Рабочая программа по ИЗО в 5 классе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Петровский Добринского муниципального района Липецкой области

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО приказ МБОУ СОШ п. Петровский

_____________ от __________ № ____

/Хавлина Т.В./ директор школы:

___________________

/Исаева Е.А./

Рабочая программа

по изобразительному искусству

5 класс


по учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской

«Изобразительное искусство»


программа разработана

Поповой Ритой Николаевной

учителем изобразительного искусства

(на основе авторской программы

под редакцией Б.М.Неменского)





2014-2015 уч.год


Пояснительная записка


Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для V класса полностью составлена на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. М.: Просвещение. 2010», соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта приказа управления образования и науки от 26 апреля 2006 года № 656 "Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Липецкой области", реализующих программы общего образования. Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса построена на основе преемственности, вариативности, и комплексного художественного подхода.

Цели и задачи:


  • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка декоративно - прикладного искусства, конструируя и выполняя эскизы посуды, архитектуры, одежды и игрушек.


  • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно - прикладным искусством, местными художественными традициями и промыслами.


  • воспитывать интерес к народному, классическому, современному декоративно - прикладному искусству и компетентность зрителя, осознающего смысловую связь между декором вещи и идеями общества у разных народов в разные времена.

Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе осуществляется на основе учебника: Горняева Н.А. Островская О.С.. Изобразительное искусство. 5 кл. - М.: Просвещение, 2012г.

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Изобразительное искусство» отводится в 5 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 5 классе за год должно быть проведено 34 часа.

Формы организации учебного процесса: Основной формой проведения занятий является урок. Типы уроков: урок-восхождение, урок - образ, урок-путешествие, урок - вернисаж, урок-экскурсия.

Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая.



Содержание тем учебного курса


1 четверть. Раздел: "Древние корни народного искусства". (8 часов)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома.

2 четверть. Раздел: "Связь времен в народном искусстве". (8 часов)

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

3 четверть. Раздел: "Декор, человек, общество, время". (10 часов)

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

4 четверть. Раздел: "Декоративное искусство в современном мире". (8 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно - прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Учебно-тематический план


Четверть

Тема

Количество часов

I

Древние корни народного искусства.

8

II

Связь времён в народном искусстве.

8

III

Декор - человек, общество, время.

10

IV

Декоративное искусство в современном мире.

8

Итого за год


34



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.


Знать:

  • Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.

  • Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

  • Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

  • Знать несколько художественных промыслов России.

Понимать:

  • Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая.

  • Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.

  • Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.

Уметь:

  • Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

  • Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом в художественно-творческой работе.

  • Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.








Календарно-тематическое планирование

Тема курса «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»


п/п

Название раздела, темы уроков

Основные понятия

Задания для учащихся

Кол-во часов

Дата


По плану

фактически

5


5


1 четверть. Тема « Древние корни народного искусства»

8

1.

Древние образы в народном искусстве.

Древо жизни, символы

Стр.

12-19

1

2.

Убранство русской избы.

Народное искусство, декор, изба

Стр.

20-29

1

3.

Внутренний мир русской избы.

Интерьер

Стр.

30-35

1

4.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент

Стр.

36-43

1

5.

Русская народная вышивка.

Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент

Стр.

44-49

1

6.

Народный праздничный костюм.

Народный костюм, рубаха, сарафан, славянские головные уборы

Стр.

50-59

1

7.

Народные праздничные обряды.

Хоровод, Масленица

Стр.

60-63

1

8.

Современное повседневное декоративное искусство.

Что такое дизайн.

Архитектура, дизайн, мода

Подбор материалао глиняной народной игрушке

1

2 четверть. Тема « Связь времён в народном искусстве»

8

9-10

Древние образы в современных народных игрушках.

Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки

Стр.

66-75

2

11

Искусство Гжели.

Промыслы, ремёсла, Гжель, керамика

Стр.

76-81

1

12.

Городецкая роспись.

Городец

Стр.

82-85

1

13.

Хохлома.

Хохлома

Стр.

86-91

1

14.

Жостово. Роспись по металлу.

Жостово

Стр.

92-95

1

15-16.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Береста, , щепа, мезенская роспись

Стр.

96-103

2

3 четверть. Тема «Декор - человек, общество, время»

10

17

Зачем людям украшения.

костюм, символика цвета

Стр.

106-107

1

18-19.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Священные символы, искусство древних ювелиров, костюм, символика цвета

Стр.

108-117

2

20-21

Одежда говорит о человеке.

Костюм, стиль

Стр.

118-133

2

22-23

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Символ, эмблема, герб

Стр.

134-139

2

24-25

Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика.

Чёрнофигурные и краснофигурные вазы

Повтор пройденного материала

2

26.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина)

1

4 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»

8

27.

Современное выставочное искусство.

Керамика, художественное стекло, металл, гобелен, батик.

Стр.

142-167, принести картон, шпагат, клей ПВА, солёное тесто.

1

28.

Ты сам мастер.

Эскиз, замысел, работа с картоном.

Стр.

168-173,

принести ткань, картон. клей ПВА

1

29.

Лоскутная аппликация, или коллаж.

Лоскутная аппликация, рисунок-эскиз.

Стр.

174

1

30.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Витраж, контурный рисунок, эскиз.

Стр. 175-179,

принести бумагу, клей, ножницы.

1

31.

Нарядные декоративные вазы.

Основа, украшения для вазы.

Стр.

180-181,

принести шпагат, волокно, клей.

1

32.

Декоративные игрушки из мочала.

Мочало. Декоративное панно.

Стр.

182-187,

принести картон, клей, ткань, нити, поролон.

1

33.

Декоративные куклы.

Кукла-образ.

Стр.

188-189,

подготовить сообщения о народных промыслах Липецкого края.

1

34.

Народные промыслы Липецкого края.

Художественные промыслы, ремёсла.

1











Список литературы (основной и дополнительной)


Основная литература

Н.А.Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс , под редакцией Б.М.Неменского, Москва «Просвещение» 2012 год.

Дополнительная литература


  • Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.

  • Поурочные планы «Изобразительное искусство» 5 класс по программе

Б.М. Неменского, автор составитель О.В.Свиридова, Волгоград «Учитель»

2005 год.

  • Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.;

  • Белгородский народный костюм И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.;

  • Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92.

  • Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285.

  • Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с.

  • Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П.

  • Наследие Белогорья. (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. - Белгород, 2006. - 172 с.;

  • Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С.

  • Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с.





Календарно-тематическое

планирование


Класс 5

Учитель Попова Рита Николаевна

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков _______, зачётов _______, тестов ________.

Планирование составлено на основе

Программы « Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством и редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2010 г.

Учебник

Н.А.Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс , под редакцией Б.М.Неменского, Москва «Просвещение» 2012 год

Дополнительная литература


  • Поурочные планы «Изобразительное искусство» 5 класс по программе

Б.М. Неменского, автор составитель О.В.Свиридова, Волгоград «Учитель»

2005 год


  • Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.


© 2010-2022