Урок «Актеры театра французского классицизма». МХК, «Искусство Европы XVII века»

Дорогие коллеги! Вашему вниманию представляется разработка урока - проекта по мировой художественной культуре , посвященного искусству театра французского классицизма XVII века. Концепция урока акцентирует внимание учащихся на поведении актеров на сцене, следовании нормам и правилам классицистического театра. Важной параллелью является обращение к искусству классицистической живописи. Урок предполагает личное участие каждого ученика в поисках пластических решений и выразительных средств, ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок-проект

по мировой художественной культуре

10класс

Учитель Бородовская Л.В., ГБОУ лицей №1564


Актеры театра французского классицизма XVII века


Урок по данной теме целесообразно проводить в конце изучения раздела «Искусство классицизма XVII века». Для проведения урока необходимо предварительное ознакомление учащихся с законами построения классицистической картины и с творчеством Никола Пуссена в частности. Перед ребятами будут открываться в процессе работы общие принципы, приемы, закономерности, которыми объединены живопись и театр классицизма. Необходимо, чтобы ученики уже владели терминологией, оперировали понятиями гармоничность, соразмерность, барельефность, уравновешенность, нормативность и др.

Материалы к уроку:

Текстовые материалы:

- повествование о римском полководце Сципионе Африканском Старшем;

- текст «Театр и актеры»

Слайды:

Никола Пуссен «Великодушие Сципиона»;

Бернардо Фунгати «Великодушие Сципиона»;

Симон де Вос «Великодушие Сципиона Африканского».

Цель урока:

Через выразительную пластику и знаковость жеста дать представление о законах действий актеров на сцене французского театра трагедии XVII века, о воплощении ключевых принципов классицизма в театральном искусстве Франции.

Задачи урока:

Образовательные:

актуализация знаний по истории пунических войн, знакомство с поступком римского полководца Сципиона; отработка навыков логического завершения текста в рамках предложенной классицистической системы ценностей; усвоение норм и правил поведения актера театра французского классицизма XVII века; знакомство с картинами Н. Пуссена «Великодушие Сципиона», Ван

Дейка «Великодушие Сципиона»; Симона де Воса «Великодушие Сципиона Африканского».

Развивающие:

развитие навыков критического мышления при выборе варианта самостоятельного завершения текста,

развитие пространственного мышления и решения композиционных задач в рамках предложенных условий, поиск точной эмоциональной реакции в рамках предложенного сюжета, умение выражать чувства в пластических нормах классицистического театра XVII века.


Воспитательные:

воспитание благородства, ответственности, чувства долга, принятие положительной оценки поступка героя, сопоставление их с личностными реакциями учеников; воспитание любви к эстетике классицизма, воспитание чувства товарищества и взаимопонимания в групповой работе.

Технологии:

Урок-проект с использованием приема РКМЧП.

Ход урока:


1.Учащиеся вспоминают и называют известные им принципы в искусстве классицизма, например,

В архитектуре: симметрия, соразмеренность, гармоничность частей и целого, использование геометрических фигур (цилиндра, полусферы, куба ит.д.) и т.п.

В живописи: наличие смыслового центра, барельефность фигур, совершенство фигур, пантомимичность ит.д.

2.Учащиеся делают вывод, что искусство театра так же подверглось соблюдению строгих норм и правил. Учитель записывает на доске предположения учеников: это расположение актеров на сцене, поведение на сцене, жесты актеров, наличие смыслового центра и т.д. Здесь целесообразно сразу провести рефлексию и аргументировано утвердить правильные версии и отбросить некорректные с тем, чтобы учащиеся не заблуждались во время дальнейшей работы.

3.Учитель сообщает о двух способах расстановки актеров: фронтальном и перспективном, а так же о манере держаться на сцене. ( Как вариант, учитель раздает текст «Театр и актеры» для самостоятельного ознакомления в группах). Далее класс разбивается на три группы по десять человек (исходя из конкретных условий) попарно. Группы занимают перспективную позицию. Учитель предлагает (и сразу же корректирует) выразить жестами следующие чувства: гнев, отчаяние, порицание, мольбу, отвращение, удивление, горе, ненависть, благодарность, а так же обращение к партнеру.

4.Далее в каждой группе ребята делятся на первый-второй. Первый задает жест, второй отвечает на него, например:

1-й 2-й

отвращение ---------- ------- удивление

ненависть----------------------горе

гнев----------------------------- мольба

отчаяние--------------------- порицание

великодушие---------------- благодарность

5.Группам выдается фрагмент текста (до развязки), повествующий о римском полководце Сципионе и предлагается построить мизансцену с использованием принципов, прописанных на доске, извлеченных из текста и уже освоенных жестов.

6. Задача режиссеров (1-2 человека из группы)

-выбрать фронтальную, или перспективную композицию мизансцены.

-расставить персонажей на сцене .

Задача актеров:

- выразительными жестами показать реакцию своих персонажей на поступок Сципиона.

(Каждый персонаж реагирует по-своему)

Персонажи:

Сципион (сидит)

Плененная красавица

Родители девушки с выкупом(дарами)

Аллуций, жених плененной девушки

Два-три воина с копьями

Сцена должна изображать ответ Сципиона на принесение выкупа за девушку и просьбу Аллуция отпустить пленницу. Все персонажи реагируют жестами на поступок Сципиона.

7. Группы последовательно демонстрируют «живые картинки», по хлопку учителя замирая и отмирая. После чего следует рефлексия, где группы аргументируют свой вариант сцены.

8.Учитель зачитывает окончание повествования и акцентирует внимание учащихся (а лучше, чтобы это сделали сами учащиеся) на единственно правильном выборе героя классицистического сюжета: пожертвовать своим чувством во имя счастья влюбленных.

Ребята делают вывод о корректном/некорректном решении своих вариантов сцены.

9.С этой позиции кратко анализируются «живые картинки» и выбираются наиболее удачные варианты, оцениваются точность и выразительность жестов.

10. Заключительное задание.

- из предложенных картин на данный сюжет каждая группа выбирает ту, которая наиболее

согласуется с эстетикой театра французского классицизма. Обосновать свой выбор.

Как правило, он падает на работу Н. Пуссена «Великодушие Сципиона».

Должна быть отмечена общность и единство приемов театра и живописи классицизма (выбор мизансцены, выразительность жестов, смысловой центр, гармоничность и пр.)

Домашним заданием может служить повторение материала уроков литературы как связующее звено с темой данного урока. Например, выписать названия трагедий Корнеля и Расина, привести пример, когда герой подчиняет свой выбор чувству справедливости и долга, а не своему желанию.

Данный урок может изменяться исходя из особенностей эмоциональной обстановки конкретного класса, творческих задач учителя и других аспектов. В нем заложена большая свобода манипулирования материалом. Буду признательна коллегам за дополнения и уточнения концепции урока.

Приложение


Фрагмент повествования о римском полководце Сципионе Африканском Старшем

Во время Второй Пунической войны в начале 209 г. римский полководец Сципион

захватил Новый Карфаген. Среди пленных нашлась одна красивая девушка. Солдаты, зная что Сципиону приглянулась пленная красавица, привели её к полководцу. Однако Сципион узнал, что девушка любит некоего испанского вождя Аллуция.

К Сципиону пришли так же родители девушки и принесли выкуп с тем, чтобы Сципион отпустил её. Сципиона проявил великодушие и, возвращая девушку, поставил условие, что деньги выкупа должны быть ее приданым на свадьбе с Аллуцием. В благодарность Аллуций и 1400 воинов его племени присоединились к армии Сципиона.

Театр и актеры

Победа классицизма в области драматургии, естественно, должна была воздействовать на манеру сценической игры и подчинить ее нормам классицистского стиля.

Сценическая практика классицистского театра со временем выработала целую серию условных жестов, передающих различные человеческие страсти.

В канонизированном жесте фиксировался непосредственный порыв, получающий неизменную классическую форму: удивление - руки, изогнутые в локтях, подняты до уровня плеч, ладони обращены к зрителям; отвращение - голова повернута направо, руки протянуты налево и ладонями как бы отталкивают предмет презрения; мольба - руки сомкнуты ладонями и тянутся к партнеру, исполняющему роль властителя; горе - пальцы сцеплены, руки заломлены над головой или опущены к поясу; порицание - рука с вытянутым указательным пальцем направлена в сторону партнера; ненависть - пальцы рук сцеплены в замок на уровне бедер, голова опущена, взгляд исподлобья на объект ненависти; благодарность - рука на груди, голова слегка склонена, туловище слегка наклонено; великодушие - протянутая рука ладонью вверх т. д. При спокойном состоянии актер, обращаясь к партнеру, протягивает руку в его сторону, а говоря о себе, прикладывает ладонь к груди.

Актер, исполняя любую, роль, должен быть благородным и величественным. У него твердый, энергичный шаг; ноги расставлены в балетной позиции (пятки вместе, носки врозь); рука начинает двигаться от локтя, а лишь затем разворачивается полностью, пальцы сложены, как у античных статуй. Поклон делается только головой - тело неподвижно; когда же нужно опуститься на колени, то склоняются только на одну ногу, следя за живописным расположением складок плаща. Пластика классицистского актера была заимствована из придворных церемоний и дворцовых балетов. Говоря об античном величии, подразумевали современную помпезность.


© 2010-2022