Внеклассное занятие Умелые руки не знают скуки

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Районная детская школа искусств»











Умелые руки не знают скуки



ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Внеклассное занятие Умелые руки не знают скуки





Автор: Сергеева Любовь Петровна

Преподаватель художественного отделения



















2015 год









ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки»

Тип занятия: контроль знаний и умений

Форма занятия: праздник, конкурс, ярмарка.

Характеристика группы: Разновозрастная группа от 9 до 13 лет, количество обучающихся - 15 человек, стаж занятий в данной группе - второй год. Обучающиеся уже овладели некоторыми основами декоративно-прикладного творчества: аппликация из бумаги, на ткани, роспись по городецким и хохломским мотивам, лепка на сюжетные темы, лепка и роспись дымковской игрушки, роспись гжельской керамики, вышивка лентами и др. Ребята умеют выполнять подготовительные эскизы будущих работ и претворять их в материале. Дети, посещающие объединение участвуют в школьных тематических выставках, конкурсах разного уровня, доброжелательно относятся друг к другу, оказывают помощь при выполнении задания. Данное итоговое занятие можно провести в конце второго года обучения.

Продолжительность: 90 минут

Цель занятия: Проверить знания и умения обучающихся по основам декоративно-прикладного искусства, полученные за два года обучения.

Задачи:

1.Выявить умения детей отличать особенности росписи, проверить знания о народных промыслах (викторина).

2.Дальнейшее формирование умений, навыков коллективной работы при выполнении задания, анализировать и представлять свою работу на конкурс, выставку, отстаивать своё мнение.

3.Воспитание любви и интереса к народному искусству, уважения к труду.

Подготовительная работа: Дети предварительно делятся на три команды (по желанию или по рекомендации учителя), готовят стихи, частушки, рассказы о своём промысле. Выбирается главный мастер или мастерица в команде, название, девиз. Просмотр презентации «Искусство моего народа»

На праздник приглашаются гости: родители, педагоги, школьный ансамбль «Заплатки», вокальная фольклорная группа «Ивушки».. Сельского Дома Культуры.



















Этапы

Педагогические задачи

Содержание

Время, дозировка

Примечание

Сопроводительный текст

1

2

3

4

5

6

Организационный этап

Сообщение темы и цели занятия

Приветствие педагогом обучающихся. Сообщение темы и цели урока.

3 мин

Проводит педагог Сергеева Л.П.

Хозяйка приглашает гостей занять мастерские по вкусу, затем помочь ей приготовить изделия для ярмарки: «Как на Руси водится - вместе дело спорится, а врозь хоть брось!»

Подготовительный этап

1.Проверка знаний о народных промыслах России

1.Викторина.

Каждая команда получает карточку с вопросами викторины, старается ответить на все вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл

7 мин.

Проводит педагог Сергеева Л.П.

Хозяйка: Перед тем, как начать работу, хочу проверить, хорошо ли вы знаете народные промыслы

Викторина:

1.Выберите из предложенных изделий те, которые выполнены хохломской, городецкой, гжельской росписями.

2.Элементы какой росписи изображены в данной таблице (можно предложить каждой команде своё задание - хохлома, гжель, дымка, городец).

3.Как называются цветы в Городецкой росписи? (розан, купавка)

4.Назовите самый любимый старинный орнамент хохломской росписи (травка).

5.Назовите три основных цвета хохломской росписи (красный, жёлтый, чёрный).

6.Назовите народный промысел, где роспись синим по белому.

7.Самая нарядная глиняная барыня (дымковская).

8.Какие узоры украшают дымковскую игрушку? (круги, точки, линии, клетки)





Подготовительный этап

2.Проверка знаний и умений вышивки различными швами



3. Воспитание любви и интереса к народному искусству, уважения к труду.

2.Конкурс мастериц-вышивальщиц (по одной участнице).

3.Проверка готовности мастерских к работе.

15 мин.

Проводит учитель технологии Семёнова Л.Ф.

Во время конкурса остальные участники играют в игры, водят хороводы, поют народные песни вместе с гостями праздника.


Проводит педагог Сергеева Л.П.

Задание:1.Заправить ткань в пяльцы.

2.Вдёрнуть нужной длины нитку в иглу.

3.Вышить стебель и цветок стебельчатым и петельным швами.

Кто выполнит задание быстрее, красивее и аккуратнее, тот и побеждает (максимальный балл - 5)

1.Мастерская «Хохлома»

Как волшебница жар-птица не выходит из ума, чародейка-чаровница, Золотая Хохлома.

Дети исполняют частушки.

Баба деда до обеда заставляла рисовать.

Мол, в красивую посуду щи приятней наливать.

Хохлома ты, Хохлома, разукрашу все дома,

А потом всю улицу, петуха и курицу!

Хозяйка: Молодцы, хохломские мастера! Пойду дальше!

2.Мастерская «Городец»

Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит, вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

Хозяйка: Да, чудеса! Пойду смотреть дальше.

3.Мастерская «Гжель»

Синяя сказка - глазам загляденье, словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье - русская звонкая Гжель!

Хозяйка: Славятся свое работой гжельские мастера. Глаз не оторвать!

Основной этап.

Практическая работа.

Формирование умений, навыков коллективной работы при выполнении задания, умения анализировать и представлять свою работу на конкурс, выставку, отстаивать своё мнение.

Работа в мастерских.

25 мин

Проводит учитель технологии Семёнова Л.Ф.

и педагог Сергеева Л.П.

Звучат русские народные мелодии.

1.Задание: Подготовить «изделия» к ярмарке. Используя заготовки из плотной бумаги (картона), выполнить росписи изделий по мотивам своих народных промыслов. Затем представить свой товар на ярмарке.

Основной этап.

Ярмарка



Формирование умений, навыков коллективной работы при выполнении задания, умения анализировать и представлять свою работу на конкурс, выставку, отстаивать своё мнение.

1.Русская народная песня «Коробейники» в исполнении фольклорной группы «Ивушки» местного Дома Культуры.

2.Конкурс ложкарей.

3.«Распродажа» изделий, сделанных

в мастерских.

Ярмарка.







Мастерская «Золотая Хохлома»






3 мин.








3 мин.







20 мин.

Проводит учитель музыки Плотникова Т.В.



Проводит педагог Сергеева Л.П.

учитель музыки Плотникова Т.В.

Во время ярмарки звучит русская народная мелодия







Каждая мастерская рассказывает о своём промысле, рекламирует - «продаёт» - свой товар

Хозяйка: Вдоль ярмарки в конец шёл удалый молодец,

Не товар продавать, себя людям показать!

Звучит русская народная песня «Коробейники» в исполнении ансамбля «Ивушки» местного Дома Культуры.

2.Конкурс ложкарей.

Выходит коробейник, раздаёт ложки желающим поиграть (по одному человеку от команды).

Ложки, ложки, расписные ложки, кто хочет поиграть немножко!

3.«Распродажа» изделий, сделанных в мастерских Ярмарка.

Мастеровые приглашают народ на ярмарку.

1.Подходите, подходите, на товары поглядите! Привезли издалека мы не ситцы, не шелка!

И не кольца, и не брошки, а весёлые матрёшки!

2.На мой товар полюбуйтесь, только не трогайте!

Дощечки точёные, узоры кручёные!

3.Налетайте, налетайте, покупайте, покупайте!

Нет изделий краше, чем на ярмарке нашей!

Коробейник: Собирайся, народ мастер торговать идёт!

Хозяйка: Что нам расскажут о золотой Хохломе умелые мастера? Откуда родом Хохлома? В чём секрет хохломской росписи?

Золотая Хохлома и богата, и красива.

Хохломская роспись по дереву один из самых знаменитых русских художественных промыслов, и расположен в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. Их отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Гостю рады от души кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нет: гроздья огненных рябин,

маки солнечного света и ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память, зорь червонные лучи

и узорчатый орнамент древнесуздальской парчи!

Хозяйка: Замечательные изделия у хохломских мастеров! И стихи они знают о Хохломе прекрасные.
О чём нам поведают гжельские мастера? Какова их история, что интересного они могут нам рассказать о гжельской керамике?

Основной этап.

Ярмарка

Формирование умений, навыков коллективной работы при выполнении задания, умения анализировать и представлять свою работу на конкурс, выставку, отстаивать своё мнение.

Мастерская «Гжель»




Мастерская «Городецкая роспись»









































4 мин.

Каждая мастерская рассказывает о своём промысле, рекламирует - «продаёт» - свой товар





Наибольшее количество баллов - 10




Гжель!

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень.

Гжельская волость славилась поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.

На гжельской посуде можно увидеть пионы, волшебные цветы, пейзажи, тематические картины

Взял я в руки кисть и краски,

Стал художником из сказки.

Называли раньше - жгель,

А теперь зовётся Гжель!

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Хозяйка: Красивая сказка у гжельских мастеров! А чем порадуют нас Городецкие мастера? Откуда их промысел пришёл да чем славится на Руси и в мире?

Городецкая роспись - этот народный художественный промысел сложился в середине XIX века в старинном волжском городе Городце.

Городецкий конь бежит, вся земля вокруг дрожит!

По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

Танец в исполнении школьного ансамбля «Заплатки»

Итоговый этап

Анализ и оценка занятия.

Подведение итогов.

Анализ полученных результатов. Обмен впечатлениями всех участников праздника.

Подведение итогов членами жюри.

10 мин.

Все баллы заносятся в протокол. Объявляется результат каждого этапа, подводится итог по номинациям.

Хозяйка: Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!

Жюри подводит итоги ярмарки, награждает всех участников по номинациям:

-Знатоки народного искусства.

-Самые умелые.

-За сказочные сюжеты.

-Лучшей мастерице-вышивальщице.

-Лучшему мастеру.

Хозяйка прощается с гостями, мастерами, благодарит всех за участие.







Список рекомендуемой литературы:

Для педагога:

Альбомы «Народные промыслы». АСТ. Астрель Москва. 2008-09 г.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. Н.А.Гореева, О.В.Островская. - М.: Просвещение, 2006г.

Журналы «Лена» - № 5,9, 10/2006г., № 7,11/2007г., № 2,5,9,10,11/2008г., № 6,7,8,9,10/2009г.

Занятия в системе дополнительного образования. В.Н.Иванченко. Учебно-методическое пособие. Изд. «Учитель». 2007 год.

Приглашение к творчеству. Н.Дубовская. С.-П. «Детство-Пресс». 2002г.

Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1-8 классы. - М.:Просвещение, 1994г., «Основы народного и декоративно-прикладного искусства», М. Дрофа, 2001 г., Образовательная программа Центра народной культуры «Деревянная игрушка как феномен национальной культуры». Изд. «Учитель». 2007 год.

Работа с бумагой. И.Кибитина. Тв. Центр СФЕРА. М. 1999г.

Расписываем керамику. Д.Фишер. М.АСТ.Астрель, 2005г.

Для обучающихся:

Подарки своими руками: солёное тесто, бисер, камешки, папье-маше. М.Ляукина. М.Дрофа-Плюс, 2007г.

Солёное тесто. И.Хананова. М. АСТ-Пресс, 2006г.

Фантазии из солёного теста. Л.Пацци. М.Мой мир,2007г.

Украшаем подарок для любого праздника. М.Мой мир, 2006г.

На подготовительном этапе к занятию использовалась презентация «Искусство моего народа»













© 2010-2022