, художественно - моделируемая образовательная среда станет ещё одним фактором развития творческой индивидуальности учителя, ученика и родителей, стимулом для появления новых образовательных инициатив. Атмосфера творческой деятельности, созданная педагогическим коллективом, учащимися, родителями в ходе организованного по-новому (проектная деятельность) образовательного процесса сформирует не только ключевые компетентности, культуру существования в среде, но и эмоционально ценностное отношение к любому делу.
-
Эмоционально-ценностное отношение учащихся к явлениям действительности и искусства;
-
Развитие целого ряда умений и навыков в области изобразительной деятельности и художественного творчества;
-
Проявление в работах индивидуальных творческих способностей, воображения, фантазии, пространственного и конструктивного мышления;
-
Сформированная способность работать в сотрудничестве и как следствие - успех всего коллектива.
-
Реализация творческого потенциала воспитанников в индивидуальном и совместном творчестве, в проектной деятельности, с презентацией работ на выставках и конкурсах.
Содержание и структура инновационной разработки:
Предлагаемая программа построена так, чтобы на дополнительных занятиях дать учащимся разных классов и возрастов не только представления об основах дизайна, разных видах декоративно-прикладного искусства, моделировании и проектировании, но и возможность дополнительного общения и радости от совместного творчества, сотрудничества. При составлении модернизированной программы были учтены интересы детей и родителей, пожелания и заявки на эту область деятельности. Программа занятий выбирается в соответствии с материальным обеспечением учебного процесса и в соответствии с возможностями учителя.
В основу программы положено обучение, основанное на развитие интереса и творческих возможностей учащихся, индивидуальной и групповой, проектной формах работы.
Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов.
Практическая часть программы направлена на освоение технологических приёмов работы с различными материалами, на развитие творческого потенциала, формирование самостоятельных художественных замыслов, развитие пространственного и конструктивного мышления, любознательности и креативности.
Теоретические знания, правила и законы гармоничной композиции не осваиваются отдельным звеном, а рассматриваются в начале каждого блока занятий, в процессе обучения и практической работы.
Воспитательные задачи реализуются через коллективные формы творчества, через формирование доброжелательных отношений, взаимопомощи и сотрудничества между всеми участниками группы.
Для дальнейшего развития художественных способностей по окончании курса данной программы учащимся и их родителям предлагается выполнение семейных дизайнерских проектов по декоративно-прикладному творчеству, флористике, батику, авторской кукле, проектов по дизайну одежды, интерьеров и др., в зависимости от интересов, где предоставляется больше возможностей для творческой самореализации.
Содержание программы выстроено по блокам, которые могут варьироваться, взаимозаменяться и дополняться.
Формы работы:
-Индивидуальное творчество
-Коллективное творчество, сотрудничество.
-Проектная деятельность.
Состав группы:
4 группы по 10-12 человек.
Возрастные категории:
1группа - обучающиеся среднего звена (5кл)
2группа - обучающиеся среднего звена (6кл.)
3группа - обучающиеся 7-8 классов
4 группа - обучающиеся 9-10 классов(индивидуальная и проектная работа)
В работе учитываются индивидуальные и возрастные особенности учащихся, в связи с этим задания в группе могут варьироваться.
Периодичность занятий:
1 группа - 1 раз в наделю
2 группа - 1 раз в неделю
3 группа - 1 раз в неделю
4 группа - 1 раз в неделю
Продолжительность занятия:
40 мин.
Время на занятии распределяется следующим образом:
-вводный инструктаж-5%
-сообщение познавательных сведений-20%
-практическая работа -70%
-подведение итогов-5%
Программа была разработана на 4 года практического обучения.
При сохранении общих цели и задач, в последствии в каждом блоке могут меняться задания, сюжеты и темы проектных работ, задания могут усложняться по мере роста способностей учащихся.
Контроль полученных практических навыков:
Полученные навыки оцениваются по презентации работ по итогам каждого блока занятий при выполнении индивидуальных творческих работ и проектов. По результатам участия в различных выставках как внутри гимназии, так и за её пределами, участия в городских, окружных и федеральных конкурсах (вследствие чего в содержание и тематическое планирование программы могут быть внесены изменения и корректировка занятий).
Общие темы по блокам на занятиях Дизайн-студии.
1 год обучения.
№ п/п
Содержание блоков
Кол-во часов 30
1
Основы дизайна. Фитодизайн. Флористика.Работа с фоамираном. Проект дизайн-оформления холла гимназии к Балу цветов. Создание декоративных элементов.
6
2
Авторская игрушка: проект по изготовлению мягкой игрушки или тряпичной куклы. Проект дизайн-оформления холла гимназии к Новому году с использованием игрушек.
7
3
Роспись по шёлку. Батик в интерьере. Панно. Техника «холодный батик».
8
4
«Дизайнерские штучки»: сувениры из пластика, солёного теста, глины.
5
5
«Просто и со вкусом». Фантазии из бумаги.
4
2 год обучения.
№ п/п
Содержание блоков
Кол -во часов 31
1
Основы дизайна. Дизайнерские идеи. Работа с новыми декоративными материалами ( фоамиран, шерсть, фетр и тд.)
7
2
Авторская игрушка: проект по изготовлению мягкой игрушки или тряпичной куклы. Проект дизайн-оформления холла гимназии к Новому году с использованием игрушек.
6
3
Роспись по шёлку. Батик в интерьере. Панно. Техника «холодный батик».
6
4
«Дизайнерские штучки»: сувениры из пластика, солёного теста, глины.
6
5
«Мода и время». Фантазии из бумаги.
6
3 год обучения.
№ п/п
Содержание блоков
Кол -во часов 30
1
Фитодизайн. Флористика. Композиции из
природного и декоративного материала.
7
2
Роспись по шёлку. Творческий проект.
8
3
Авторская кукла.
13
4.
Проектная работа: «Не спешите отправить в
чулан или вторая жизнь старых предметов».
2
Проект - 4 год обучения.
№ п/п
Содержание блоков
Кол -во часов 36
1
Многообразие дизайнерских направлений. Дизайн праздников (идеи для дня рождения,Бал цветов, дары осени, Пушкинский бал, Новогодний дизайн и др.). Понятие Дизайн-проект.
9
2
Дизайнерские идеи для интерьера. Проект «Дизайнерские часы для интерьера комнаты и др.».
8
3
« Средь шумного бала…» проект моделирования бальных платьев из бумаги
8
3
Проект «Шедевры мировой живописи как элемент декора в современном дизайне».
6
4.
Графический и компьютерный дизайн.
5
1 год обучения.
1блок. Фитодизайн. Флористика. 6 час
-
«Мир вещей». Понятие - дизайн. Многообразие дизайнерских направлений. Фитодизайн - растения в интерьере. Искусство флористики.
-
Замысел и идея в работе. Флористическое панно или флористическая композиция.
-
Цветы из фоамирана. Изготовление элементов бедующей композиции.
-
Создание декоративных элементов.
-
Флористическое панно или флористическая композиция из фоамирана.
-
Проект дизайн-оформления холла гимназии к Балу цветов.
2 блок. Авторская игрушка: проект по изготовлению мягкой игрушки или тряпичной куклы . 7час.
1. Работа с книгами и журналами. Поиск идей. Подбор материала.
2. Работа с выкройками. Раскрой деталей на ткани.
3. Пошив деталей: ручная работа.
4. Пошив деталей: ручная работа, работа на швейной машинке.
5. Сборка деталей мягкой игрушки. Наполнение синтепоном.
6. Украшение игрушки, дизайн. Правила оформления проекта и его содержание.
7. Презентация проекта.
3 блок. Роспись по шёлку. Батик в интерьере. Техника «холодный батик». 8 час.
-
Техника «Холодный батик». История возникновения росписи по ткани. Материалы и инструменты. Знакомство с техниками и приёмами. «Проба пера» на ткани работа по образцу.
2. Работа с книгами и журналами. Поиск идей для панно. Декоративные элементы. Стилизация форм. Упражнения.
3. Разработка эскиза декоративной композиции на заданную тему с применением стилизованных растительных и животных мотивов. Набросок. Карандаш.
4. Выполнение эскиза в натуральную величину. Основы цветоведения. Цветовое решение эскиза. Акварель.
5. Натяжение ткани на подрамник. Беседа о колорите. Выбор колорита.
Нанесение резервного состава на ткань. Работа с контуром. Проверка замкнутости линий контура.
6-7. Роспись по шёлку. Работа в цвете.
8. Закрепление цвета. Презентация работ.
4 блок. «Дизайнерские штучки»: сувениры из пластика, солёного теста, глины. 5 час.
1. Моделирование из различных материалов.
Полимерные материалы: пластика. Основные техники работы.
2. Лепка из массы для моделирования.
Идеи для маленьких подарков. Игрушки. Сувениры. Обжиг.
Выставка работ.
3. Солёное тесто - «скульптура из хлеба». Сувениры. Игрушки.
4. История дымковской игрушки.
Глина и её свойства. Лепка из глины. Обжиг.
5. Роспись. Акриловые краски.
Выставка работ.
5 блок «Просто и со вкусом». Фантазии из бумаги. 4 час.
-
Виды бумаги. История. Приёмы работы с бумагой. Бумагопластика.
2. Объёмное моделирование.
3. Дизайнерские идеи применения бумаги.
Ароматическое мобиле.
4.Возможности использования бумаги в творческих проектах.
Выставка работ.
_____________________________________________________________
2 год обучения.
1блок. Основы дизайна. Дизайнерские идеи. 7час.
1.Основы дизайна. Традиции и современность.
2.Роспись по дереву. Традиции народных промыслов.
3. Эскиз росписи посуды.
4. Роспись. Акриловые краски.
5. Роспись по стеклу в восточном стиле.
6.Роспись по стеклу. Египетские мотивы.
7. Дизайн коробки- шкатулки в стиле винтаж.
2 блок. Авторская игрушка: проект по изготовлению мягкой игрушки или тряпичной куклы . 6час.
-
Работа с книгами и журналами. Работа с выкройками.
-
Раскрой деталей на ткани. Пошив деталей: ручная работа
-
Пошив деталей: работа на швейной машинке.
-
Сборка деталей мягкой игрушки. Наполнение синтепоном.
-
Украшение игрушки, дизайн, дополнительные детали, оформление проекта.
-
Презентация проекта «Моя игрушка».
3 блок. Роспись по шёлку. Батик в интерьере. Техника «холодный батик». 6 час.
-
Авторские работы в технике «Холодный батик».Слайд-презентация.
-
Работа с книгами и журналами. Поиск идей для панно. Разработка эскиза панно на свободную тему. Набросок. Карандаш.
3. Выполнение эскиза в натуральную величину. Цветовое решение эскиза. Выбор колорита. Акварель.
4. Натяжение ткани на подрамник. Рисунок карандашом. Работа с контуром.
5-6. Роспись по шёлку. Работа в цвете. Закрепление красителей. Презентация работ.
4 блок. «Дизайнерские штучки»: сувениры из пластика, глины. 6 час.
1. Моделирование из различных материалов.
Полимерные материалы: пластика.
2. Лепка из массы для моделирования.
Идеи для маленьких подарков. Игрушки. Сувениры. Обжиг.
Выставка работ.
3-4. Глиняная посуда.Слайд-презентация.
Глина и её свойства. Лепка из глины. Обжиг.
5-6. Роспись. Акриловые краски.
Выставка работ.
5 блок. «Мода и время». Фантазии из бумаги. 6 час.
-
«Мода и время». Слайд-презентация.
-
Моделирование из бумаги. Проект «Бальные платья». Презентация проекта.
-
________________________________________________________________
3 год обучения.
1 блок. Фитодизайн. Флористика. Композиции из природного
и декоративного материала. 7 час
1. Флористика и дизайн. Работа с журналами, поиск идей.
2. Флористические композиции и инсталляции в интерьере.
Слайд-презентация.
3.Технология подготовки и обработки природного материала.
4. От замысла до воплощения идеи.
Этапы работы над флористической композицией.
5-7. Декоративные ширмы и флористические панно с использованием
искусственных цветов, трав и декоративного материала (практическая работа). Выставка работ.
2 блок. Роспись по шёлку. Проект. 8 час.
1. Батик. Техники и приёмы.
2. Композиция основа росписи.
Фантазия и идея в работе. Эскиз.
3-8. Проектная работа по батику «Свободная тема». Роспись по шёлку.
Выставка работ.
3 блок. Авторская кукла. 13 час.
1. «История одной куклы».Слайд-презентация.
2. Разработка идей. Эскиз модели куклы.
3. Скульптура. Пропорции и размеры.
4. Материалы и инструменты.
5. Лепим голову.
6.Лицо. Роспись. Обжиг.
7.Волосы и ресницы.
8Изготовление рук и ног.
9.Изготовление туловища. Каркас и набивка.
10.Обтяжка туловища.
11. Крепление рук и ног.
12.Выкройки. Изготовление и дизайн одежды.
Моделирование и крой, пошив.
13. Детали отделки. Выставка работ.
4 блок: Проектная работа: «Не спешите отправить в чулан или
вторая жизнь старых предметов». 2час.
4 год обучения.
1 блок. Многообразие дизайнерских направлений. Дизайн праздников Понятие Дизайн-проект. 9 часов
-
Многообразие дизайнерских направлений. Дизайн праздников.
-
Дизайн праздников. Инсталляции в интерьере.
-
Дизайн праздников.
-
Дизайн праздников. Оформление Бала цветов
-
Дизайн праздников. Оформление праздника: «Октоберфест» -фестиваль осени
-
Дизайн праздников Оформление к Пушкинскому балу - посвящение в гимназисты
-
-
Дизайн праздников. Оформление фойе гимназии тематическая работа (к конкурсу «Педагог года»).
-
2 блок. Дизайнерские идеи для интерьера. Проект «Дизайнерские часы для интерьера комнаты». 8 часов
-
Дизайн для интерьера комнаты. Дизайнерские предметы в интерьере.
-
-
Дизайнерские предметы для интерьера комнаты. Часы из пластинок. Современный дизайн - как основа для авторской разработки часов. Разработка эскиза.
-
-
-
Дизайнерские предметы. Свободный выбор. Технология акриловой росписи: материалы и инструменты.
-
-
-
Методическая последовательность разработки и изготовления изделия: технологическая карта изделия.
-
3 блок. Проект «Средь шумного бала…» проект моделирования бальных платьев из бумаги. 8 часов
1-8. Проект моделирования бальных платьев из гофрированной (креповой) бумаги.
4блок. Проект «Шедевры мировой живописи как элемент декора в современном дизайне».6 часов
-
Проект «Шедевры мировой живописи как элемент декора в современном дизайне». Предметно-вещный дизайн. Слайд презентация «Известные мастера в новом блеске».
-
«Дама в золотом». Густав Климт, Женский портрет, «Поцелуй». Густав Климт
-
«Кувшинки». и «Маки в Аржантейе» Клод Моне.
-
«Ночное кафе» и «Подсолнухи». Винсент Ван Гог.
-
Авторская разработка дизайнерского предмета.
-
Презентация проекта «Шедевры мировой живописи как элемент декора в современном дизайне».
4 блок. Графический и компьютерный дизайн. 5 часов
1-5. Проект « Календарь +фото».
Список литературы к программе.
-
Генсицкая Н. История одной куклы. Иллюстрированный курс для начинающих по изготовлению куклы из полимерных пластиков. М. ,2004.
-
Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников. - М. ,2003.
-
Стулть М. П. Методика воспитания творческих способностей школьников.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М., 1987.
-
Браиловская Л. В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand - made», Ростов-н/Д, 2005
-
Горяинова О.В., Медведева О.П. Школа юного дизайнера. - Ростов-н/Д, 2005
-
Черныш И.В. Удивительная бумага. - М.,2000.
-
Горяинова О.В. Поделочные материалы: глина, воск, гипс, древесина. - Ростов-н/Д, 2005
-
Катханова Ю. Ф. Дизайн. Учебное пособие для учащихся. - М., 1994.
-
Логунова Т. Первые уроки дизайна. - М., 2002.
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие поделки из бумаги и картона. - М. 2006.
-
Анисимова А. Оформляем дом цветами. - М., 2005
-
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. - М., 2002.
-
Давыдов С.Г. Батик.: Техника. Приёмы Изделия. - М. , 2005.
-
Прушковская М.Г. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов.- М., 2006.
-
Бастиан Лиза. Игрушки из массы для моделирования. Пер. с нем. Граблевский Т.А. - М. , 2007.
-
Солод Н.Е. Цветочные чудо -коллажи. - М., 2006.
-
Махмутова Х.М. Домашний дизайн. -М., 2007.
-
Джоунс Фиона. Фантазии из бумаги. Техника. Приёмы. Изделия. Пер. с англ. - М.. 2006
-
Патриция Наве Черутти. Фантазии из бумаги. - Пер. с итал.. -Харьков. 2006.
-
Литрис Айсман. Дао цвета. - пер. с анг. Т. Новикова - М., 2006.
-
Сюзанна Гельмонд. Украшение стола и аксессуары для дома - Ростов-н/Д, 2005.
-
Журнал «Детская коллекция идей: журнал для нескучной жизни» (2004-2006гг).
29. Линди Берт. Изысканные композиции из сухих цветов своими руками. -
М : Мой мир, 2004 .
30. Журналы «Цветы» за 2004, 2005,2006 гг.
31. Школа флористики. «Коллажи и панно» и «Современные композиции»
/библиотека журнала «Цветы»
32. Наталья Григорьева. Полный курс флористики. «Спиральная техника».
/библиотека журнала «Цветы»
33. Карпова С.О. Флористика. - М. 2006.
34. Школа флористики. Искусство составления букнетов для торжественного случая и оформления интерьера. Энциклопедия. - М., 2007.
35. Рубцова Е. Д. Фантазии из слоеного теста. - М., 2006.
36.Борис Голдовский . Хрупкий образ совершенства. (авторская кукла) - М., 2007
37. Куклы. Энциклопедия. - М. , АСТ-пресс, 2007.
38. Любовь Юлина Лоскутное счастье или приключения тряпиенсов. -М. , 2006.
39. Ирина Хананова. Солёное тесто. - М. , 2006.
40.Ваш уютный дом.100 идей для украшения. Пер. с итал. И. Кравченко, - М.,
2005.