Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

использование Игровых приемов обучения

на уроках по изучению истории искусств.


Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.


Василий Сухомлинский

Цель:

Формирование и развитие художественной культуры личности с помощью игровых элементов и художественно- дидактических игр.


Задачи:

Развитие воображения как основы творческой деятельности, образной памяти, внимания, речи, координации и мелкой моторики.

Формировать художественную компетентность на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного искусства

Развивать творческий потенциал личности в различных изобразительных техниках. Анализировать произведения.



Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности ребенка.

Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Введение художественно - дидактических игр в структуру уроков. Необходимое условие эффективности развития художественного творчества.

Потребность в игре - одна из важнейших в школьном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, самоутверждение. Введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, развивает у учащихся мышление, образные представления. Интенсивно развивается наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение.


Исследования психологов и педагогов показали, что игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз и гармонизируют внутренний мир ребенка.

Игры содержат тот необходимый объем информации, которые без усилий запоминается ребенком. Одновременно задействуется левое и правое полушарие головного мозга, слуховая и зрительная память.

Яркий изобразительный ряд развивает образное мышление, создает положительный эмоциональный настрой.

Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра развивает память, воображение. Пережитое в игре вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей, поэтому на уроках изобразительного искусства желательно использовать различные игры.

В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

.

Игра как средство самовоспитания

Игра - это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры - важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них - это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

Целевая ориентация игр

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.


Рассмотрим некоторые художественно - дидактические игры и игровые приемы.


-Игра- конкурс «Посещение выставки художников» Ученики выступают в роли экскурсовода.

-Игра «По фрагменту узнать картину и назвать автора»

-Игра «Театр» Изобразить в сценке фрагмент картины. Дети угадывают автора.

-Игра «Виды и жанры». Определить виды и жанры картин.

-Игра «Автопортрет художника» Угадывают художника.

-Игра «Знатоки» Вопросы задают друг другу учащиеся.

-Игра «Угадай» Термины изобразительного искусства.

-Игра Лото учебно - прикладная «Русские художники 19 века» (приложение1)


Детям раздаются карточки с именами художников и названиями картин.

Преподаватель показывает репродукцию. У кого есть название этой картины, закрывает этой карточкой своё игровое поле. Можно приготовить второй вариант, когда детям раздаются карточки с изображением картин, а преподаватель называет название и художника.

инок.н, но сё терпели, служилизыке:

-Ожившие картины

Класс делится на две команды. Одна команда должна изобразить какую-нибудь картину (пейзаж или натюрморт) известного художника. Дети встают в соответствующие позы. Другая команда должна отгадать картину и назвать автора. Потом команды меняются местами. Картины должны быть известных художников и соответствовать школьной программе.

-Собери открытку

Разрезаются на части открытки с изображением пейзажей или натюрмортов или с изображением портретов. Дети должны быстро ее собрать и назвать автора.

-Сочиняем сами

На уроке «Натюрморт» предлагается проанализировать картины-натюрморты К. Петрова-Водкина, Ван Гога и др. Задается вопрос: О чем могут рассказать эти вещи? В ходе беседы выясняется, кто хозяин вещей, его профессия. Дети получают задание сочинить рассказ о жизни ботинок (по картине Ван Гога). Другой класс сочиняет по этой же теме рассказ о жизни чайника. Почему он стал таким мятым, грязным, а был блестящим и гордым? Что с ним случилось и почему? После беседы дети рисуют чайник или другой предмет, который описали в своем сочинении.

-Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

- Блиц-контроль (вопрос - ответ).

Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

- Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

- Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

- Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Заготовила зима

Краски для всех сама.

Полю - лучшие белила,

Зорям - алые чернила,

Всем деревьям - чистые

Блестки серебристые.

В. Фетисов

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин

- Указать автора или название произведения.

Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

-Отгадывание кроссвордов (составление).

При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды выполняют функции:

 обучающую;

 контролирующую;

 творческую.

При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

- Викторина «Аукцион знаний».

Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.

Сюжетно-ролевые игры

- Игра "Следствие ведут знатоки".

По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» - ученики класса.

-Игра «Лучший экскурсовод».

Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Пример использования игры на уроке.

Разработка (краткая) урока по теме

«Натюрморт. В музеях хранятся картины - натюрморты».

Цели и задачи

*систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт)

*ознакомить последовательностью ведения живописной работы (натюрморт)

*развивать чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

*формировать графические навыки в изображении объемных предметов

*развивать умение рисовать по представлению

Ход урока

1.Организация класса

2. Вводная беседа.

Учитель - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы

-Что такое натюрморт?

-Какие вам нравятся больше и почему , назовите авторов картин.

-Какие цвета преобладают в них?

-Что объединяет все предметы одного натюрморта? (тема, принадлежность)

-Какую роль играет солнечный свет?

Работа учащихся над заданием

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла..

Далее идет беседа по содержанию произведения К.Чуковского «Федорино горе»

Игра- упражнение «Помогите Федоре»

Детям нужно расположить на листе бумаги предметы (кухонные пренадлежности, вазу с цветами…)

Группа детей может работать с муляжами.



Дидактическая игра «Собери картину»

Федора рада , что дети помогли навести порядок в ее доме. В благодарность она несла картины натюрмортов, но они рассыпались.

Задача ребят - собрать натюрморт из разрезанных частей.

Итоги урока

Домашнее задание составить дома натюрморт и сфотографировать.

Следующий урок начнется с фотовыставки натюрмортов.

-Тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая применения имеющихся знаний, но и как объект познания.

С помощью иллюстрированных словарей художественных терминов учитель может сам составлять тесты, которые помогут организовать непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», помогут освоить терминологию, обеспечат объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.

Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.

  • Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильных ответов. Например:

  1. Акварель - краски на растительном клее, которые … (разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками);

  2. Барокко - художественный стиль, преобладающий с конца … (XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы);

  3. Батальный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный темам … (войны, битв, походов и эпизодов военной жизни).

  4. Набросок - изображение, быстро исполненное художником каким-либо … (материалом или техникой: рисунок, живопись, небольшая скульптура) .

К задаче с альтернативными ответами дается два варианта ответов: да - нет.

Например:

1.Можно ли назвать ваятеля скульптуром? 1) да; 2) нет

2.Художник, специализирующийся в области марины, называется ли маринистом? 1) да; 2) нет.

3.Является ли русский художник И. Айвазовский маринистом?

1) да; 2) нет.

4.Согласен ли ты, что в народном искусстве можно выделить два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы?

1) да; 2) нет.

При выполнении задания со множественным выбором испытуемый выбирает один или несколько ответов из предложенных вариантов:

  1. Выдели жанры живописи: контур, портрет, мольберт, натюрморт, пейзаж, коллаж, палитра, пастель.

  2. Подчеркни виды зданий: базилика, барокко, колонна, капелла, скульптура, вилла, палаццо.

Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.

Вариантов подобных игр может быть множество. Широкое использование игры и игровых приемов обучения на занятиях делает мотивацию учения личностно - значимой для ребенка, что значительно повышает эффективность усвоения знаний. Навыков и умений.



Литература

1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров..

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.

3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии

4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др

5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская.

6. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин..

7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко..

8. Шмаков, С. А. Культура - досуг - ребенок / С. А. Шмаков..

9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин..

10. edu.1september.ru




Приложение 1

Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК





Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК









Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК


Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК








Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК

Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК

Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК


Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК

18

© 2010-2022