Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОКУ «Чермошнянская основная общеобразовательная школа

Медвенского района Курской области



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

АППЛИКАЦИЯ

«ФИЗКУЛЬТУРНИЦА.

ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ДЕЙНЕКИ»



Автор: Чистилина Валерия Сергеевна

Руководитель: Киреева Анна Алексеевна




Чермошное, 2014

Александр Дейнека, прекрасный русский художник. Его творчество ассоциируется для нас с такими понятиями, как динамизм и экспрессия. Но для него не менее характерна и лиричность, сказавшаяся в графических работах, портретах, натюрмортах.

У Дейнеки был беспокойный характер. Творческий и личностный азарт, желание искать и пробовать - доминирующие с самого детства черты характера Александра Дейнеки.

Энергия и энтузиазм первых десятилетий ХХ века созвучны творческому темпераменту художника. Он мечтал отразить в искусстве свое время.

«Его время» именно в 1920-1930-е годы, когда были созданы самые яркие и талантливые произведения в живописи, в графике, в монументальном искусстве. Многим тогда казалось, что жизнь всей страны и каждого ее гражданина в отдельности начиналась заново, с чистого листа, и от усилий каждого зависело сделать ее полнокровной и счастливой. Можно открыть новый лист в истории и написать на нем послание всему человечеству, передать свой восторг от новизны только что родившегося мира. Страна жила духом разрушения старого и созидания нового. Было в этом что-то от сказки, от утопии…

Детские годы будущего художника прошли в среде очень далекой от искусства - он родился в Курске, в семье рабочего. После революции учился в Харькове, работал в Курске фотографом, оформлял революционные праздники, агитпоезда, театральные постановки. Проработав, таким образом, менее года уходит служить в советскую армию. Там полностью утверждается в своем желании стать художником и едет учиться дальше в Москву. Там, на месте бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества с 1918 год шумит-гудит ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. Дейнека, увлекаясь и символизмом, и кубизмом, и футуризмом, тем не менее, выбирает мастерскую одного из самых серьезных и традиционно настроенных педагогов - графика, монументалиста, теоретика Владимира Андреевича Фаворского,

Так же, как и у художников Возрождения, творчество которых Дейнека хорошо знал и любил, центральным образом в его искусстве всегда был человек.

Герой Дейнеки - цельная, гармоничная личность, но в нем очень мало психологии, критического отношения к себе и к окружающему. Таково свойство творческого видения художника, таково и видение эпохи.

«Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как все красивое». Эти слова принадлежат замечательному художнику А. А. Дейнеке. В своих картинах, рисунках, акварелях, плакатах, фресках, мозаиках, скульптуре Александр Александрович успешно воплощал тему спорта. Сам был настоящим спортсменом. И прежде всего по духу своему - боевому, новаторскому, целеустремленному.

Собственный спортивный опыт обеспечивал Дейнеке вдохновенное решение этой темы в искусстве. Физкультура и спорт, их необходимость и новизна для народа находили в его творчестве соответствующее пластическое выражение. Художник видел спортсменов на фоне высокого, голубого неба, в лучах солнца, вдыхал вместе с ними холодный утренний воздух водных стадионов, слышал свист ветра и чувствовал динамику свободного легкого бега.

Дейнека не расставался с альбомом. Его карандаш одной линией воспроизводил сложные ракурсы, повороты спортсменов, изображая острые моменты спортивной борьбы. Художник был увлечен работой. Он приучал себя рисовать на память, «по свежему следу». У ринга, на катке, рядом с беговой дорожкой выполняя прекрасные, молниеносные рисунки, мастер открывал мир гармонии, красоту движений человеческого тела, наблюдал натуру часами, приучая глаз фиксировать тончайшие изменения фигуры спортсмена.

«Спорт - увлекательное зрелище. Слово «равнодушие» к нему неприменимо. Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля... Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического», - делился своими мыслями художник.

Физкультурники, спортсмены, зрители - в них мастер черпал вдохновение, ощущая поэзию волевого, активного начала. Он раскрывал грани атлетизма, видя в нем реальные задатки героического. Художник исторически верно воплощал в своем творчестве желание миллионов стать физически закаленными, сильными, дисциплинированными и выдержанными.

Александр Александрович Дейнека считал, что композиции на спортивные темы должны быть упругими, динамичными и в то же время естественными и свободными. Он постоянно советовался, делился своими художественными замыслами с мастерами спорта - Градополовым, Васильевым, братьями Старостиными, сестрами Второвыми. Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Работая с натуры, художник понимал, как трудно изобразить спортсмена в движении, это требует высокого мастерства. Он восхищался искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении.

Изучив творчество нашего замечательного художника - земляка, Александра Дейнека, мне захотелось последовать его примеру и изобразить здорового телом и духом человека. Ведь тема спорта и здорового образа жизни по - прежнему актуальна и в наше время. Мне самой нравятся прогулки на свежем воздухе, пешком или на велосипеде. И, конечно же, катание на лыжах.

Живописные и графические листы художника воодушевили меня на создание аппликационной работы.

Рассмотрев большое количество работ художника, в поисках наиболее интересной для меня композиции, мной была выбрана «Физкультурница». Девушка, выполняющаяся физические упражнения, занимает центральное место. Ее светлый образ, доброжелательная улыбка, уверенная поза, готовая совершить стремительный рывок, подтянутое, натренированное тело - все это говорит о пышущем здоровье, радости жизни человека. Ну как не обратить внимание на это совершенство?! Также в композицию данного произведения включены интересные и запоминающие строки, призывающие зрителя работать не только физически, но и над собой.

Работать, строить и не ныть!

Нам к новой жизни путь указан.

Атлетом можешь ты не быть,

Но физкультурником - обязан.

Техника аппликации - это создание изображения путем приклеивания цветных кусочков бумаги или ткани на плоскую поверхность.

Аппликация - это один из моих любимых видов художественных работ.

Творческий процесс начался с карандашного рисунка. Было важно, как можно точно повторить работу мастера, его почерк, стиль. Палитра бумаги ограничена и, надо было постараться подобрать цвета в соответствии с копируемой картиной. Чтобы фигура физкультурницы получилась объемной, понадобилось разбить основные формы на отдельные участки - свет, полутень, тень собственная, рефлекс. Главная трудность заключалась в подборе цветовой гаммы, чтобы выполнить более плавный переход от светлого к темному.

Далее последовала кропотливая работа по вырезанию отдельных деталей, которые слой за слоем выкладывались на фон будущей картины.

Следующим этапом было соединение всех деталей в одно целое с помощью клея.

В завершении аппликационной работы, когда дело дошло до текстовой части картины, мне пришлось воспользоваться помощью компьютера. Строки четверостишия я распечатала и приклеила на фон своей работы. Поместила в рамочку, готово.

В Курске, на улице Радищева расположен Выставочный зал Курской государственной картинной галереи им. Дейнеки. Галерея работает под девизом: сохраняя - приумножай, изучая - развивай, показывая - преображай. И, действительно, это ценные слова. Ведь в процессе творческой работы я познакомилась с замечательным курским художником - Александром Дейнека, с его творчеством. Его картины обогатили мой внутренний мир, и, конечно же, закрепили стремление к активному и здоровому образу жизни. И я этому очень рада!


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. Чегодцев, "Искусство Советского Союза", Москва, 1984

  2. В. Костин, «Художник современности», журнал «Творчество» №7, 1957

  3. С. Дружинин, журнал «Искусство», №6, 1962

  4. И. Божков, «Советский плакат», Москва

  5. «Искусство», Москва, 1969

  6. Интернет-ресурсы









ПРИЛОЖЕНИЕ Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница



ДЕЙНЕКА АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899-1969)

Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница



  1. 1933 Физкультурница. Хромолит. 100х74 Государственная библиотека им. В. И. Ленина

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД АППЛИКАЦИЕЙ

Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

Выполнение карандашного рисунка.

Выбор палитры цветов.



Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

Прорисовка элементов композиции.

Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

Вырезание элементов.



Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

Выкладывание элементов аппликации, начиная с самого нижнего

Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

Приклеивание элементов.



Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

Проработка мелких деталей







Проект по декоративно - прикладному искусству Физкультурница

© 2010-2022