Конспект урока по теме

Лепка - один из видов изобразительной деятельности, является продуктивным видом деятельности. Обучение лепке начинается с младшего дошкольного возраста и продолжается до подготовительной к школе группы. Виды лепки в детском саду: предметная, сюжетная, декоративная. Обучающиеся познакомятся с основными задачами по лепке, техническими способами и приемами лепки. Обратить внимание обучающихся на то, что тематика занятий по лепке перекликается с тематикой занятий по рисовани. На занятиях по лепке мо...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по дисциплине:

«Методика обучения детей изобразительной деятельности»





«Лепка в ДОУ. Ее виды»





Тема: "Лепка в детском саду"

Количество часов: 2 часа.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Задачи:

1) познакомить учащихся с новым видом изодеятельности - лепкой, ее особенностями, видами, способами.

2) показать значение лепки для развития творчества детей.

3) учить студентов устанавливать межпредметные (с педагогикой,психологией) и внутрипредметные связи (лепки с рисованием, со скульптурным жанром искусства).

4) развивать у учащихся умение конспектировать учебный материал,
вступать в диалог с педагогом (задавать вопросы, отвечать на вопросы педаго­га).

5) воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к урокам мето­дики изодеятельности.

План:

1.Лепка как прообраз скульптурного жанра изобразительного искусства.

2.Сенсорные основы лепки.

3.Оборудование и материалы для занятии лепкой.

4.Способы, приемы и виды лепки.

5.Значение лепки для развития творчества детей.

Литература;

  1. "Лепка в детском саду" Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина М, "Просвещение", 1986

  2. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию" под редакцией Т.С.Комаровой М., 1991

3)"Лепка в начальных классах" Н.М.Конышева М., "Просвещение" 1985.

Ход урока:

Организационный момент

Тема нашего урока - "Лепка в детском саду". Запишите тему в тетрадях. Запишите, пожалуйста, также и план - он написан на доске:

1. Лепка как прообраз скульптурного жанра изобразительного искусства.

2. Сенсорные основы лепки.

3. Оборудование и материалы для занятий лепкой.

4.Способы, приемы и виды лепки.

5 Значение лепки для развития творчества детей.

Рассмотрим первый вопрос нашей темы. Изобразительное искусство имеет место в жизни детей дошкольного возраста. В соответствии с возможно­стями детей - дошкольников оно представлено в упрощенном варианте.

Лепка как вид изодеятельности детей является прообразом скульптурного жанра изобразительного искусства. Какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную дея­тельность детей, в процессе которой они создают элементарную скульптуру, используя глину или пластилин.

Известно, что конечная цель любого вида изобразительного искусства - воплощение образа (в живописи, в графике, в скульптуре). Особенность скульптурного жанра, а значит и лепки как примитивной его формы, состоит в созда­нии образа с помощью объемной формы. Это и есть язык лепки (как цвет явля­ется средством выразительности в живописи, так объем - средство выразитель­ности в лепке). В результате обучения дети дошкольного возраста могут быть подведены к созданию выразительного образа.

Главная задача изобразительного искусства заключается в переводе эмоциональных ощущений, чувственных переживаний на язык изображения - язык линий и форм - иными словами, важно не то, что изображает искусство, а как это изображает. Вообще, любое искусство имеет целью отразить духовный человека.

Поэтому важной задачей при обучении детей изодеятельности, и в частности лепке, является обучение ребенка художественному мышлению. Надо учить ребенка художественно мыслить, т.к. важнейшим фактором художественного процесса является художественно - образное мышление (т.е. мышление посредством художественных образов) - запишите это. Что это такое? Это мышление, которое обрабатывает данные ощущений, отражает существенные стороны объективного мира и способно проверить истинность отражения.

Но образное мышление еще не искусство. Наша задача - подвести детей к искусству как к форме деятельности. Искусством оно становится, когда воплощается образ, материализуется. Т.е. важен и результат воплощения ребенком задуманного образа в предмет материального мира. Отсюда важно обучать ребенка способам воплощения этого образа, т.е. обучение технике (технические и навыки) - запишите это. Вам все понятно по 1-му вопросу? Тогда перейдем ко 2-му.

Зашипите: лепка как создание объемных форм имеет под собой сенсорную основу (т.е. ощущение и восприятие предметов путем перцептивных действий). Для того, чтобы слепить предмет, ребенок должен знать, какой этот предмет (как он выглядит, какого он размера, какой формы). Рассмотрим сенсорные лепки. Здесь 2 вида восприятия играют ведущую роль - запишите - зрительное и осязательное.

Иван Михайлович Сеченов (отец русской физиологии) говорил, что при восприятии предмета глазами необходимо сопровождать его «мышечным чувством». т.е. движениями рук - обследовательскими действиями (это первый и закон восприятия). Поэтому не случайно то, что дети стремятся все потрогать.

Для того, чтобы лепить, ребенок должен знать свойства предмета (объем, форму, структуру), которые легче познаются при непосредственном осязании предметов (зрительного восприятия ребенку недостаточно).

Иными словами, ребенку необходим чувственный опыт, на основе которого он будет лепить. Поэтому педагог должен организовать активное обследование ребенком предметов перед лепкой.

В этом процессе - запишите - можно выделить 4 этапа:

1 - ый этап - это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз по главным характерным линиям. Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует, предмет может стоять на столе неподвижно).


2 - ой этап - обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции), движения пальцев определяют соотношение и пространственное взаимоотношения частей.

3 - ий этап - выделение более мелких частей предмета и установление их формы, пространственного положения по отношению к основным частям.

4 - ый этап - повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем в целостный образ. Распознается структура материала (надавливанием на поверхность предмета).

При обследовании предмета перед лепкой важно направить внимание детей предмета (расчленение целого на части) и синтез (объединение свойств и качеств предмета в целостный образ). Сначала ребенок рассмотреть и обследовать предмет по частям (голова, туловище, лапы, - у медведя), а потом обобщить эти части в целостный образ. Обследовать предмет ребенок должен руками (мы об этом уже сказали).

Нужно обучать детей обследовать предмет, правильно называть действия совершаются при обследовании (погладить, надавить, прокатить, предмет круглой формы, обвести по контуру, подержать на руке, тяжелый ли он).

Запишите: обучение обследованию предметов нужно начинать уже с двух лет, т.к. именно в этом возрасте начинает закладываться сенсорный опыт ребенка. Маленьких детей двух - трех лет мы учим воспринимать предмет в целом, а также выделять некоторые свойства, самые характерные (величина, цвет, размер).

Детей четырех - пяти лет уже знакомят с сенсорными эталонами (вы говорили о них на уроках педагогики). Поэтому дети уже осознанно выделяют форму и величину предмета, они уже последовательно воспринимают предмет, могут выделить свойства (мягкость, твердость, массу, характер поверхности).

В 6 лет ребенок обследует предмет в системе, а в 7 лет лепит предмет без осязательного обследования, с опорой на зрительный анализ (т.к. уже сенсорный опыт).

Таким образом, налицо динамика развития у ребенка обследовательских, которая имеет место при правильной организации сенсорного воспитания.

Для того чтобы занятия лепкой были успешны, чтобы ребенок мог с помощью объема воплотить художественный образ, развитие умений обследовать предметы должно занимать большое место в работе воспитателя, т.к. - запишите - сенсорные основы лепки обуславливают специфику овладения ею ребенком дошкольником.

Переходим к рассмотрению 3-го пункта нашего плана. Какие материалы и оборудование используются для занятий лепкой? Запишите: самыми распространенными материалами являются пластилин и глина. Чаще дети лепят из пластилина, т.к. подготовка глины требует специальных условий, времени и усилий. В этом есть свои недостатки и преимущества. Глина как материал немного выразительнее пластилина, она более пластична, работы из глины более художественны. Также глиняные изделия после обжига можно раскрашивать (т.е. работа над созданием поделок из глины ведется в несколько этапов).

Пластилин прост в приготовлении к работе. Он разноцветный, его легко можно использовать много раз. Но зато работы из пластилина не так выразительны, т.к. пластилин менее пластичен, требует хорошего развития мелких мышц руки (иногда ребенку трудно раскатать пластилин и разделить его на части). Поэтому пластилин перед занятием желательно разогреть, чтобы он был мягче. Также цвет пластилина может отвлекать детей от главного - создания формы предмета. Поэтому методически глина считается основным материалом для работы с детьми. Как подготовить глину вы прочтете в книге "Лепка в детском саду" автор Халезова, Курочкина (кому интересно, тот прочтет сам).

Запишите: выбор материала для занятий лепкой зависит от возраста де­тей. В младших группах дети лучше работают с глиной, а в старшем возрасте, когда моторика рук и произвольное внимание хорошо развиты, можно использовать цветной пластилин. Глина со старшими детьми используется как материал для создания поделок тематики народных промыслов с дальнейшей роспи­сью (например, дымковская игрушка).

Запишите: оборудование для занятий лепкой также зависит от возраста детей. Важно правильно организовать занятие, подобрать подходящий материал и оборудование, чтобы занятие было успешным.

Дети лепят за столами или партами. В младших и средних группах перед лавкой на столы кладется клеенка (или бумага). Доску для лепки в этом возрас­те использовать нецелесообразно, т.к. после занятия дети этого возраста не в состоянии еще очистить эту доску от налипшего пластилина.

В младших группах всю подготовку к занятиям лепкой' проводит воспитатель (дети помогают). Пластилин или глина дается каждому ребенку индивидуально перед занятием или после первой части занятия (сюрпризный момент, объяснение, показ способа действия). В старших группах дети готовятся к занятиям лепкой самостоятельно: подготавливают к работе пластилин, размещают на столах доски, тряпочки для вытирания рук, воду, если предстоит работа с глиной (чтобы макать руки)

Запишите: для проработки мелких деталей (глаза, нос, пуговицы, складки одежды) используются стеки. Стеки можно давать детям со средней группы, мелкие детали приобретают для ребенка особую значимость и стека перестает быть опасным предметом в руках ребенка. В младших группах работа со стекой может проделываться воспитателем после окончания изготовления детьми поделок (он может сделать надрезы, углубления, которые еще недоступны ребенку этого возраста). Ребенок привыкает к использованию этого предмета на занятиях лепкой.

Очень важно продумать организацию места, где будут находиться детские работы (обычно это делается в раздевалке для показа родителям). Каждая работа должна быть подписана и стоять на отдельной подставке (можно использовать крути из картона или маленькие пластмассовые блюдца).

Главная цель всего этого - показать ребенку уважение к его работе, что его труд ценится, индивидуально каждого. Здесь же проявляется важность и необходимость дифференцированной индивидуальной оценки работы ребенка, т.к. каждый ребенок стремится к индивидуальной оценке. Важно сказать хоть несколько слов, но о каждой работе. Самое главное здесь - открыть коммуникативный канал - общение с ребенком по поводу его работы.

Это касается не только лепки, а вообще любого вида изобразительной деятельности ребенка. И еще - ни в коем случае дети не должны видеть, как уничтожаются их работы. Это самый верный путь к снижению мотивации изодеятельности, а мотивация деятельности очень много значит для ребенка. Это всем понятно? Хорошо.

Теперь поговорим о способах и приемах лепки.


© 2010-2022