- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК
Методическая разработка Игры на уроках ИЗО и МХК
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Амирова Ю.И. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
использование Игровых приемов обучения
на уроках по изучению истории искусств.
Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Василий Сухомлинский
Цель:
Формирование и развитие художественной культуры личности с помощью игровых элементов и художественно- дидактических игр.
Задачи:
Развитие воображения как основы творческой деятельности, образной памяти, внимания, речи, координации и мелкой моторики.
Формировать художественную компетентность на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного искусства
Развивать творческий потенциал личности в различных изобразительных техниках. Анализировать произведения.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности ребенка.
Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Введение художественно - дидактических игр в структуру уроков. Необходимое условие эффективности развития художественного творчества.
Потребность в игре - одна из важнейших в школьном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, самоутверждение. Введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, развивает у учащихся мышление, образные представления. Интенсивно развивается наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение.
Исследования психологов и педагогов показали, что игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз и гармонизируют внутренний мир ребенка.
Игры содержат тот необходимый объем информации, которые без усилий запоминается ребенком. Одновременно задействуется левое и правое полушарие головного мозга, слуховая и зрительная память.
Яркий изобразительный ряд развивает образное мышление, создает положительный эмоциональный настрой.
Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра развивает память, воображение. Пережитое в игре вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей, поэтому на уроках изобразительного искусства желательно использовать различные игры.
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
.
Игра как средство самовоспитания
Игра - это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры - важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них - это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.
Целевая ориентация игр
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
Рассмотрим некоторые художественно - дидактические игры и игровые приемы.
-Игра- конкурс «Посещение выставки художников» Ученики выступают в роли экскурсовода.
-Игра «По фрагменту узнать картину и назвать автора»
-Игра «Театр» Изобразить в сценке фрагмент картины. Дети угадывают автора.
-Игра «Виды и жанры». Определить виды и жанры картин.
-Игра «Автопортрет художника» Угадывают художника.
-Игра «Знатоки» Вопросы задают друг другу учащиеся.
-Игра «Угадай» Термины изобразительного искусства.
-Игра Лото учебно - прикладная «Русские художники 19 века» (приложение1)
Детям раздаются карточки с именами художников и названиями картин.
Преподаватель показывает репродукцию. У кого есть название этой картины, закрывает этой карточкой своё игровое поле. Можно приготовить второй вариант, когда детям раздаются карточки с изображением картин, а преподаватель называет название и художника.
инок.н, но сё терпели, служилизыке:
-Ожившие картины
Класс делится на две команды. Одна команда должна изобразить какую-нибудь картину (пейзаж или натюрморт) известного художника. Дети встают в соответствующие позы. Другая команда должна отгадать картину и назвать автора. Потом команды меняются местами. Картины должны быть известных художников и соответствовать школьной программе.
-Собери открытку
Разрезаются на части открытки с изображением пейзажей или натюрмортов или с изображением портретов. Дети должны быстро ее собрать и назвать автора.
-Сочиняем сами
На уроке «Натюрморт» предлагается проанализировать картины-натюрморты К. Петрова-Водкина, Ван Гога и др. Задается вопрос: О чем могут рассказать эти вещи? В ходе беседы выясняется, кто хозяин вещей, его профессия. Дети получают задание сочинить рассказ о жизни ботинок (по картине Ван Гога). Другой класс сочиняет по этой же теме рассказ о жизни чайника. Почему он стал таким мятым, грязным, а был блестящим и гордым? Что с ним случилось и почему? После беседы дети рисуют чайник или другой предмет, который описали в своем сочинении.
-Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
- Блиц-контроль (вопрос - ответ).
Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
- Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
- Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
- Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Заготовила зима
Краски для всех сама.
Полю - лучшие белила,
Зорям - алые чернила,
Всем деревьям - чистые
Блестки серебристые.
В. Фетисов
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
- Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
-Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.
Тематические кроссворды выполняют функции:
обучающую;
контролирующую;
творческую.
При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
- Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.
Сюжетно-ролевые игры
- Игра "Следствие ведут знатоки".
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» - ученики класса.
-Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.
Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Пример использования игры на уроке.
Разработка (краткая) урока по теме
«Натюрморт. В музеях хранятся картины - натюрморты».
Цели и задачи
*систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт)
*ознакомить последовательностью ведения живописной работы (натюрморт)
*развивать чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)
*формировать графические навыки в изображении объемных предметов
*развивать умение рисовать по представлению
Ход урока
1.Организация класса
2. Вводная беседа.
Учитель - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы
-Что такое натюрморт?
-Какие вам нравятся больше и почему , назовите авторов картин.
-Какие цвета преобладают в них?
-Что объединяет все предметы одного натюрморта? (тема, принадлежность)
-Какую роль играет солнечный свет?
Работа учащихся над заданием
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла..
Далее идет беседа по содержанию произведения К.Чуковского «Федорино горе»
Игра- упражнение «Помогите Федоре»
Детям нужно расположить на листе бумаги предметы (кухонные пренадлежности, вазу с цветами…)
Группа детей может работать с муляжами.
Дидактическая игра «Собери картину»
Федора рада , что дети помогли навести порядок в ее доме. В благодарность она несла картины натюрмортов, но они рассыпались.
Задача ребят - собрать натюрморт из разрезанных частей.
Итоги урока
Домашнее задание составить дома натюрморт и сфотографировать.
Следующий урок начнется с фотовыставки натюрмортов.
-Тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая применения имеющихся знаний, но и как объект познания.
С помощью иллюстрированных словарей художественных терминов учитель может сам составлять тесты, которые помогут организовать непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», помогут освоить терминологию, обеспечат объективность оценки, быстроту контроля знаний, широкий охват материала.
Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и собранности.
-
Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильных ответов. Например:
-
Акварель - краски на растительном клее, которые … (разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками);
-
Барокко - художественный стиль, преобладающий с конца … (XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы);
-
Батальный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный темам … (войны, битв, походов и эпизодов военной жизни).
-
Набросок - изображение, быстро исполненное художником каким-либо … (материалом или техникой: рисунок, живопись, небольшая скульптура) .
К задаче с альтернативными ответами дается два варианта ответов: да - нет.
Например:
1.Можно ли назвать ваятеля скульптуром? 1) да; 2) нет
2.Художник, специализирующийся в области марины, называется ли маринистом? 1) да; 2) нет.
3.Является ли русский художник И. Айвазовский маринистом?
1) да; 2) нет.
4.Согласен ли ты, что в народном искусстве можно выделить два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы?
1) да; 2) нет.
При выполнении задания со множественным выбором испытуемый выбирает один или несколько ответов из предложенных вариантов:
-
Выдели жанры живописи: контур, портрет, мольберт, натюрморт, пейзаж, коллаж, палитра, пастель.
-
Подчеркни виды зданий: базилика, барокко, колонна, капелла, скульптура, вилла, палаццо.
Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.
Вариантов подобных игр может быть множество. Широкое использование игры и игровых приемов обучения на занятиях делает мотивацию учения личностно - значимой для ребенка, что значительно повышает эффективность усвоения знаний. Навыков и умений.
Литература
1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров..
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.
3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии
4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др
5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская.
6. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин..
7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко..
8. Шмаков, С. А. Культура - досуг - ребенок / С. А. Шмаков..
9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин..
10. edu.1september.ru
Приложение 1
18