Лубок. Изо. 6 класс

Познакомить учащихся с русскими лубочными картинками как образцами народного искусства и  привить интерес к культуре и творчеству русского народа.Ведь одна из задач лубка – развеселить  русского человека.Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную любовь и признание. Цели: ·                     изучение  происхождения,  значения, особенностей и распространения  русских лубочных картино...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Лубок

Цель урока: познакомить учащихся с русскими лубочными картинками как образцами народного искусства и привить интерес к культуре и творчеству русского народа.

Задачи урока:

  • изучение происхождения, значения, особенностей и распространения русских лубочных картинок;

  • развитие навыков построения композиции;

  • закрепление навыков владения графическими материалами;

  • воспитание эмоционального отклика и гордости за достижения своего народа;

  • укрепление межпредметных связей (история, литература);

План урока:

  1. Организационная часть 1-2 мин.

  2. Беседа - 15 мин.

  3. Постановка задания - 2-3 мин.

  4. Самостоятельная работа учащихся - 23 мин.

  5. Подведение итогов урока - 1-2 мин.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности класса к уроку.

2. Вводная беседа начинается с вопроса «Какими способами сегодня можно передать информацию?». А как могли передавать информацию в древние времена?

Новый материа: Сегодня мы познакомимся с исконно русским искусством, искусством лубка.

Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную любовь и признание.

Лубком, лубочной картинкой или потешным листом, называется дешевое массовое издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом.

Художник брал хорошо отшлифованную липовую доску, наносил на неё рисунок. Далее резцом выбирал фон, оставляя выпуклыми только контуры рисунка, линии. На подготовленную доску кожаной подушкой-мацой наносили черную краску (смесь сажи, жженого сена и вареного льняного масла). Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и протягивали между двух валов печатного стана. Полученный оттиск назывался «лубочным листом».

Первое время гравюры резали только на дереве. Потом появились лубки, отпечатанные с гравюр на металлических пластинах.

Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" - изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой», гуляния на масленицу, песни, игрища.

В праздники русский человек совсем ненадолго забывал о своей тяжелой участи, освобождался от всех пут, становился беззаботным, становился самим собой.

Ведь одна из задач лубка - развеселить русского человека. Горя, плача и нытья в русском лубке никогда не было.

Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский славно жил, сладко ел.

Этот лубок был сатирой на Петра Первого ещё при его жизни - аккуратно подстриженные усы (народ не принял указ царя о бритье бороды и платил сбор), а так же пародия на длинный титул царя.

Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям.

В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как «иллюстрации русской действительности». Создавались лубки-портреты, про отдельные города, про знаменитые сражения прошлых веков, про Отечественную войну 1812 года, про то, как пошла «железка», про выбор невест …. Всего и не перечислишь. Изучая лубочные картинки историки восстанавливают картины быта, предметы обихода, одежду и многое другое. Особенно ценные сведения можно почерпнуть из лубочных листов до петровской эпохи.

Многие крестьяне имели в своей избе целую «картинную галерею». К каждому празднику вывешивалась своя лубочная картинка. И как отмечает один из бытописателей начала XX века, «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, чтобы купить несколько картин»

« Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение - вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства.

Это чувствуется во всем образном и цветовом строе рисованных настенных картинок.

Основных красок, которые создали необыкновенный, яркий и веселый мир лубка, было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая и красная. Черная цвет самой печати.

Голубые, коричневые и прочие цвета стали применятся в раскраске только в 19 веке.

Ведь малиновые, красные, желтые, зеленые - это ведущие цвета древнерусской живописи. Самые сильные и звучные краски, как сам русский человек, но так редко встречающиеся в русской природе. Долгой зимней порой, ненастной осенью, холодной весной не увидишь этого разноцветья. Только летом, да ранней осенью, совсем ненадолго, природа одевается в разноцветный наряд.

Так почему же народные картинки такие яркие и разноцветные? Да потому, что народные художники искали в природе и в жизни все самое главное, яркое, незабываемое, о чем и говорили в своих полотнах. А лубочные картинки от этого становились нужными человеку, делали его жизнь ярче, радостней, делали его духовно богаче и сильней.

Важное место в лубке занимал текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками.

Практическое задание: выполнить рисунок по мотивам лубочных картинок на тему «Пословицы, поговорки, афоризмы».

Рекомендации учащимся:

  • Выбрать сюжет для рисунка.

  • Выполнить рисунок карандашом в формате листа.

  • Используя характерные лубочные краски (малиновая, зеленая, желтая и красная) решить иллюстрацию в цвете.

4. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.

5. Подведение итогов урока.



© 2010-2022