- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Календарно - тематическое планирование кружка Арт-студия
Календарно - тематическое планирование кружка Арт-студия
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вовченко Н.И. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отдел образования, физической культуры и спорта
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 17
имени В. В. Маяковского
Программа кружка « Арт-студия »
Направление: эстетическое
Ступень обучения: средняя
Класс: 5 - 7
Срок реализации: 1 год
Автор: Вовченко Н.И
учитель ИЗО
Балхаш-2014
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений современного образования является эстетическое воспитание школьников, как важное звено целостной системы воспитательно - образовательной работы школы. Оно неразрывно связано со всеми другими - интеллектуальным, трудовым, нравственным, физическим. В течение всей жизни человека и во всех сферах его деятельности формируется его эстетическое сознание и эстетические чувства. Эстетическое воспитание не приносит желаемых результатов, если оно не воспитывает человека с неординарным творческим мышлением, если оно не развивает личностных потенциалов обучающихся. Для эстетического воспитания личности имеется богатейший арсенал средств, среди которых важнейшим является искусство как главный компонент художественной культуры. Искусство пробуждает и развивает понимание эстетических ценностей в человеческой жизни. Оно является существенным фактором эстетического вкуса как факта эстетического сознания. Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. Вкусом же должен обладать, прежде всего, и сам создатель того или иного произведения, так как это он в известной степени «программирует» характер дальнейшего восприятия своих произведений и в некоторой степени является законодателем эстетических вкусов.
Таким образом, эстетическое воспитание - это процесс, связанный с пробуждением эстетических чувств личности, с формированием эстетического сознания, с развитием эстетических способностей, включенностью личности в эстетическую деятельность. Необходимыми предпосылками эстетического воспитания школьников являются - широта и разносторонность контактов с искусством; учет индивидуальных интересов школьников видам художественного творчества; последовательное сочетание классных и внеклассных занятий, проведение их по программам, составленным на основе единых принципов; совершенствование общей культуры и квалификации учителей школы и родителей учащихся.
В среднем школьном возрасте происходит усиление и осмысление чувственной сферы и познавательной деятельности. Преобладание абстрактного мышление усиливает желание глубже вникнуть в сущность изучаемого предмета. Поэтому в этом возрасте происходит формирование эстетического восприятия и художественного познания мира.
Вся программа кружка « Арт - студия » рассчитана на учащихся 5 - 7 классов (10-12 лет). Программа состоит из нескольких разделов , которые следуют один за другим, дополняя и расширяя знания и виды творческой деятельности учащихся. Таким образом, достигается преемственность и непрерывность обучения.
В данном планировании представлен первый год обучения учащихся - «Рисование цветными карандашами и фломастерами . Рисование гуашью ».
Цель программы:
-
Формирование у воспитанников художественного способа познания мира, системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к миру прекрасного путем изучения различных приёмов рисования цветными карандашами, фломастерами , гуашью и создания собственных работ в этой технике.
Задачи программы:
-
Развитие способности эмоционально - ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
-
Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
-
Развитие художественного вкуса воспитанников, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
-
Развитие художественно - творческих способностей учащихся, навыков наблюдательности, образного мышления, фантазии, зрительно - образной памяти, эмоционально - эстетического восприятия действительности;
-
Создание условий для приобретения учащимися умений и навыков творческой деятельности;
-
Углубленное изучение основ изобразительного искусства;
-
Содействие развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности и творческой реализации своих возможностей;
-
Освоение знаний об искусстве и технике использования цветных карандашей, фломастеров , гуаши ;
-
Овладение практическими умениями, навыками и способами художественной деятельности в целом ;
-
Объединение наиболее способных и увлеченных ребят;
-
Формирование устойчивого интереса к искусству в целом.
Программа занятий кружка « Арт - студия » по теме «Рисование цветными карандашами, фломастерами. Рисование гуашью » предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выбранные мною педагогические технологии призваны обеспечить выполнение цели и каждой из поставленных в данной программе задач, и способствуют успешному ее решению.
Планирование кружка « Арт - студия » по данной теме составлено из расчета 1 учебный час в неделю, всего - 34 часа за учебный год. В планировании предусматривается теоретические и практические занятия.
Применяемые мною виды деятельности и формы работы с учениками должны стимулировать интерес к искусству рисования цветными карандашами, фломастерами и гуашью , его изучению и созданию собственных работ, а также являются необходимым условием формирования личности ребенка.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие, осмысление, усвоение, применение усвоенного в практической деятельности - создание собственных работ в разных техниках работы с цветными карандашами , фломастерами и гуашью.
Особенностью разработки данной программы работы кружка заключаются в соединении эстетического воспитания и образования, интеграции различных видов искусств, систематизации и преемственности содержания форм и методов, индивидуализации обучения, творческой деятельности и самодеятельности, сочетании различных форм эстетического воспитания.
Основным методом эстетического воспитания в программе является организация творческой деятельности учащихся, основанная на создании собственных творческих работ.
Критериями эффективности реализации программы выступают:
-
познавательный компонент - совпадение учебного интереса с эстетическим , потребностью в новых знаниях, умениях и навыках;
-
эмоциональный компонент - состояние, характеризующее положительное устойчивое отношение к эстетически воспитанным людям;
-
деятельностный компонент - активная позиция в овладении знаниями различных приёмов и техник работы с цветными карандашами, фломастерами и гуашью, развитие потребности в самостоятельной творческой деятельности;
-
волевой компонент - наличие волевых усилий при ознакомлении с содержанием новой творческой деятельности.
Содержание программы кружка направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования - приобщение к миру искусства как к духовному опыту поколений, овладение знаний о технике работы с цветными карандашами, фломастерами и гуашью , развитие индивидуальности, дарования и творческой способности ребенка. А также оно основывается на следующих современных педагогических подходах:
-
Содержательно - деятельностный, где деятельность учащихся предстает системой учебных действий и включением их в активную учебную и художественно - творческую деятельность;
-
Системно - комплексный - освоение многообразия выразительных средств и способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися;
-
Личностно ориентированный , при котором изобразительное искусство является культурным пространством для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.
В программу занятий кружка « Арт - студия » включены следующие основные виды художественно - творческой деятельности:
-
Ценностно - ориентированная и коммуникативная деятельность, способствующие обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, являющиеся основой изобразительной творческой деятельности.
-
Изобразительная деятельность включает практическую деятельность учащихся по освоению им знаний о изобразительном искусстве, данной технике и творческого характера, то есть создания собственных работ. Она предполагает закрепление уже освоенных и развитие новых художественно - графических умений и навыков учащихся, а также сознательное использование средств художественной выразительности в процессе создания собственных творческих работ.
-
Декоративно - прикладная деятельность - практическая деятельность учащихся учебного и творческого характера.
-
Художественно - творческая деятельность.
Планируемые результаты обучения
Ребята должны знать:
-
Основные виды и жанры изобразительного искусства;
-
Основы изобразительной грамоты - цвет, тон, колорит, пропорция, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;
-
Основные художественные приёмы работы с цветными карандашами, фломастерами и гуашью;
-
Технику создания работ цветными карандашами, фломастерами и гуашевыми красками ;
-
Значение и роль изобразительного искусства в мировой культуре.
Ребята должны уметь:
-
Различать виды и жанры изобразительного искусства;
-
Определять средства выразительности - линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция;
-
Анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства;
-
Применять художественные материалы - цветные карандаши, фломастеры , гуашь и изобразительные средства выразительности в своей творческой деятельности;
-
Выполнять работу в разных техниках по собственному замыслу, воображению и эскизу;
-
Строить тематическую композицию;
-
Оформлять выставки своих работ.
Ребята должны использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Восприятия и оценки произведений изобразительного искусства;
-
Самостоятельной творческой деятельности и создания собственных художественных работ.
Тематическое планирование курса
«Рисование цветными карандашами, фломастерами. Рисование гуашью»
№ п/п
Разделы и темы
Часы
Сроки
Рисование цветными карандашами.
6
1.
Художественные материалы и оборудование. Знакомство с карандашами. Штрихи.
1
2.
Переход цвета в цвет в одном слое.
1
Тонировка и растушёвка.
3.
Слои в карандашном рисунке.
1
Прозрачные и кроющие цвета.
4.
Открытие белого.
1
Трафареты, линейки и скотч.
5.
Карандашная пыль.
1
Рисование по рельефной поверхности.
6.
Цветная основа.
1
Рисование на наждачной основе.
Рисование фломастерами.
8
7.
Знакомство со своими фломастерами.
1
Толстая и тонкая линия.
8.
Линии полувысохшим фломастером.
1
Стержень сложной формы.
9.
Штриховка и тонировка.
1
Пуантеризм.
10.
Трафареты.
1
Слои.
11.
Сбрызгивание.
1
Рисование по влажной основе.
12.
Фломастеры как краски.
1
Штампы.
13.
Монотипия.
1
Рисование по рельефной поверхности.
14.
Цветная основа.
1
Смешанная техника и исправления.
Рисование на темы.
6
15.
Натюрморт. Букет нарциссов.
1
16.
Весенние зарисовки.
1
17.
Городской пейзаж.
1
18.
Художники на этюдах.
1
19.
Работа по представлению.
1
20.
Работа по представлению.
1
№ п/п
Разделы и темы
Часы
Сроки
Рисование гуашью.
6
21.
Авторский стиль. Полезные привычки.
Материалы и оборудование для работы с гуашью.
1
22.
Художественные приёмы. Равномерное окрашивание. Заливка.
1
23.
Жидкая гуашь. Стирание границ.
1
24.
Размывание. Сухая кисть
1
25.
Мазки. Гуашь по - влажному.
1
26.
Трафареты. Штампы.
1
Рисование на темы.
8
27.
Летний день.( Заливка, жидкая гуашь, сухая кисть ).
1
28.
Изображение цветов.(Мазки, равномерное окрашивание, стирание границ).
1
29.
Натюрморт с фруктами . (Мазки ).
1
30.
Морской пейзаж. ( Заливка, равномерное окрашивание, жидкая гуашь, стирание границ, сухая кисть ).
1
31.
Изображение животных .( Мазки, равномерное окрашивание , жидкая гуашь, стирание границ, сухая кисть).
1
32.
Портрет (Мазки, равномерное окрашивание, жидкая гуашь, стирание границ, сухая кисть).
1
33.
Абстрактный стиль. Смешанная техника.
1
34.
Мультипликационные образы. Анимация.
1