• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методический доклад Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый»

Методический доклад Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический доклад Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый».Методический доклад Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый».Методический доклад Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый».Методический доклад Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый».Методический доклад Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый».

Методический доклад


Взаимосвязь занятий на пленэре и композиции по теме «Край родной на век любимый».



Выполнила:

Преподаватель художественного отделения

МАОУ ДОД «Школа искусств»

Андреева С.А.











П. Дорохово

2013 год

Сегодня в нашей стране детские художественные школы (ДХШ) и детские школы искусств (ДШИ) выполняют две основные функции: во-первых, обще-эстетическое развитие детей, во-вторых, начальное профессиональное образование. Единство образовательного и воспитательного процесса - главное в развитии личности учащегося ДХШ. Результат такой деятельности, это культурно-образованный, социально-активный, с уважением и пониманием относящийся к ценностям и традициям общества, подросток, ученик.

Развитие образовательного процесса, в контексте современной концепции художественного образования, обуславливает необходимость создания непрерывной системы в соответствии с актуальными запросами общества, социума. Важную роль в этом играют не только базовые и рабочие программы по предметам школы, но и введение тематики регионального компонента в обучении. Региональный компонент обуславливает взаимодействие культур различных народов региона, создающих реальную целостность современного культурного пространства в историческом развитии. Одновременно начинается и продуктивная художественно-творческая деятельность по формированию этого пространства. Тематика регионального компонента приобрела значение не только в учебном процессе, на занятиях по истории изобразительного искусства и на пленэре, но и в организации конкурсной и выставочной деятельности. Такой союз академического образования и тематической, выставочной деятельности имеет большое значение. В воспитательной работе, где важную роль имеют конкурсы детского творчества, появились традиции. Одна из таких- патриотическая - регулярное проведение детского конкурса на тему «Край

родной, навек любимый», который проходит ежегодно в Рузском районе.

Системность этого конкурса потребовала внедрения в образовательный процесс информационно - коммуникативных технологий. Их возможно успешно решать:

  • теоретически (на пленэрных занятиях, как проведение экскурсий, знакомство с историей поселка Дорохово и его окрестностей).

  • практически (зарисовки архитектурных элементов деревенского пейзажа).

  • творчески (создание конкурсных работ на уроках станковой композиции в технике линогравюры).

Убеждаясь в том, что учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается мотивами идущими от самой учебной деятельности, а также мотивами вызываемыми позицией школьника, стремлюсь их пробудить и соединить воедино для получения индивидуально творческого результата.

Первые мотивы закладываю в головы, сердце и руки учащихся (триединство творчества) на занятиях пленэра. Тема пленэра 4 класса - деревенский пейзаж. Составляю календарно-тематический план пленэра.

Пленэр - итоговое занятие с учащимися за учебный год. Это хорошая возможность, проверить качество знаний, выявить их глубину, последовательность, заметить наиболее характерные ошибки и на пленэре поработать над их устранением.

В старших классах, когда ребята знакомы с основами наблюдательной перспективы и могут ими оперировать, на пленэрных занятиях важно эти знания закрепить. Тема архитектурных мотивов здесь наиболее приемлемая.

Заранее знакомлюсь с основными архитектурными объектами, выбираю их по степени сложности, последовательно составляю календарно-тематический план.

Первое занятие - экскурсия по поселку Дорохово на улице Виксне, район старого клуба. В этом районе хорошо прослеживается цель архитектуры - создание комплексной среды для жизнедеятельности человека. В целом архитектурном ансамбле чётко выделятся отдельные зоны: жилая, культурно-досуговая, спортивная, учебная, парковая. Каждая из них имеет характерную планировку, чёткие границы, которые выделяются пространством улицы, оградой, посадками деревьев и кустов, газонами. От впечатлений об общей планировки района перевожу внимание ребят на решение фасадов зданий. Акцентирую внимание на главные элементы узловых ансамблей, которые образуют неповторимый облик здания и улицы

в целом.

При знакомстве с фасадами зданий и их решениями, рассказываю ребятам о тех или иных архитектурных мотивах, деталях, элементах. Знакомлю с их определениями, названиями, используя словарь-справочник «Архитектурные элементы». При этом ребята делают быстрые схемы-зарисовки с основными записями. Затем в беседе-экскурсии выделяется ещё один архитектурный образ: садово-парковые ограды. Прослеживается специфическая индивидуальность каждого ансамбля: протяженность и в зависимости от назначения и материалов - форма тумб и чередующихся решеток.Затем беседа переходит к конечному результату - увидеть городской ансамбля в целом, оценить усилия и умения архитекторов и строителей создать среду для жизнедеятельности человека, сделать её не только функционально удобной, но и художественно выразительной.

Следующие занятия - практическая работа. Весь пленэр, т.е. в начале каждого занятия, говорю о девизе этого пленэра - «Три «П» ПРОПОРЦИИ, ПЕРСПЕКТИВА и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ». Оно проводятся по принципу: от простого к сложному. Начиная от простой тумбы, через более усложнённую форму другой, идёт работа к анализу более сложной формы - арки, балкона, части здания, включающей аркаду. Заключительное задание по этой теме - зарисовка многоэтажного дома, в нижней части имеющего аркаду.

Подробнее хочется рассказать о принципе «Трёх П».

Первый этап - ПРОПОРЦИИ. Здесь обращается внимание учащихся на композицию листа, выбор масштаба изображения по отношению к величине и формату листа, а так же на правильное определение габаритных пропорций: отношение длины, ширины и высоты изображаемого объекта.

Второй этап - ПЕРСПЕКТИВА. Ребята должны определить и на листе наметить линию горизонта, находящихся выше или ниже линии горизонта. Относительно вертикальных линий обращается внимание на их параллельность, но при этом акцентируется на изменение длины (уменьшение) по мере ухода вглубь пространства.

Третий этап - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, подразумевает не только соблюдение первых этапов работы, но и работу над проблемой воздушной перспективы. Характер линии: чёткость, толщина, актуальность тона должны уменьшаться по мере ухода в глубину пространства.

Наброски и зарисовки, выполнение на пленэре, становятся связующим звеном между предметами «Рисунок» и «Композиция»

Более глубокое понимание темы, после пленэра даёт возможность детям более эмоционально работать над выразительностью выбранных сюжетов. На этом этапе творчества срабатывают два основных момента: познание и эмоциональность. Во время учебного процесса, построенного на:

  • соприкосновении с натурой - живым созерцанием;

  • изучением и анализом натуры - абстрактным мышлением;

  • изображением натуры - практикой, ребёнок создаёт более художественно-выразительный образ родного края.

«Городской пейзаж» одна из первых тематических работ, которая выполняется по программе «Станковая композиция» в 4 классе школы искусства. Понимая роль и значение материалов при создании станковой композиции, учитывая возраст и возможность психомоторных навыков учащихся, предлагаю им познакомится с техникой линогравюры и выполнить эту композицию.

Линогравюра, ксилография, офорт, литография - все эти формы графики объединены понятием «эстамп».

Материалы работы над гравюрой по линолеуму

Для работы необходимы:

  • линолеум,

  • резцы,

  • валик,

  • краски (типографическая или масляная), олифа, разбавители,

  • стекло,

  • точильный брусок,

  • столовая ложка (металл или дерево),

  • бумага, копировальная бумага калька,

  • если есть, то печатный станок,

  • газеты, ткань (для подсобных работ),

  • белила гуашевые + ПВА (клей).

Линолеум сейчас выпускается различных видов и структур. Лучше всего годится пробковый линолеум на тканой основе. Делать гравюру лучше всего на линолеуме средней плотности, он должен быть достаточно плотным и эластичным. На мягком линолеуме плохо получается тонкие чёрные линии.

Линолеум нужен шлифованный, для этого применяют бруски или наждачную бумагу различной зернистости. Вначале работа ведётся крупнозернистым бруском, а затем после смачивания водой - мелкозернистым. После шлифовки доску следует просушить. Если она посветлела равномерно, то она отшлифована ровно. Для лучшей видимости рисунка, переведённого на доску, линолеум лучше загрунтовать. Это смесь гуашевых белил и немного клея ПВА. Грунт делается тонким, чтобы под резцом он не осыпался. При(высыхании белила беленеют, грунт становится светло-серым, рисунок на грунте хорошо виден. Для прочности белила разбавляют большим количеством воды.

Резец или штихель имеет деревянную рукоятку и стальное лезвие с желобком внутри, что необходимо для образования стружки. Если нет специальных резцов, изготавливающихся из высококачественной стали, начинающие могут пользоваться спицами от старого зонтика, ручки к которым надо сделать самим. Работу по изготовлению резцов лучше поручить мастеру - специалисту по обработке металла.

Валики необходимы для накатывания краски на линолеум, они должны хорошо принимать краску и легко её отдавать. Краска и олифа. Для печатания гравюры употребляют как типографические, так и масляные краски. Их лучше всего разбавлять олифой. Разбавители, лаки, масла дают жирные пятна на бумаге. Для работы годится любая олифа, но лучше использовать типографскую. Количество олифы определяется практически на основе опыта. Отвердевшую олифу разводят несколькими каплями разбавителя. Размешивают краску на стекле ножом (хорош старый столовый нож). Бумага. Для печатания линогравюр употребляют различные сорта бумаги. Иногда нужна цветная бумага, можно бумагу тонировать (чай кофе, анилиновый краситель). Акварель для тонирования не годится, так как на неё плохо ложится типографическая краска. Акварель для тонирования не годится, так как на неё ложится типографическая краска. Чем тоньше бумага, тем легче на ней печатать ручные оттиски. Точный рецепт пользования бумагой дать невозможно, это определяется в ходе печатания гравюры.

Этапы работы над линогравюрой:

  1. Композиционный поиск или несколько поисков по заданной теме.

  2. Выбор наиболее выразительного решения и выполнение этого поиска на формате.

  3. Уточнение линейного решения и выполнение работы тоном, разбирая в тоне ритмы основных отношений по пятнам - светлое на тёмном, тёмное на светлом. Передача полутени возможна приёмом «штриха». В зависимости от величины штриха и ритма чёрно-белых штрихов, а также их направления, достигается большее богатство тоновых градаций в линогравюре.

  4. Подготовка линолеума - доски к резьбе: зачистка, грунтовка.

  5. Перенос при помощи копировальной бумаги зеркального, перевернутого изображения с кальки на доску.

  6. Резьба доски.

  7. Пробная печать. Доведение доски до рабочего состояния - срезка неровностей «работающих» при печати.

  8. Основная печать (на белом формате).

  9. Поиски цветовых гармоний и применение их в композиции линогравюры. Печать на цветном формате.

Методические рекомендации по применению цветовых гармоний в композициях, выполненных в технике линогравюры

При знакомстве с историей развития гравюры ребята узнают, что мастер, делая цветную гравюру, режет столько досок, сколько цветов применяется в гравюре. Этот длительный и по времени, и в усилиях процесс требует большого усердия, терпения и достаточного количества материала. Это под силу взрослому человеку. Физиология и психика ребёнка устроены несколько иначе и даже вырезание одной доски приводит к определённой усталости, а самое главное наступает момент «эмоциональной притупленности». Чёрно-белая печать вносит момент новизны в ритм работы, а затем «опять наступает привыкание». Вот здесь рекомендуется учащимся в композиции линогравюры применить цвет. Из теории цветоведения предлагаются цветовые гармонии или цветовые контрасты. Работая с родственными или контрастными цветами возможно в одном и том же сюжетном решении достигать различных состояний. Например: в пейзаже - состояние солнечного дня, утра или вечера: в натюрморте - передача радости или грусти и т.д. Учитывая, что резать 2-3 доски длительно по времени, предлагается ребятам ввести цвет. Выкройка цветового пятна делается с кальки или при помощи копировальной бумаги. По изображению на кальке определяют величину, форму и место наложения цветового пятна на формате. Цветную гамму приклеивают к формату клеящим карандашом. Это приводит к тому, что цветное пятно лежится на на плоскость ровно и гладко. Клей, даже ПВА, может менять цвет бумаги или доводить скомканную поверхность.

Вызможно решение всей плоскости цветом другими материалами, ( цветной карандаш, мелки, акварель), причём вариантов исполнения огромное множество:

  • цветовые растяжки сближенных гармоний - по вертикали, по горизонтали, по диагонали;

  • цветовая гармония одного цвета в тоновой растяжке в тех же ритмах;

  • цветовые растяжки одного локального цвета с различными оттенками по тепло - холодности и т.д. и т.п.

Конечно, такие рекомендации могут вызвать у определённой части преподавателей протест против такой «имитации цветнпй гравюры». Однако, опыт уже проделанной работы, убеждает в том, что ребята на этом этапе работы начинают проявлять творческий подход к созданию линогравюры, находят интересные решения и создают ндивидуальные работы.

Такой комплексный подход к процессу обучения и воспитания творческой личности исходит из создания благоприятных условий для обучения и обогащения нравственно-эмоционального мира ребёнка. Креативность взаимодействия обучающего и творческого фактора в системе образования школы усиливает развитие творческой «Я - концепции» у учащегося.













класс

"5"

"4"

Всего

Качество знаний

1класс

7

3

10

1

4класс

1

5класс

8

2

10

1























































































































© 2010-2022