Конспект урока Народные промыслы России

Конспект составлен исходя из требований ФГОС ООО, будет полезен не только учителям изобразительного искусства, а также педагогам дополнительного образования и классным руководителям проведении классного часа патриотической направленности. Учащиеся в ходе урока делятся на творческие группы «Городец», «Жостово», «Гжель», «Хохлома». В конце урока в виде театрализованного представления каждая группа презентует свою работу.Данный урок воспитывает любовь к Родине,русским народным традициям, её истории...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Народные промыслы РоссииКонспект урока Народные промыслы РоссииКонспект урока Народные промыслы РоссииУрок изобразительного искусства в 5 классе.

Тема урока: «Народные промыслы России»

Класс: 5

Предмет: изобразительное искусство

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний о народный промыслах

Цели:

образовательные: систематизация знаний о народных промыслах, формирование навыков умения выявлять особенности каждого вида ДПИ, сравнивать, делать выводы.

развивающие: содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса, развивать творческое воображение.

воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, русским народным традициям её истории и национальной культуре, прививать любовь к природе.

Задачи:

1) повторить все виды народного творчества, с которыми познакомились на предыдущих уроках;

2) выявить особенности каждого изученного вида народного промысла, провести сравнительный анализ и заполнить таблицу;

3) развивать графические умения и навыки, творческое воображение;

4) расширить представления детей о современных видах ДПИ.

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, краски, кисти, баночка для воды, палитра.

Оформление класса: Класс оформлен детскими рисунками, экспонатами изделий народных промыслов, на доске большое панно «Ярмарка», составленное из рисунков учащихся.

На столах раздаточный материал с элементами росписей художественных промыслов Городца, Гжели, Хохломы, Жостова, таблички с названиями народных промыслов.

Литературный ряд: книги о народных промыслах России.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Используемые методы и технологии: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод сравнений (ассоциации).

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, объяснительно - иллюстративные, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ.

УМК:

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2009.

Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Ход урока.

  1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Приложение 1.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Урок я хочу начать со стихотворения:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Сделайте вывод. Что значит для нашего урока это стихотворение?

- Перед вами интересные и разные предметы. Все они сделаны руками настоящих мастеров, украшены сказочными цветами, птицами.

- Как думаете, какова тема урока? (Что объединяет карточки с рисунками и карточки с названиями промыслов? Каким общим словом можно назвать эти рисунки?)

2. Постановка учебных задач.

Перед вами лежат картинки с изображением различных видов народного творчества и картинки с их названиями.

Приложение 2. Работая в парах, найдите соответствие.

- Какова главная цель урока?

Ученик: вспомнить виды и особенности народных промыслов, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.

- Какова задача урока? (Какие задачи нужно решить мастеру для создания художественного образа?)

Ученик: У каждого вида росписи есть свои отличительные признаки, следовательно, задача урока состоит в том, чтобы, вспомнить особенности каждого вида росписи.

Учитель: Давайте вспомним особенности каждой росписи и занесем их в таблицу.


Хохлома

Гжель

Городец

Жостово

Материал изделия





Главный мотив этой росписи





Какие цвета используют мастера этого промысла





В чем особенность росписи





По мере заполнения таблицы, подготовленные учащиеся читают стихотворения, а остальные учащиеся оценивают выразительность их чтения, поднимая смайлики.

Кубки, чашки, ложки,

Русские матрёшки,

Вся посуда расписная

И почти как золотая!

Знает это целый мир:

Это - русский сувенир.

Вся - старинного письма-

Золотая хохлома.

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев

Лесной подснежник первый,

А жостовские кисти

Нежнее мягкой вербы.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Есть на Волге город древний,

По прозванью - Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

3. Подготовка к творческой работе.

Учитель: Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных ремесел. А что такое ярмарка?

Ученик: Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.

Учитель: И покупателям и мастерам - всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия.

Мы разделимся на группы по видам художественных промыслов. Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных промыслов. Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

Учащиеся объединяются по 6-7 человек в группы по выбранному промыслу.

В классе работают: «Городец», «Жостово», «Гжель», «Хохлома».

План работы мастеров в группе:

- выполнить эскизы изделий по мотивам промыслов;

- подготовить их к выставке на нашей ярмарке;

- прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.

4. Творческая работа.

Мастера работают за столами с карточками - названиями промысла, пособиями с элементами росписи, силуэтами посуды.

Одни учащиеся составляют эскизы композиции узоров для росписи, другие тренируются в кистевой росписи, третьи выполняют силуэты изделий.

Во время практической работы звучат русские народные песни.

Готовые изделия расставляются мастерами на ярмарочных прилавках.

5. Театрализованное представление творческих работ.

Учитель: Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.

Купцы дорогие,

Люди торговые,

На нашей ярмарке должны вы

Свой товар расхвалить,

Ничего не забыть.

И себя показать,

И товар свой продать.

Учащиеся - мастера. «Городец»

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь

И в цветах весь утопает,

До чего ж красивый он.

Наши доски самые красивые, их украшают изображения цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.

Для росписи наших изделий используются масляные краски. Доски покрываются лаком, поэтому долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты. Наши цветы сложные и красочные. Они пишутся в несколько слоев, в их изображении несколько оттенков одного цвета или разных цветов.

Учитель: Достойные товары. Берем ваш товар. Кто еще привез свой товар на ярмарку?

Ученики - мастера. «Гжель»

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живём.

Глину месим и поём.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей Земли.

Мы и к вам полно товару

Для продажи привезли.

Посуда просто удивительно хороша: прочна и красива. Гжельская керамика выполняется из белой гончарной глины. В жарком пламени обжигается, закаливается и становится звонкой и прочной.

Учитель: Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок. А это что за чудные подносы на нашей ярмарке?

Ученики - мастера. «Жостово»

Мы приехали к вам в гости

На веселый праздник ваш.

Посмотрите на подносы -

Это просто вернисаж.

Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса.

Алых, желтых с красным маком -

Это просто чудеса.

В мире нет таких подносов,

Оно словно вешний сад.

Лучше их вы не найдете,

Покупайте, стар и млад.

Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная роспись дает возможность фантазировать, а форма подноса определяет композицию.

Учитель: И этот товар станет украшением в нашем доме. Теперь перейдем к следующим товарам.

Ученики - мастера. «Хохлома».

Хохломская роспись:

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи - перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной - сарафан парчовый,

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий -

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.

Учитель: Берем безделушки для нашей подружки.

Закончила работу наша ярмарка.

Кто смел,

Тот успел

И себя показать,

И товар продать.

6. Заключение. Итоги урока.

- Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки - ими украшают быт.)

- Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)

Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы - это наше достояние, наша культура. Народное искусство - искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется следующими словами:

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков


Спасибо за внимание!








Приложение I.

«Покажи своё лицо»















Приложение 2.

«ХОХЛОМА»

«ЖОСТОВО»

«ГОРОДЕЦ»

«ГЖЕЛЬ»

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России

Конспект урока Народные промыслы России



© 2010-2022