• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок ИЗО в 6 классе на тему «Ислам в искусстве каллиграфии как форма выражения духовного мира человека»

Урок ИЗО в 6 классе на тему «Ислам в искусстве каллиграфии как форма выражения духовного мира человека»

Дать представление о религии ислама, его ценностях и отличительных чертах исламского искусства.Познакомить с Исламом - традиционной религией родного края. Сформировать представление у детей о создании композиции каллиграфического узора, через знакомство с искусством ислама - шамаиля и тугры.• Развивать навыки работы с графическими материалами, формировать эстетику красивого (каллиграфического) письма. • Воспитывать толерантное отношение к представителям различных религий.Обобщив знания...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Ислам в искусстве каллиграфии как форма выражения духовного мира человека»

Цель урока: дать представление о религии ислама, его ценностях и отличительных чертах исламского искусства.

Задачи урока:

  • Познакомить с Исламом - традиционной религией родного края. Сформировать представление у детей о создании композиции каллиграфического узора, через знакомство с искусством ислама - шамаиля и тугры.

  • Развивать навыки работы с графическими материалами, формировать эстетику красивого (каллиграфического) письма.

  • Воспитывать толерантное отношение к представителям различных религий.

Оборудование: графический материал, иллюстрации с каллиграфическими композициями, тексты из Корана в поэтическом переводе. Мультимедийное сопровождение урока. В течение всего урока звучит чтение Корана.

Форма урока: урок - презентация.

Урок ИЗО в 6 классе на тему «Ислам в искусстве каллиграфии как форма выражения духовного мира человека»

Основные понятия и термины: ислам, сура, Мекка, Кааба, Сунна, каллиграфия, шамаиль, тугра.



Ход урока.

(звучит музыка, сура из корана)

Слайд №1(тема)

1.Организационный момент, нацеливание

Слайд №2 (выполни и проверь)

2.Изучению нового материала

Слайд №3(новые слова)

Слайд №4 (стих)




…Зажег Ты солнце во вселенной,

Да светит небу и земле,

Как лен, елеем напоенный,

В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; Он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.

Он милосерд: Он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету,

И да падет с очей туман.

А.С.Пушкин. «Подражание Корану».

Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, отличными от христианства, символами веры, обычаями, законами и принципами.

Возник Ислам среди арабов в северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII века. На рубеже VI - VII веков большинство населения Аравии составляли кочующие скотоводческие племена арабов. На просторах почти безводных земель со скудной растительностью возник город Мекка. Город располагался на торговом пути, который соединял караваны, идущие из Аравии в Иран, Сирию и другие страны.

Мекка играла важную роль в религиозной жизни арабов. В ней находился древний храм Кааба. Этот город - еще и родина основателя ислама Мухаммеда. Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником Аллаха.

Мухаммед - историческая личность, он родился в 570 году. Его детство было полно трагических событий. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам.

Сущность ислама основывается на том, что мусульманин должен верить, что есть только один бог - Аллах, что Мухаммед - посланник его на Земле. И каждая сура священной книги Корана начинается словами «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного».

Коран - собрание откровений, посланных Аллахом Мухаммеду свыше, основа мусульманского вероучения. Исходя из основных положений Корана, строятся в исламе социальные, экономические, политические, юридические и семейные отношения.

Коран представляет собой поэтическое произведение, включающее более 500 страниц текста, в нем 114 глав (сур). Значительные части текста Корана - это рифмованная проза. По вероучению ислама, Коран - книга несотворенная, существующая вечно, как сам Аллах, она - его слово.

Первую суру (главу) Корана «Аль-Фатиха» («Открывающая») - обязан знать наизусть каждый мусульманин. Вот как переводила «Аль-Фатиху» Валерия Прохорова:

Хвала Аллаху, Господу миров;

Всемилостив и Милосерден Он один,

Дня судного один Он властелин.

Лишь пред тобой колени преклоняем

И лишь к Тебе о помощи взываем:

«Направь прямой стезею нас,

Что Ты избрал для тех,

Кто милостью Твоею одарен,

Но не для тех, на ком Твой гнев

И кто в неверии блуждает».

По Корану принято считать, что мусульманином может считаться тот, кто соблюдает все предписания ислама, выполняет обязанности, которые назвали столпами.

Мы с вами на уроке КБ говорили об этом. Давайте же вспомним, как он называются и что они означают?

Слайд №6

Существует пять столпов ислама:


  • Шахада - исламский символ веры, который обязан признать истинный мусульманин: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха. И Мухаммед - посланник Аллаха».

  • Намаз - мусульманская молитва, которую мусульманин должен совершать ежедневно 5 раз в установленное время. Во время намаза верующие читают отдельные суры Корана на арабском языке, на родном языке мусульмане просят Аллаха о милости к родным и близким, живым и умершим

  • Закят - милосердие. Мусульманин должен быть милосердным по отношению к ближним, малоимущим, сиротам и другим нуждающимся в его помощи.

  • Ураза - мусульманский пост, который соблюдается каждый год в месяц Рамадан по лунному календарю. Смысл уразы заключается в воздержании мусульманина от пищи, воды в светлое время суток. В течение всего поста мусульманин не должен совершать безнравственных поступков и злословить.

  • Хадж - паломничество. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен побывать на священном для мусульманина месте, в Мекке.

Слайд №6(ИЗО)

ИСЛАМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Ислам никогда не допускал возмож­ности внешнего сходства Аллаха с че­ловеком или другим земным суще­ством, поэтому изобразительное искусство оказалось исключённым из религиозной жизни мусульма­нина, оставаясь достоянием главным образом светской культуры. Хотя Коран не запрещал изображать лю­дей и животных, в некоторых хадисах говорилось о том, что Мухаммад порицал таких художников.

Существует притча о том, как некий художник спросил Абдаллаха ибн Аббаса, двоюрод­ного брата Пророка Мухаммада: «Могу ли я ри­совать животных?».

Мудрец ответил: «Можешь, но лиши их головы, чтобы они не похо­дили на живых существ, или старай­ся, чтобы они напоминали цветы». И сегодня можно увидеть исключи­тельной красоты надписи на стенах мечетей, коврах, знамёнах, доспехах и на посуде; складываясь в узоры, они напоминают летящих птиц, змей и других животных... но только на­поминают.

Не изображение, а слово, ху­дожественно оформленное в виде надписи или графического симво­ла, стало главным носителем рели­гиозной идеи ислама. Священное слово Корана, начертанное на вхо­дах и стенах зданий, на­писанное на переплётах и страни­цах рукописей, включённое в узоры на тканях, коврах, изделиях из кера­мики, стекла или металла, вплетён­ное в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусуль­манина всю жизнь. Это слово вме­щало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое на­слаждение.

Слайд №7

Каллиграфия и ор­намент - декоративные формы воплощения представлений о бес­конечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира - ста­ли основами художественного творчества мусульман.

Письмо в Исламе имеет большое значение, так как первыми созданиями Божьими, появившимися до создания неба и земли, были орудия письма - Перо и Скрижаль. Пророк Мухаммед говорил, что тот, кто при помощи пера передает фрагменты из Корана, попадет в Рай.

Слайд №8

Искусства шамаиля тесно связано с историей развития ислама на территории Среднего Поволжья и Приуралья.

Слово «шамаиль» имеет арабское происхождение и означает буквально «качества, достоинства». Первые арабские надписи сохранились на предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных еще в середине VIII в.

Магическую роль «знака-оберега» в раннебулгарском языческом искусстве несли в себе изображения Солнца и живых существ. Постепенно эта роль перешла к неизобразительной форме, выраженной в виде благопожелательной мусульманской надписи.

Арабские письмена, нанесенные как на ювелирные украшения (перстни, браслеты), так и на предметы бытового назначения (замки, посуда и т.д.), выполняли не только эстетические функции, но и предохраняли их владельцев от злых сил и дурных помыслов.

Для настроя учащихся к восприятию информации, в конце урока, когда у детей ослабевает внимание, звучит современная арабская музыка. Акцентирую внимание учащихся на том, что своей мелодичностью, красивыми переливами, мелодия напоминает узор арабской вязи.

Слайд №9

В последнее время в искусстве получило второе рождение искусство каллиграфического написания «тугр» - личных печатей, вензелей. Они подобны зашифрованным в орнаментальную вязь миниатюрным портретам, с ярко выраженным характером, рисунком психологии и даже социального положения человека, и, вместе с тем, в религиозном смысле несут яркий отпечаток божественности и уникальности каждой человеческой личности, как совершенного творения Аллаха.

При написании тугр нужно было всегда соблюдать художественные каноны:

- буквы строго соразмерны и пропорциональны,

- детали подчинены стройному целому,

- композиции динамичны и полны значительности.

Переплетенные между собой буквы и словосочетания, превращенные в декоративные узоры, словно подталкиваются движением изнутри. Построенные на непрерывной линии, без отрыва кисти от листа, создающих своеобразный узор, «тугра» является образцом образной каллиграфии Ислама, где текст превращен в образы и метафоры.

3.Самостоятельная и творческая деятельность учащихся.

Обобщив знания учащихся о художественных канонах написания «тугр», полученные на уроке, приступаем к работе над своей «личной печатью,. Арабская письменность по своей форме напоминает рисунок - узор. Во время работы над «Тугрой», пробуем выделить основные черты характера (мягкий, резкий), выявить индивидуальные особенности человека, с чем он ассоциируется (предмет - образ). Для создания графического узора - учащиеся пользуются арабским алфавитом.

4.Итог урока, оценивание.

5.Домашнее задание

Слайд №10

6

© 2010-2022