Урок изобразительного искусства в 5 классе КЛЯКСОРАФИЯ

Применение графических техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Графические техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с разными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выраж...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 5 классе использование нетрадиционной техники(кляксогрфия)

Задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу.

  • Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально- эстетического отношения к исследуемому предмету, явлении. Сформировать навык работы в технике монотипии.

  • Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.

Цели урока:

Цель обучающая: Сформировать понятие о методе кляксографии, с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о вазописи как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности. Научить использовать различные способы рисования монотипии.

Цель развивающая : Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка. Такое занатие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, для детей с задержкой в развитии речи (как артикуляционная гимнастика). Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Для учителя: Примеры выполнения монотипии, как учителем, так и детьми, рисунок Художника и Кляксы, кисть, гуашь, эпиграф к уроку на доске, презентация к уроку, мультимедийный проектор, интерактивная доска, образцы изделий современного декоративного искусства, классическая музыка

Для учащихся: бумага формата А4 для каждого ребенка, акварельные краски, баночки для воды, кисти, акварельные краски,трубочки для сока

Методы: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный, кляксография на бумаге.

Вид изобразительного искусства: живопись

План урока

  1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.

  2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

  3. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.

  4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

  5. Этап применения изученного материала(творческая деятельность учащихся).

  6. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

  7. Физкультминутка.

  8. Этап контроля и самоконтроля.

  9. Этап подведения итогов урока.

  10. Этап рефлексии.

Ход урока:

1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.

Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Ученики. О чудесах, о фантазии, о воображаемом.

Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой выполнения рисунка - монотипией или кляксографией.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Учитель. Подумайте, во что могут превратиться кляксы?

Учащиеся.( Ответы детей самые разные).

Учитель. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение?

3. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.

Учитель. Давайте с вами вспомним основы цветоведения.

1. Дидактическая игра «Основные и составные цвета».

Выбери 3 основных цвета и 3 составных, полученных при смешивании основных цветов. Раздели иназови: основные и составные цвета

. Дидактическая игра «Раздели цвета».




Задание 1. Из предложенных цветных прямоугольников найди ахроматические цвета и назовите.

Задание 2. Назовите холодные и тёплые цвета.

Учитель: Цвет - это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы,изобразить сказочный мир! Процесс воображения свойственен только человеку. (Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением) Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.

Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель. Какими материалами пишет Художник?

Ученик: .красками, карандашами, мелками, углем, фломастерами.

Учитель. Да и посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга (показ рисунков, выполненных различными художественными материалами). Чтобы нарисовать такие работы Художнику пришлось потрудиться не один день.- А это кто появился среди картин? (показ рисунка кляксы)

Ученики. Клякса!

Учитель. Действительно, клякса. Она нарисовала все эти замечательные картины.

Учитель. Понравились эти работы?

Ученики. Да.

Учитель. Давайте попробуем научиться рисовать с помощью клякс.Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ (кляксография)

Знаменитые пещеры с палеолитическими росписями в долине Везере во Франции и петроглифы Валкамоники на севере Италии, наскальные изображения Национального парка Какаду на севере Австралии, первая в Европе пещера Альтамира (Испания), местонахождения Тадрарт Акакюс в Ливии и Альта-фьорд на севере Норвегии, памятники национального парка Сьерра-де-Капивара в Бразилии, обширные местонахождения Сьерра-де-Сан-Франциско на западе Мексики, петроглифы в районе Богуслен на западе Швеции и палеолитические петроглифы под открытым небом в Фош Коа, Португалия.

"Почему, зачем, какое отношение имеет к ВЫДУВАНИЮ список уникального мирового и культурного наследия?" - спросите вы.

Отвечаю: "Самое непосредственное!"

Выдувание краски через костяную трубочку применялось для заполнения пространства внутри контура фигур, обозначенных углём. По данным этнографии (что было подтверждено эксперименально), эта техника является традиционной как для творцов древних изображений, так и для современных австралийских и южноафриканских художников.

Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

Попробуйте сами и вы убедитесь, насколько увлекательно и захватывающе может быть такое рисование!

Несколько иной принцип выдувания принадлежит блопенам. Краска уже находится внутри трубочки, через которую она выдувается на трафарет. Такое выдувание также является увлекательным занятием для ребят!


Кстати, если вы увлекаетесь батиком, то наверняка знаете такой способ живописи по материи, как выдувание краски на ткань. Можно получить множество разнообразных пестрых фигур, если нанести каплю краски на сухую ткань. Потом, через трубочку, осторожно раздуть ее вокруг. В результате получится поляна из ромашек или васильков. Техника «Кляксография» (рисунок кляксами, выдувая их через коктейльную трубочку) - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Графических техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение. Фон - акварель по сырому, дать просохнуть, затем большая капля гуаши или туши и дуем от души. Можно использовать цветную тушь.


Техника рисования Кляксография (рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) - это очередное волшебство среди наших уроков рисования. На первый взгляд - она непонятно и вроде браться за нее не хочется, но стоит только начать Творить,капельки краски расставляет Художник, по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Рисуя, Вы будете наслаждаться красотой этого Действа! Вы научитесь использовать случайные эффекты в качестве основы для творчества!

Учитель: Итак. Какие же этапы выполнения техники Кляксографии

5. Этап применения изученного материала(творческая деятельность учащихся). Задания группам (также дети могут работать самостоятельно или в парах): Выполнить рисунок- на тему «Находка археологов» акварель, гуашь в технике «монотипия».

Учитель Мы находились в группе археологов обнаруживших наскальные рисунки,обнаружили бесценные черепки относящихся к эпохе появления «Олимпийский игр». Передать собранные кусочки ваз и черепков с росписью

После работы обсудите в группе, что у вас получилось, понравился ли способ работы.

-Желаю творческого успеха. (На протяжении практической работы учащихся звучит музыка «Классика для детей»

6. Правила техники безопасности.

При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска должна быть густой.

При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе с трубочками соблюдаем технику безопасности. Сильно не дуем,в соседа не целимся.Сидим свободно, не сутулимся.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнение на расслабление.. Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом - листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети за учителем опускают голову, затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки). Вдруг закапал дождик, растения стали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). Сели.

Учитель обращает внимание детей на инструкционную карту на доске Инструкционная карта

1. Выбор темы, цветовой гаммы.

2. Нанести краски на палитру.

3. Увлажнить бумагу.

4. Взяли большую кисточку.

5. Капнули кляксу и раздуваем.

6. Разбрызгивание с кисти (нужна кисть с твердой и короткой щетинкой).


7.Отпечатки с трубочки - обмакиваем трубочку в густую краску и печатаем ею на бумагу

8. Поправить кистью

9. Высушить.

10.Оформить работу.

8. Этап контроля и самоконтроля

Во время работы детей учитель делает целевые обходы: контроль организации рабочего места;

  1. контроль правильности выполнения приемов работы;

  2. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  3. контроль объема и качества выполненной работы.

9. Этап подведения итогов урока.

Учитель.Дети по рядам проходят и рассматривают рсунки друг друга. Каждый ученик даёт название своему рисунку.

С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?

(кляксография)

Какие материалы мы использовали для этого?

(трубочку, краски, бумагу)

Чем отличается кляксография от других видов изобразительного искусства?

(Своей непредсказуемостью)

Спасибо Вам за урок!

© 2010-2022