Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Балезинская средняя общеобразовательная школа № 5»»


«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_______________Т.В. Котегова

«____»____________201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ М.В. Васильева

Приказ № ___ от «___»________

201___ г.




Рабочая программа

По предмету: Изобразительное искусство.

Класс: 4-Б, В.

Учитель: Главатских Е. А

Количество часов по программе: 34















п. Балезино

2015 год

1. Пояснительная записка.


1.1. Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского.

« Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобразования науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

1.2. Преподавание ведется без учебников, так как учебники не соответствуют авторам программы.

1.3. В общем количестве часов изменений нет, так как полное соответствие с Примерной базовой программой.

1.4. Преподавание ведется на творческом уровне.

1.5. Основная форма организации образовательного процесса традиционная классно-урочная. Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же элементов современных образовательных технологий:

здоровьесберегающие технологии, элементы проблемного обучения, игровые технологии.

С использованием следующих форм работы, таких как беседа, рассказ, демонстрация, упражнения. Методов: проблемный метод, развивающее обучение, информационно-комуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод.

1.6. Виды и формы контроля: практическая работа, проектная деятельность. Оценивание учащихся происходит при помощи отметок (пятибалльная шкала)

1.7. Цель обучения: Создание условий для достижения результатов, предусмотренных ФГОС.

1.8. Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.
























2. Общая характеристика учебного предмета.


Наименование раздела

Всего часов

Проектная деятельность

1

Истоки родного искусства

8 часов

8 часов

2

Древние города нашей земли

7 часов

7 часов

3

Каждый народ- художник

11 часов

11 часов

4

Искусство объединяет народы

8 часов

8 часов

Итого:

34

34

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в 4 класс отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю.

4. Принцип ценностных ориентиров

Предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Содержание учебного курса.

Истоки родного искусства - 8 час.

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой.

Украшения избы и их значение.

Красота человека. (жен. муж. образ)

Образ русского человека в произведениях художников.

Календарные праздники.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли - 7 час.

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ - художник- 11 час.

Страна Восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Образ женской красоты.

Народы гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Мифологические представления Древней Греции.

Европейские города Средневековья

Образ готического храма.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы - 8 час.

Материнство.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).








































6. Календарно-тематическое планирование.


№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Календарные сроки

Фактические сроки

Истоки родного искусства (8 часов)


1

Рисование на тему «Пейзаж родной земли»

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

04.09.15


2

Гармония жилья с природой.

Знакомство с традиционным русским домом - изба. Раскрыть гармонию связь человека с природой. воспитать интерес к искусству. Создать изображение избы.

11.09.15


3

Украшение избы и их значение

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.

18.09.15


4-5

Красота человека.

(жен. муж. образ)

Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты ).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

25.09.15


6

Образ русского человека в произведениях художников

Познакомится с жанром портрета. Красотой русской народной одежды. научится определять средства выразительности настроения и чувств. Познакомится с творчеством М. В. Васнецова.

02.10.15


7

Календарные праздники.

Познакомится с календарными, праздниками. Познакомится с традициями наших предков. Развить творческое воображение.

09.10.15


8

Народные праздники (обобщение темы).

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции.

16.10.15


Древние города нашей Земли (7 часов)


9

Родной угол.

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

30.10.15


10

Древние соборы.

Познакомится с историей создания соборов Москвы. Дать представление об особенностях архитектуры древних соборов. Показать духовные и нравственные ценности памятников искусства.

13.11.15


11

Города Русской земли.

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

06.11.15


12

Древнерусские воины-защитники.

Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).Овладевать навыками изображения фигуры человека.

13.11.15


13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города

20.11.15


14

Узорочье теремов.

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

27.11.15


15

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Понимать рать постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания обшей композиции.

04.12.15


Каждый народ - художник (11 часов)


16

Страна Восходящего солнца.

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони- мания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

11.12.15


17

Образ художественной культуры Японии

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони- мания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

18.12.15


18

Образ женской красоты

Познакомится с русской народной одеждой женщин. Показать роль искусства в понимании красоты русской женщины.

25.12.15


19

Народы гор и степей.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей

в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.



20

Юрта как произведение архитектуры.

Дать определение юрты. Иметь представление о характере архитектуры.



21

Города в пустыне.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего средне- азиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики



22

Древняя Эллада.

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.



23

Мифологические представления Древней Греции.

Дать определение о мифологических существах. Совершенствовать изобразительный навык.



24

Европейские города Средневековья

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы



25

Образ готического храма.

Представлять образ готических городов средневековой Европы. Знакомство с образом готического храма и его декора. Развивать конструктивный навык и интерес к архитектуре.



26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях. эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.



Искусство объединяет народы (8 часов)


27

Материнство.

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни



28

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Изучение технологии иконописи. Знакомство с художниками иконописцами. Изображать образ богоматери.



29

Мудрость старости.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений)



30

Сопереживание.

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.



31

Герои - защитники.

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.



32

Героическая тема в искусстве разных народов

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни и в искусстве



33

Юность и надежды.

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства. Познакомится с творчеством художников и их произведениях о детях. Формировать навыки изображения людей.



34

Искусство народов мира (обобщение темы).

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.



7. Результаты изучения курса.

Предметные результаты.

Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

  1. В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеяз своего региона;

  2. В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер; эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

  3. В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности

  4. В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)


Метопредметные результаты.

Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются:

  1. В умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

  2. В желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;

  3. В активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоении содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.)

  4. В обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  5. В умении организовывать самостоятельную художественно-ьворческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  6. В способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Личностные результаты:

  1. Достижение эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру ( семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений и искусства и явлений окружающей жизни;

  2. Способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственно-художественной деятельности;

  3. Достижения навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

9. Учебно-методического обеспечение образовательного процесса.

Список литературы (основной)

  1. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство 1 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

Список литературы (дополнительный)

1. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009

  1. Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 1 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007


10. Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.


ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on - line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Б-Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 1-4 классы

Картины.

Художники.

Работы учащихся.

Фотографии.

Проекты учащихся.


© 2010-2022