Статья на тему Осетинские орнаменты

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осетинский орнамент является одним из богатейших разделов народного искусства. Самобытное, национальное по форме, осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда, строительных сооружений, надгробных плит. И теперь ещё можно встретить в Осетии старух-рукодельниц, сохранивших образы и традиции древних осетинских вышивок, которыми украшались платья, черкески, бешметы, головные уборы, башлыки, обувь, предметы быта и убранство коня.

Резьба по дереву главным образом встречается в нагорной Осетии на предметах домашнего обихода: креслах, кроватях, чашах и т. п., а в более зажиточных домах - на опорных столбах, воротных арках, дверях, оконных наличниках.

Резьба по камню представлена надгробными плитами (цырт), на которых даётся исключительно богатые орнаментальные мотивы и изображения ряда вещей, носимых умершим при жизни и необходимых ему для продолжения жизни в потустороннем мире.

Осетинская художественная культура узами этнического родства связана с культурой древних кобанцев, скифов, сарматов, алан-оссов-ясов, она находится в преемственной связи с ними. Это подтверждается материалами археологических раскопок, этнографии, фольклора. В материальной культуре осетин можно проследить элементы древнего Кобана; типы сосудов и орнаментальные мотивы без существенных изменений дожили до наших дней.

С середины 1 тыс. до н. э. в изобразительном искусстве племён Центрального Кавказа наблюдается слияние позднекобанских форм со степными скифскими в так называемом «скифском зверином» стиле.

Наряду со старыми формами появляются новые: прорезные пряжки в виде оленя, павлиньего пера, пряжки-собаки, привески в виде головок хищных птиц.

С 4 - 3 в. до н. э. на Северном Кавказе и его предгорьях оседают сарматские племена, прикладное искусство которых характеризуется полихромией - красочным сочетанием драгоценных и полудрагоценных камней и золота. Этот стиль в искусстве характерен для алан (со 2 в. н. э.) - предков современных осетин. Широкое распространение у алан получают золотые украшения женского туалета: серьги, гривны, нагрудные привески, флакончики, выполненные ажурно со вставленными цветными драгоценными камнями в золотой оправе. Большое применение получают такие новые виды ювелирной работы на золоте, как скань или филигрань (плетение из тончайшей проволоки) и зернь (мельчайшие золотые шарики).

В поздней культуре алан широкое развитие получает вышивка золотыми, серебряными, шелковыми нитками или тесьмой и аппликацией из цветной кожи на головных уборах, одежде, обуви, мелких вещах в виде футляров для небольших зеркал, кисетов и т. д. Богато украшались орнаментом одежда, головные уборы, обувь.

Все головные уборы, известные из раскопок, сшиты из кожи, а иногда сверху покрыты тканью, украшены геометрическим или растительным орнаментом, выложены золотой тесьмой, бисером или мелкими бронзовыми бляшками. Платья покрывались сложным орнаментом, вырезанным из золоченой кожи в виде аппликаций. Ноговицы украшались узором, выложенным золотой тесьмой. Основными элементами орнаментики в аланский период являются сложная плетёнка, в которую вписываются различные геометрические стилизованные фигуры и головки животных с закрученными рогами, обросшие насыщенным растительным орнаментом в виде мелких завитков и побегов. Элементы алано-осетинского орнамента, в частности растительные узоры берут своё начало из скифа - сарматского искусства, где впервые появляются волнообразные ветки, поросшие листьями. Широкое распространение растительных мотивов можно отнести именно к аланскому периоду, когда земледелие рядом со скотоводством заняло прочное место в экономике народа. А изображение головок животных, как и геометрические мотивы, являются исконно традиционными на территории Осетии со времён бронз Кобана.

Наиболее распространенными формами орнамента в позднейших осетинских вышивках являются рогообразный, спиралевидный, которые одинаково успешно выполнялись и золотым шитьём, и выкладкой из тесьмы, и аппликацией из цветной кожи. Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями, и тогда последние служат уже не дополнительным декоративным узором, а становятся основным украшающим мотивом. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическими и животными элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов. Наиболее доступным и распространенным материалом, на котором осетинские мастера-резчики создавали прекрасные образцы орнаментальных форм, был камень. Все известные камни с наличием орнамента являются надгробными плитами. Самыми распространёнными орнаментированными плитами являются памятники в виде вертикальных плит. Верхняя часть таких плит закруглена, образуя как бы голову и шею, нижняя же часть плиты украшалась солярными знаками, линейно-геометрическими фигурами, спиральными завитками, переплетающимися с растительным орнаментом. Одним из наиболее интересных проявлений самобытного орнаментального искусства осетин является резьба по дереву.

© 2010-2022