• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • ПРОЕКТ Древние корни народного искусства система планирования уроков на примере 5 класса

ПРОЕКТ Древние корни народного искусства система планирования уроков на примере 5 класса

Путем самостоятельного исследования узнать устройство внешнего и внутреннего пространства крестьянского дома, предметов народного быта и одежды русского народа, народных праздничных обрядов. Путем самостоятельного исследования узнать устройство внешнего и внутреннего пространства крестьянского дома, предметов народного быта и одежды русского народа, народные праздничные обряды.Формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами. Научить применять новы...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П Р О Е К Т

Система планирования уроков на примере 5 класса по теме :

«Древние корни народного искусства «

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ГРУППЕ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС : В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?

ВОПРОС (проблема )- Какие тайны скрывают изделия наших предков?

- Что роднит различные произведения крестьянского искусства ?

- Почему народ должен помнить свои корни?

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГИПОТЕЗА : Путем самостоятельного исследования узнать устройство внешнего и внутреннего пространства

крестьянского дома , предметов народного быта и одежды русского народа ,народных праздничных обрядах.

ЦЕЛЬ :(какой результат мы предполагаем получить , каким видится этот результат еще до его получения в общих чертах): путем самостоятельного исследования узнать устройство внешнего и внутреннего пространства крестьянского дома, предметов народного быта и одежды русского народа, народные праздничные обряды.

ЗАДАЧИ ( что нам нужно сделать, чтобы цель была достигнута) :

  • Формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами. Научить применять новые компьютерные технологии.

  • Формировать понятие : духовное и материальное.

  • Развивать творческую и познавательную активность , воспитывать любовь к своей Родине и народной культуре.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ :

  • О роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира.

  • О выразительных возможностях художественных материалов : гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования.

  • О первичных навыках художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства.

ЧТО НУЖНО НАЙТИ:

  • Что в древности обозначало слово «изба»?

  • Что объединяло все русские избы?

  • Каков интерьер крестьянского дома?

  • Чем интересны конструкция и декор предметов народного быта?

  • Из каких элементов состоит народный костюм?

  • Символическое значение обрядового действа на примере одного из календарных праздников.

  • Целевые образовательные стандарты

  • Список стандартов:

  • •Развитие художественно-творческих способностей уч-ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • •воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • •освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

  • •овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоут-верждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

по окончании проекта уч-ся должны знать/понимать:

•основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

•основы изобразительной грамоты;

•что такое дерево жизни, символы, изба, декор, народный быт, символика вышивки, орнамент, интерьер, народный костюм, народные праздники.

уметь:

•применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;

•определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

•ориентироваться в основных явлениях русского искусства, узнавать изученные произведения;

•объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

•при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;

•художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

•средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Дидактические цели

1. Дать учащимся первоначальные сведения о декоративно-прикладном искусстве в жизни человека.

2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания.

4. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

6. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

7. Развивать умение работать в коллективе.

Приблизительная продолжительность проекта

8 часов

Создание рабочих групп:

1. "Русская изба и её интерьер"

2. "Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы.".

3. "Конструкция и декор предметов народного быта."

4. "Народная праздничная одежда"

5. "Праздничные народные гулянья»



График оценивания

В начале работы

Формирующее оценивание:

1.Обсуждение вопросов по созданию проекта, разделение на группы

2.Совместное создание буклета для родителей



В течение проекта

1.Оценочные листы (презентации, рисунки)

2.Обсуждение промежуточных результатов деятельности.



В конце проекта

1.Критерии оценивания проекта

2.Итоговая конференция

3.Рефлексия

Необходимые начальные знания, умения, навыки

•Навыки работы с ПК

•Навык работы в программах Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Word.

•Навыки работы при ручном шитье, аппликации, рисовании карандашом, красками.

Технологии - цифровые устройства

•Компьютеры

•Цифровая камера

•DVD

•Интернет

•Принтер

•Проектор

•Сканер

Программное обеспечение

•База данных, электронные таблицы

•Электронные энциклопедии

•Обработка изображений

•Веб-браузер

•Мультимедиа

•Программа редактирования веб-страниц

•Текстовый редактор

Печатные материалы

•Учебник "Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека:учебник для 5 класса общеобразоват. учреждения/ Н.А.Горяева, О.В.Островская, под редакцией Б.М.Неменского., М.: Просвещение, 2008.

•"Педагогический опыт народных традиций"/ под редакцией Н.С.Маляковой. - Псков: ПОИКПРО, 2003.

•"Изобразительное искусство, 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова. - Волгоград, 2007.

•"Народная Русь" А.Коринфский, по изданию "Народная Русь" 1901 года,/ "Белый город", 2008

•"Матушка", журнал по русской истории, №1-3, 2008; №1, 2009/ Изд-во "Печатные традиции"

•"Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е издание, переработанное и дополненное - СПб.: Детство-Пресс, 2006

•"Предания русского народа"/ Автор-сост. И.Н.Кузнецов. - М.:Вече, 2008

•"Символы славянского язычества"/Н.Н.Велецкая. - М.: Вече, 2009

•«Секреты русского застолья». - М.: Белый город, 2006.

•«Золотая книга Русской культуры», Соловьёв В.М.- М.:Белый город, 2007.

Дополнительные ресурсы

•СD-R диск «Коллекция 80000 анимаций»

Интернет-ресурсы

•bloghouse.ru/2008/09/29/kak-stroilas-russkaya-izba/

•izby.org/

•artandphoto.ru/pic.php?razd=art2&id=2913&artist=154

•ruplace.ru/index.php?option=com_ponygallery&func=detail&id=2

•ruplace.ru/fotogalereya/starinnye-fotokartochki-i-otkrytki/tipy-malorossii.html#ponyimg

•ruplace.ru/fotogalereya/starinnye-fotokartochki-i-otkrytki/buki.html#ponyimg

•domrezba.narod.ru/les01.html

•velesova-sloboda.org/heath/russianhouse.html

•festival.1september.ru/articles/532925/

•shushara.ru/windows/item.php?ID=21

•opochka.ru/culture/muzey

•народная праздничная одежда.rar - RAR archive, unpacked size 1 205 760 bytes







№№

Тема урока

Тип урока

Цели, задачи

Содержание

Формы организации

Деятельность

учителя

Формы организации

Деятельность

учащихся

Планируемый результат

Поисковое

задание

1.

Древние образы в народном искусстве

Изучение нового материа-ла

Цели-Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение миропоэтических представлений человека о мире, как память народа.

Задачи- формирование художественного вкуса, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного , отношения к культурному наследию наших предков.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо-жизни - как выражение миропоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно- символический характер.

1.Беседа о древних орнаментах с использованием игровой ситуации (открыть тайну рисунков на «старинной вазе».

2.Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовое значение. Презентация.

3.Постановка художественной задачи. Выполнить рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву (мать-земля, древо жизни, птица света и т. Д.) превратить реальный

образ в символический знак.

4.Подведение итогов и обсуждение работ.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков - символов традицион-ного крестьянс- кого уклада жизни, отмечать их лаконично

выразитель-ную красоту

Сравнивать, сопоставлять, анализиро-вать декоратив-ные решения традицион-ных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообра-зие варьиро-вания трактовок. Создавать выразитель-ные декоративно- образные изображения на основе традицион- ных образов. Осваивать навыки деко- ративного обобщения в процессе практичес-кой творческой работы.

Опреде-лять при-надлеж-ность на основе выделе-ния сущест-венных призна-ков. Вы-бирать действие в соот-ветствии с постав-ленной задачей.

Доброже-латель-ность, эмоцио-нально-нравст-венная отзыв-чивость.

Подоб-рать в книгах, журна-лах, Ин-тернете вместе со взрос-лыми изобра-жения древних образов в рос-писи, резьбе по дереву, вышив-ке, на- родной игрушке.

2.

Убранство

русской

избы

Изучение нового материа-ла

Цель-ознаком-ление учащихся с понятием избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора.

Задачи - воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, умение передавать единство формы и декора избы.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы ( небо, земля, подземно-водный мир. Знакомство с украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

1.Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.

2.Презентация.

3.Формирование

у учащихся целостных представлений об избе как микрокосме.

4.Постановка художественной задачи. Выполнить графический рисунок фрагмент украшения деревянного дома.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Развивать символическое , значение, содержатель-ный смысл знаков- образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризо-вать отдельные детали декоративного убранства избы. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Рассуждать о харак-терных признаках народного жилища. Задавать вопросы, формули-ровать свои затруд-нения. Выбирать действия в соот-ветствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализа-ции.

Ценностное отношение к культуре своего края.

Найти изоб-раже-ния кре-стьянс-ких жи-лищ разных народов. Что между ними общего и в чем разни-ца.

3

Внутренний мир русской избы

Изучение нового материа-ла

Цель- знакомство учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой, предметами быта и труда.

Задачи- умение передавать единство пользы и красоты в предметах народного быта.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок- небо, пол- земля, подпол-подземный мир, окно- очи, свет и т.д.) Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома.Единство пользы и красоты.

1.Беседа об интерьере русской избы.

Презентация.

2.Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство.

3.Постановка художественной задачи. Изобразить внутреннее пространство избы. Вначале наметь границы стен, потолка, пола и начинать живописный подмалевок. Живой , прозрачный мазок «бревнышко» поможет передать кладку бревенчатого сруба.

4.Подведение итогов и защита

работ «Кто в избушке живет?»

Сравнивать и называть конструктив-ные, декора- тивные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.Срав-нивать, со-поставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Узнавать и называть объекты внутрен-него пространст-ва крестьянско-го дома. Оказывать взаимопо-мощь в сотрудни-честве . Преобра-зовать познава-тельную задачу в практичес-кую.

Самооценка на основе, критериев успешной деятель-ности.

Найти и рас-смот-реть интерь-еры кресть-янских домов у других народов.

Матери-ал об орна-менталь-ных симво-лах. Поста-райся увидеть,

чем они

отлича-

ются друг от друга.

4

Конструк-ция и декор предметов народно-го быта

Изучение нового материала

Цели- знакомство учащихся с природой первоосновной конструкции, формы и декора предметов быта ( на примере изделий народных мастеров).

Задачи- закрепление ранее полученных знаний о смысле древних образов в изображениях, умений по построению орнаменталь-ной композиции и ее использование в украшении предметов быта. Овладение определен-ными навыками изобразитель-ной деятельности и закрепление ранее полученных умений. Формирование художественно-го вкуса и пробуждение художественно- творческой активности учащихся. Воспитание чувства гордости, уважения и восхищения «великим бытовым искусством», обогащавшим жизненный уклад русского крестьянина.

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда- область конструктив-ной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символичес-кого значения декоравных элементов.

1.Знакомтсво с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.

Презентация.

2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

3.Дает определение понятию "прялка", ее основным элементам.

4.Знакомит с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

5.Постановка художественной задачи. Расписать по своему эскизу прялку и подарить маме.

6.Подведение итогов.

Сравнивать, находить общее и особенно в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты , свойственные народным мастерам - умельцам. Изображать выразитель-ную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Использо-вать общие приемы задач. Формиро-вать собствен-ную позицию. Применять установ-ленные правила и задачи. Ценност-ное отношение к природно-му миру.

Худо-жест-венные музеи и выста-вочные залы с пред-метами кресть-янского быта. Почему предме-ты

кресть-янского быта яв-ляются украше-нием худо-жест-венных музеев и выста-вочных залов?

5

Русская народная вышивка

Изучение нового материала

Цель-формировать у учащихся представление об особенностях образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразии трактовок традиционных образов.

Задачи- дать представление о роли вышивки вообще и вышивки на полотенцах в частности в народной культуре. Познакомить учащихся с мотивами, композициями, цветом и символикой в вышивке. Развивать умение анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки. Развивать эстетические чувства на примерах красоты старинных и современных вышивок. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Крестьянская вышивка - хранительни-ца древнейших образов и мотивов, их устойчивос-ти и вариа-тивности. Условность языка орнамента, его символичес-кое значение. Особенности орнаменталь-ных построений в вышивках на полотенце.

1.Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

2.Знакомство с орнаментами народных вышивок, природный характер,их необыкновнно артистическую геометрическую трактовку, а также на цветовой силуэтный узор нитяного рисунка на доминанту в узорах вышивки красного , дополненного другими цветами.

Презентация.

3.Обращает внимание на то , как можно украсить поверхность традиционного образа мелкими геометрическими узорами , проявляя фантазию и выдумку.

4.Постановка художественной задачи. Выполнить эскиз узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

5.Подведение итогов .Выставка работ.

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать самостоятель-ные варианты орнаменталь-ного построения вышивки с опорой на народную традицию. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художествен-ную деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Выделять и обоб-щенно фиксиро-вать группы сущест-венных признаков объектов.

Задавать вопросы, обращать-ся за помощью к одно-классни-кам и учителю.

Составлять план последо-вательности действий.

Можно ли одина-ково укра-сить свадеб-ное и повсед-невное поло-тенце?

6-7

Народ-ный праздничный

костюм

Изучение нового материала

Цели- познако-мить обучающихся с особенностями

русского народ-ного костюма, его художест-венной цен- ностью.

Задачи- воспитание уважения к русской культуре,форми-рование интереса к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству. Формирование знаний об условно- символическом языке народного искусства.фор-мирование знаний и представлений об основных элементах русского костюма, его художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Народный праздничный костюм- целостный художествен-ный образ. Северорус-ский и южно-русский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостного мира, нерасторжи-мой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Крестьянский костюм- не просто одежда в привычном понимании, а образная модель мира, мироздания.

1. Знакомит обучающихся с народным праздничным костюмом различных губер-ний России. Презентация.

2. Защитно- охранительное значение орнамента.

3.Разнообразие форм декора головных уборов.

4.Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве.

5.Постановка художественной задачи : выбор композиции и техники.

6. Исполнение небольшого эскиза, в котором обучаю-щиеся определяют колорит и основной характер костюма.

7.Начало работы над окончательным вариантом.

8.Завершение работы над эскизом.

9. Выставка и обсуждение работ.

Понимать и анализирует образный строй народного костюма. Осознавать значение праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Использовать полученную информацию на уроке.

Самостоятель-но выполняет творческое задание.

Развитие внимания, воображе-ния, памяти обучаю-щихся. Осознание ими содержа-ния урока,

последова-тельности

действий.

Формиро-вание рефлексив-ной, адекватной самооцен-ки. Формирование осоз-нанного уважитель-ного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

Найти вместе с роди-телями мате-риал о русских народ-ных празд-никах и обря-дах.

8.

Народные празднич-ные обря-ды

Обобще-ние темы

Цели -позна-комить обучаю-щихся с главными русскими народными праздниками, их символисти-ческим значением и местом в жизни предков.

Задачи- значение обычаев, праздников, история их возникновения. Умение находить и использовать требуемую на урок информацию, умение работать в коллективе. Развитие творческой фантазии, аккуратности, внимания. Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру , любви к Родине и ее истории.

Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождает-ся просмотром презентации. Поисковые группы представляют собранный иллюстратив-ный материал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

1.Беседа о русских народных праздника и обрядах, их истории исимволическом значении. Презентация.

2.Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений.

3.Просмотр и выставка готовых работ, выполненных на протяжении четверти, обсуждение и оценка.

Понимать основные виды и жанры изобрази- тельных (пластических) искусств.

Знать основы изобразитель-ной грамоты.

Понимать что такое дерево жизни, символы, изба декор, народный быт, символика, вышивка, орнамент, интерьер, народный костюм, народные праздники.

Формирова-ние целостного мировоз- зрения , соответст-вующего современ- ному уровню развития общества, учитываю-щее культурное наследие русского народа.


Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

ПРОЕКТ Древние корни народного искусства система планирования уроков на примере 5 класса.



© 2010-2022