• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса. Автор: Майманова О. В

Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса. Автор: Майманова О. В

«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»). 2. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по искусству.Офи...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе

1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»).

2. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по искусству. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart)

3. Программы образовательных учреждений. Мировая художественная культура 10-11 класс (базовый уровень)

Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.

4. Концепции художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 №1403)

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «художественная культура Дальнего и Ближнего востока в средние века». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культураXVII века», «Художественная культура XVIII-первой половины XIXвека», «Художественная культура второй половины XIX- начала XX века», «Художественная культура конца ХХ века». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Предмет «МХК» входит в образовательную область «Искусство»

Цель учебного предмета

-на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у обучающихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

Задачи обучения:

-раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;

-дать представление об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры -Востока и Запада;

показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

-сформировать у обучающихся представления о художественной картине мира XX века, роли и месте русской национальной культуры современности.

Срок реализации программы -1 год. Количество часов - 34 часа.

Учебно-методический комплекс

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

График контрольных работ

Название темы, по которой проводится контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

Художественная культура Древнейших цивилизаций

Контрольный тест по теме «Древние цивилизации»

2

Художественная культура античности

Реферат, проект

3

Художественная культура средневековья

Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»

4

Средневековая культура Востока

Эссе

5

Художественная культура Возрождения

Зачёт


Минимум содержания образования

Название темы

Количество часов

№1 Художественная культура Древнейших цивилизаций

6

№2 Художественная культура Античности

7

№3 Художественная культура Средних веков

8

№4 Средневековая культура Востока

5

№5 Художественная культура Возрождения

8


Содержание предмета (34 часов)

Художественная культура Древнего мира (8 ч.)

Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккуратЭтеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Культура Античности (7 ч.)

Крито-микенская культура. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Христианская символика.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (8 ч.)

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Востока в средние века.(5 ч.)

Китай. Вечная гармония инь и янь - основа китайской культуры. Ансамбль храма в Пекине. Япония. Культ природы - кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений.Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура эпохи Возрождения. (8 ч.)

Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Критерии оценок

Контроль осуществляется в следующих видах:

-входной, текущий, тематический, итоговый.

Виды организации учебной деятельности:

-конкурс; викторина; самостоятельная работа; творческая работа;

-инструментарий для оценивания результатов.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Уровень А - 1 балл за каждый правильный ответ

Уровень В - от 1 до 3-х баллов за каждый ответ

Уровень С - от 1 до 5-х баллов

Итого максимальное количество набранных балов 15 баллов.

От 1 до 4 баллов - «2»

От 5 до 7 баллов - «3»

От 8 до 10 баллов -«4»

От 11 до 15 баллов - «5»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:

знать/ понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;
    уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.






























Календарно-тематический план

1

2

3

4

5

6

7

8

дата

Тема урока






Требования стандарта .

Базовый уровень

Знания и умения

Содержание

федерального компонента государственного образовательного стандарта

ОУУН

ПримечанияД/З

Контроль ЗУН

I.Художественная культура древнейших цивилизаций (6 часов)

1

Первые художники Земли

Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка различных видов искусств первобытной культуры.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества

Гл.1, творческая мастерская зад.2 стр. 19

2

Архитектура страны фараонов.

Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта;

Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта

Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.2, подготовить сообщения (по выбору) по темам стр. 28

Индивидуальный опрос

3

Изобразительное искусство и музыкаДревнего Египта

Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта.

Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта

Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.3, вопросы и задания 1-3 стр.40

Фронтальный опрос

4

Художественная культура Междуречья

Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.4, творческая мастерская зад.1 стр.51 Подг. к

Собеседование по теме.

5

Искусство доколумбовской Америки

Знать шедевры искусства ацтеков и майя.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать шедевры искусства доколумбовской Америки

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.5, творческая мастерская стр.60.

Фронтальный опрос.

6неделя

6

Контрольный срез по теме «Древние цивилизации»

№1Контрольный срез по теме «Древние цивилизации»









1

2

3

4

5

6

7

8

II. Художественная культура античности 7часов

7

Эгейское искусство

Истоки крито-мекенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры



Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества

Гл.6, подг. сообщения по темам стр.69

8

Золотой век Афин

Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.7, творческая мастерская(задания по выбору) стр.77

Индивидуальный опрос.

9

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

Куросы и роры периода архаики, скульптурные каноны Поликрета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма

Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей

Гл.8, вопросы и задания стр.85

Собеседование по теме.

10

Архитектура императорского Рима

Знать архитектурные сооружения Древнего Рима Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.9, подг. рефераты по темам стр.94

Фронтальный опрос.

11

Изобразительное искусство Римской империи

Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.10, вопросы и задания стр.102

Индивидуальный опрос.

12

Театральное и музыкальное искусство античности

Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра.

Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра.

Гл.11, творческая мастерская стр. 109. Подг. к ПОУ«Культура Античности»

Тестирование.

13

Защита рефератов, проектов по теме «Художественная культура Античности»




№2Художествен-

ная культура античности

реферат

1

2

3

4

5

6

7

8

III. Художественная культура средневековья 8 часов

14

Мир византийской культуры

Знать достижения византийской архитектуры;

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка византийской архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.


Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Гл.12, вопросы и задания стр.121

15

Архитектурный облик Древней Руси

Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.13, подг. доклады по темам стр.137

Фронтальный опрос.

-

1неделя -

1неделя - 10.01 - 15.01

16

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.14, вопросы и задания стр.149

Индивидуальный опрос.

17

Архитектура западноевропейского средневековья

Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья;

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.15, творческая мастерская зад. 2 стр.161

Фронтальный опрос.

18

Изобразительное искусство средних веков

Знать особенности скульптуры романского и готического стиля

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.16, вопросы и задания стр.167-168

Собеседование по теме.

19

Театральное искусство и музыка средних веков

Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой.

Гл.17, вопросы и задания стр.179. Подг. к семинару «Художественная культура средневековья»

Творческие задания.

20

Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»




№3Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»

1

2

3

4

5

6

7

8

IV. Средневековая культура Востока 5 часов

21

Индия - «страна чудес»

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Гл.18, подг. сообщения по темам стр.194

22

Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм - основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой.

Гл.19, вопросы и задания стр.204-205

Индивидуальный опрос.

23

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры.

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры.

Гл.20, творческая мастерская(по выбору) стр. 215

Фронтальный опрос.

24

Художественная культура Ислама

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры

Гл.21, творческая мастерская зад.1,4 стр.226. Подг. к ПОУ«Культура Востока»

Собеседование по теме.

25

Обобщающий урок по теме


Эссэ

V. Художественная культура Возрождения 9 часов

26 неделя

26

Флоренция -

«колыбель» итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

27

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло.Обращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета.

Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения

Гл.23, вопросы и задания стр.260

Фронтальный опрос.

28

«Золотой век» Возрождения.

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника

Гл.24, вопросы и задания стр.277

Индивидуальный опрос.

29

«Золотой век» Возрождения.

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль - певец женской красоты Портретное творчество художника

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль - певец женской красоты Портретное творчество художника

Гл.25, творческая мастерская стр.293

Фронтальный опрос.

30

Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика

Архитектурный облик Венеции. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля. Основные вехи творческой биографии Тициана.

Гл.26, подг. доклады по темам стр. 311

Собеседование по теме.

31

Северное Возрождение.

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества

Гл.27, вопросы и задания стр.324 Подг. к ПОУ «Возрождение»

Индивидуальный опрос.

32

Музыка и театр эпохи Возрождения

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры

Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира

Собеседование по теме.

33

Обобщающий урок по теме «Возрождение»


Зачет по теме «Возрождение»

34

Обобщающий урок.


Годовая контрольная работа.



Контрольно-измерительные и дидактические материалы

по МХК

Класс: 10

Контрольно - измерительные материалы по теме: Культура Древних цивилизаций



Вариант I

1. Культура это…

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Шумер.

Вариант II

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетского пантеона богов.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Ассирии.

Вариант III

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Первые культовые строения первобытного периода.

3. Особенности Египетской философии.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Вавилона.



Вариант IV.

1. Культура это…

2. Виды искусства в первобытный период. Их назначения.

3. Древний Египет, декоративно-прикладное искусство.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Майя.



Вариант V.

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Ацтеков.

.

Вариант VI.

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности устройства Древнеегипетского общества.

4. . Доколумбовская Америка. Искусство Ольмеков, Теотиуакан.

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Класс: 10: «Культура античного мира».

Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура античного мира».

Форма проведения: работа в группах, творческое задание: экскурсия по виртуальному музею античной культуры

Задания:

Работа в группах по подготовке экспозиции одного из залов музея:

1-й зал: Достижения науки и техники

2-й зал: Театр и музыка

3-й зал: Великие личности

4-й зал: Пантеон богов

5-й зал Архитектура, скульптура.

Распределение ролей в группе:

1. Искусствоведы: находят и отбирают материал по заданным темам.

2. Художник оформитель: готовит экспозицию своего зала.

3. Экскурсовод: проводит яркую экскурсию по своему залу.


Критерии оценок.

«5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.

«4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.

«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.

«2» - формальное отношение к выполнению задания.

«Культура Средневековья»

Форма проведения: эссе.

Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура Средневековья»

Форма проведения: эссе.

Задания:

Написать эссе на одну из предложенных тем:

1. Значение христианства в развитии культуры.

2. Театральное искусство Средневековья, новое слово в театре или шаг назад.

3. С чем связан небывалый взлет в развитии архитектуры.

4. Культура Средневековья - тупиковая ветвь, или трамплин для развития мировой культуры.



Критерии оценок.

«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

Класс: 10: «Возрождение»

Сроки проведения:

Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Возрождение»

Форма проведения: зачет.

Задания:

Вариант №1

А.1. Примерные хронологические рамки эпохи:

а) XIV-XVI века.

б) IX - XII века

в) XVI - XVII века

А.2. Архитектор раннего возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) ФилиппоБрунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3. В живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

а) Леонардо да Винчи

б) Хугован дер Гус

в) А́льбрехтДю́рер

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Леонардо да Винчи

С.1. Какова основная идея эпохи Возрождения

Вариант №2


А. 1. Примерные хронологические рамки Северного Возрождения:

а) XIV-XVI века.

б) 1500 по 1580 год

в) XVI - XVII века

А.2. Скульптор Раннего Возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) ФилиппоБрунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Все его картины кажутся легкими и воздушными

а) Леонардо да Винчи

б) Хугован дер Гус

в) Рафаэ́льСа́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Рогирван дер Вейден

С.1. Особенности Северного Возрождения


Вариант №3

А.1. Примерные хронологические рамки Раннего Возрождения:

а) 1420 по 1500

б) 1500 по 1580 год

в) XVI - XVII века

А.2. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) ФилиппоБрунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3Время самого пышного развития стиля. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла.

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Фламандский живописец. Оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи.

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хугован дер Гус

в) Рафаэ́льСа́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Ян ванЭйк

С.1. Особенности Высокого Возрождения


Вариант №4

А.1. Примерные хронологические рамки Высокого Возрождения:

а) 1420 по 1500

б) 1500 по 1580 год

в) XVI - XVII века

А.2. один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

а) Ян ванЭйк

б) ФилиппоБрунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3Отличительная черта эпохи - светский характер культуры и её антропоцентризм:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение.

г) Эпоха Возрождения

А.4. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хугован дер Гус

в) Питер Брейгель-старший

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Иероним Босх

С.1. Особенности Раннего Возрождения.

Критерии оценивания

Уровень А - 1 балл за каждый правильный ответ

Уровень В - от 1 до 3-х баллов за каждый ответ

Уровень С - от 1 до 5-х баллов

Итого максимальное количество набранных балов 15 баллов.

От 1 до 4 баллов - «2»

От 5 до 7 баллов - «3»

От 8 до 10 баллов -«4»

От 11 до 15 баллов - «5»

Класс: 10 Годовая контрольная работа

Сроки проведения:

Цель проведения: Годовая контрольная работа

Форма проведения: зачет.

Задания:


Вариант 1.

  1. Архитектура и скульптура Древней Греции.

  2. Живопись в древнем Египте.

  3. Средневековая театр.

  4. Особенности Северного Возрождения.

  5. Особенности культуры Доколумбовой Америки

Вариант 2.

  1. Архитектура и скульптура Древнего Египта.

  2. Живопись Византии

  3. Сравнить романский и готический стиль.

  4. Особенности Раннего Возрождения

  5. Культура Критской - микенской цивилизации


Вариант 3.

  1. Культурные памятники первобытного мира

  2. Театр Древней Греции

  3. Куртуазная культура средневековья.

  4. Особенности Высокого Возрождения

  5. Особенности культуры Древней Передней Азии.

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Информационно- методическое обеспечение

Список цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. - М., 1998.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. - М., 2000.

Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. - М., 2000.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. - М., 2005.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. - М., 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. - М., любое издание.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. - М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. - М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. - М., 2000.

Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. - М., любое издание.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. - М., 2001.

Для учителя

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. - СПб., 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. - СПб., 2007.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. - М., 2003.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. - СПб., 2007.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. - М., 2000.

Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. - СПб., 2005.

Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. - М., 2000.

Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. - СПб., 2000.

Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. - СПб., 2007.

Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. - М., 1987-1989.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. - М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. - М., 2003.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. - М., 2003 г.

История уродства / под общ. ред. У.Эко. - М., 2007.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. - М., 2001.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. - СПб., 2005.

Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. - СПб., 2007.

Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. - СПб., 2007.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. - М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. - М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. - М., 2000.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. - СПб., 2000.

Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. - М., 2003.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. - М. 2001.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века / Д.В.Сарабьянов. - М., 2001.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV - XV века / А.В.Степанов. - СПб., 2005.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. - СПб., 2007.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. - М., 2003.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. - М., 2003 г.

Литература для учителя.

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008

2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002

3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007

4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 - 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. - М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. - ИСО, 2008.

Учебно-методический комплект обучающегося:

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. - М.: Кирилл и Мефодий, 2007. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. - ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. - М.: Март, 2008.

6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. - ИСО, 2008.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

  • artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/gory

  • art.1september.

  • kafedramhk.ru/

  • pedsovet.su/load/94






© 2010-2022