• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка занятия

кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски», 2 класс.

Автор: Черезова Светлана алексеевна - учитель ИЗО.

Тема занятия: Рисование на тему «С чего начинается Родина» (карандаш, гуашь)

Цели:

  • ознакомления с произведениями изобразительного искусства;

  • формирование у детей представления: о родной природе, о Родине, о прекрасном, о жанре пейзаж;

  • развитие у детей умения выбирать сюжет на предложенную тему, определять формат изображения, располагать отдельные элементы так, чтобы выделить главное в сюжете;

  • воспитание любви к окружающей природе, её красоте, к труду людей.

Оборудование:

  • Изобразительный ряд: репродукции картин художника М. Приданова, слайды с фотографиями.

  • Литературный ряд: песня на стихи М.Матусовского «С чего начинается родина..», стихи нижегородских поэтов: Ю. Хромова, Р. Хасьянова, Г. Яндаева, Б. Карнилова слова краеведа - историка В.И.Антропова.




План занятия.



Этапы занятия:

Содержание этапов.

I.Организация

класса

  1. Приветствие класса.

  2. Проверка готовности к занятию.

  3. Смачивание красок.

II.Постановка

темы занятия

  1. Прослушивание песни «С чего начинается родина».

  2. Сообщение темы детьми и учителем.

III.Актуализация

знаний

  1. Постановка вводных вопросов к теме занятия.

  2. Словарная работа.

IV. Вводная

беседа

  1. Литературный ряд. Стихи нижегородских поэтов.

  2. Знакомство с именем художника М.Приданова.

  3. Анализ репродукций художника М. Приданолва.

  4. Понятие термина «пейзаж».

V.Жизненный

опыт детей

и наблюдения

  1. Представление фотографий природы края (слайды).

VI.Педагогический

рисунок.

  1. Объяснение этапов выполнения рисунка.

  2. Показ возможных образцов.

VII.Самостоятельная

работа детей

  1. Выполнение тематического рисунка детьми.

VIII.Итог занятия

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Характеристика каждой работы.

IX. Рефлексия.

  1. Обобщение материала. Вопросы.

  2. Высказывание личного отношения к занятию.


Ход занятия.

Содержание занятия.

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация класса.

  • Приветствие класса

  • Проверка готовности к занятию.

  • Смачивание красок.

Выполняют самоконтроль готовности к уроку.

Организовать своё рабочее место.

II. Постановка темы.

1.Звучит песня «С чего начинается Родина…»

(сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных

товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет. …

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

Учитель:

- тема нашего занятия сегодня звучит так же, как первая строчка из песни.

- Кто догадался, как будет звучать наша тема?

- Ребята, как вы думаете, что можно изобразить в теме о Родине?

Многое можно нарисовать. Наш край славится красотой природы, и поэтому мы будем создавать пейзаж родной природы. Сегодня наше занятия мы посвятим поиску красоты в том мире, который нас окружает в природе. Природа и красота - часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения. О красоте природы поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают поэты и художники.

Дети слушают и поют песню, т.к. ранее на уроках музыки изучали её.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Получают основу музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края, проявляют интерес к музыкальной деятельности;

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Понимание образной природы искусства;

Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.

Умение обсуждать и анализировать собственную художествен-ную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

III. Актуализация знаний.

  1. Вопросы классу:

  • Ребята, что такое Родина?

  • Что входит понятие «Родина»?

  1. Словарная работа.

У

Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.


читель: А вот как сказал о родине наш земляк - краевед, Виктор Иванович Антропов.

Малая родина - будь то деревенька, село, город или район - …это место, где всё вокруг знакомо и все знают тебя. Это тот уголок, где ты чувствуешь себя родным, куда… тянет вернуться всю жизнь.


Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли. Читают и разбирают значение слова «Родина»

Межпредметная связь с литературой краеведческой.

Умение формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

IV. Вводная беседа.

  1. Литературный ряд.

Нижегородчина моя,
Ты Горьковская, с горчиной.
Я много был в иных краях,
Но многих ты повыше чином.

Поют в саду мне соловьи.
Туманы томной влагой нежат.
И здесь все родичи мои,
И все воспоминанья свежи…
Юрий Хромов («Душевное»)

Мой Новгород Нижний, столица Приволжья,
Стоишь ты над Волгой и устьем Оки.
Мой город, тебя не любить невозможно,
Ты - моя жизнь, мои лучшие дни.
Ты словно паришь над волжским простором,
Пленяет меня твоих гор высота.
С откоса гляжу я восторженным взором
На дали речные, луга и леса.
Стены кремля повидали немало,
Здесь веет дыханьем седой старины…
Рашид Хасьянов («Мой Нижний Новгород»)

Купеческий город старинный,
Родная моя колыбель,
В нем воздух витает былинный
И рек голубая купель.

Кудрявая россыпь рябины
Волнующих склонов панно,
Развилкой речные долины
Его украшают давно.

Текут величавые воды
По руслу глубокого дна,
Идут по реке теплоходы,
И плещет о берег волна…
Яндаева Г. Н. («Купеческий город старинный»)

Усталость тихая, вечерняя
Зовет из гула голосов
В Нижегородскую губернию
И в синь семеновских лесов.

Сосновый шум и смех осиновый
Опять кулигами пройдет.
Я вечера припомню синие
И дымом пахнущий омет.

Березы нежной тело белое
В руках увижу ложкаря,
И вновь, непочатая, целая,
Заколыхается заря.

Ты не уйдешь, моя сосновая,
Моя любимая страна!
Когда-нибудь, но буду снова я
Бросать на землю семена.

Когда хозяйки хлопнут ставнями,
И отдых - скрюченным рукам,
Я расскажу про город каменный
Седым, угрюмым старикам.

П


ознаю вновь любовь вечернюю,
Уйдя из гула голосов
В Нижегородскую губернию,
В разбег семеновских лесов.
Борис Корнилов («Усталость тихая, вечерняя»)

2.Знакомство с именем нижегородского художника Максима Приданова

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

Рассказ учителя:

Приданов Максим Юрьевич родился в 1965 году в г. Горьком. Окончил Горьковское художественное училище (1984) и Московский государственный гуманитарно-художественный университет им. М.А. Шолохова (2010). Член Союза художников России и Международной Федерации художников. Участник и организатор многочисленных выставочных проектов в различных городах России, Европы, Азии и Америки. Живет и работает в Нижнем Новгороде и Москве.Последние два года выдались в жизни Максима Приданова особенно активными и плодотворными. География его творческих поездок простирается от берегов Соединенных Штатов Америки до Индии и Непала. Как обычно, большое место в этих путешествиях занимает родной край. Итоги поездок художника, как правило, выливаются в большие и малые, персональные и коллективные выставочные проекты, где автор делится со зрителем своими впечатлениями и размышлениями. Настоящая выставка художника включает работы из циклов «Пейзажи и храмы Нижегородчины» и «Посвящение России», созданных по благословению Нижегородской Епархии, а также произведения из серии «Золотое равновесие», написанной в поездках в Индию и Непал. Часть работ автора условно можно объединить в большой цикл «Картина мира» - впечатления и ассоциации художника от путешествий по городам Европы и США.Любимый жанр Максима Приданова - пейзаж. В нем он создает яркий образ природы. Контрастные цветовые пятна, обобщеннаяформа, рельефность фактуры, мажорное настроение - отличительные черты живописной манеры художника. Дробный ритм лоскутной мозаики желтого, синего, зеленого рождает сочную, яркую живопись, показывая жизнь, страсть и красоту.

Анализ работ нижегородского художника М. Приданова:

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

ГМетодическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)лавная тема всего творчества Максима Приданова - тема Нижегородского края. Ей он посвятил огромное количество произведений. Это образы близкой нашему сердцу родной природы, городов, сёл и деревень.

В работах, посвященных земле нижегородской, не только восхищение художника красотой природы, но и чувства о самом дорогом и близком, философские раздумья о земле и небе, исторической памяти и памяти сердца.

Смотришь на эту природу, изображённую на картинах художника, и кажется, что это место здесь, совсем рядом! Оно недалеко от моего дома, за околицей села, там, куда ходили за грибами, где были на сенокосе, где ловили рыбу, проезжали на машине. Кажется, что являешься частью этой картины, начинаешь ощущать лёгкое дуновение ветра, который ласкает лицо и шевелит волосы. Чувствуешь аромат луговых цветов, запах приближающейся влаги дождя или знойной пыли у дорог. На картинах видны необъятные дали. Кажется, она бесконечна. Одновременно манит и пугает. Манит своей величественной красотой, а пугает тем, что её невозможно пройти, догнать и достать. Эта даль, кажется, делит мир пополам. Половина недосягаемого неба и половина - величественной и гордой, нетронутой и убегающей природы.


  1. Понятие термина «пейзаж».

Итак, ребята, сейчас мы знаем, что Максим Приданов известен работами в жанре пейзажа. А что же такое пейзаж?

Сейчас мы узнаем об этом из текста.

Текст:

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

(из учебника «Изобразительное искусство» В.С.Кузина.)

Пейзаж - это изображение природы.

Пейзажная живопись не только способна дать зрителю представление о тех местах, где он не был, или освежить его воспоминания о краях, которые ему удалось увидеть.

Пейзаж обладает богатейшими возможностями для передачи человеческих чувств и мыслей.

Виды пейзажа:

- городской

- сельский

- парковый

- морской

- эпический

- лирический

- драматический

- индустриальный

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

М. Приданов

Слушают, выделяют важные качества характера поэта. Знакомятся с обзором опубликован-ных книг со стихами нижегородских поэтов.

Формируется чувство гордости за культуру и искусство Родины, своих земляков.




Выразительное чтение стихов, приготовлен-ных ранее,

до занятия.









Знакомятся с биографией и творчеством пейзажиста Максима Приданова.

Испытывают чувство гордости за человека родом из Нижегородского края.








Знакомятся с пейзажами Максима Придонова,












Учатся пользоваться учебной и энциклопедической литературой.

Видят проявления художественной культуры вокруг себя:

в доме, на улице.










Межпредметная связь с литературой краеведческой. Получение новой информации о поэтах-земляках.

Привитие чувства гордости за своих земляков, любви к литературе (поэзии) родного края.

Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Сформирован-ность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятель-ной практической творческой деятельности.

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы и культур.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и выразительного чтения произведений художествен-ной литературы;


Сформирован-ность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдатель-ности и фантазии;

Формирование любви к искусству, знакомство с новым именем художника.

Развитие внимания и наблюдательности, умение видеть красоту в окружающей обычной жизни, вокруг себя.






Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Расширение кругозора, обогащение словарного запаса, получение элементарных понятий жанров живописи (пейзаж).

Формирование любви к искусству, знакомство с новым именем художника.

Развитие внимания и наблюдательности, умение видеть красоту в окружающей обычной жизни, вокруг себя.

Поиск информации в книгах.

Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, (разнообразие, красоту) окружающего мира.

V.Опора на жизненный опыт детей и наблюдения

Представление фотографий природы родного села Петропавловского (слайды).

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)


Рассматривают изображенные моменты, узнают родные сельские виды природы. Ассоциациируют понятие «родина» с природой родного села.

Развитие внимания и наблюдательности, умение видеть красоту в окружающей обычной жизни, вокруг себя.

Формирование чувства бережного отношения к природе.

VI. Педагогический рисунок.


  1. Объяснение этапов выполнения рисунка.

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)



  1. Показ возможных образцов.

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)

Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)Методическая разработка занятия кружка по изобразительному искусству «Кисти и краски» (2 класс)


Учитель: После того, как вы придумаете сюжет своей работы, как лучше расположить лист для вашей композиции.

Особое внимание уделите выбору сюжета, вспомните всё то, о чём мы говорили. Сегодня сюжетами для рисования могут стать изображения из памяти. Вы можете нарисовать безбрежные поля, широкие реки, темно-синий лес. Важно, чтобы вы изобразили то, что является для вас самым дорогим, понятным и близким.

В зависимости от выбранного вами сюжета, определите формат изображения и продумайте, как расположить отдельные элементы на листе так, чтобы выделить главное в сюжете.

Я, например, решила изобразить молодое деревце, и мне лучше расположить лист по вертикали.

Рисуют по памяти и представле-нию, опираясь на вой жизненный опыт и наблюдения. Учатся изображать предметы различной формы и расположить их композиционно.

Развитие творческого воображения, формирования умения видеть прекрасное вокруг себя, красивое в простых и знакомых вещах.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета и перспективы пространства; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных средств.

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии различных видах художествен-ной деятельности: рисунке, живописи.

VII.Самостоятельная работа детей.

Задание:

  • Выполните тематический рисунок

«С чего начинается родина», используя изобразительные свойства акварели или гуаши,

их художественные возможности.

  • Передайте в работах свои впечатления от тех объектах, (предметах), которые вы изображаете.

  • Цветовая гамма рисунка должна создавать определённое настроение.

Придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет, любит. Используют основные и смешанные цвета.

Закрепление знаний правила смешивания цветов;

умения пользоваться кистью, красками, палитрой;

соотносить свою работу с общим замыслом.

VIII.Итог занятия.

Идёт «выставка» работ.

Вывешивают свои работы на доску, при помощи магнитов.

Умение сотрудничать с товарищами, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

IX. Рефлексия занятия.

Вопросы к классу:

  • С какими жанром мы сегодня познакомились?

  • Стихи какого писателя сегодня прозвучали на занятии? О чём он были?

  • Названия каких картин запомнили? Кто их написал?

  • Кто доволен своей работой?

Формулируют ответы, выделяют основное из полученной информации.

умение обсуждать и анализировать собственную художествен-ную деятельность с позиций творческих задач данной темы.

Приложение к конспекту занятия:

  1. Образцы педагогических рисунков.

  2. Репродукции картин М. Приданова.

  3. Образцы фотографий видов природы села

  4. Презентация (слайды).





© 2010-2022