Факультативный курс Стили орнамента

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факультативный курс

«СТИЛИ ОРНАМЕНТА»

Пояснительная записка

Факультативный курс предназначен учащимся. Представляет собой занятия по Стилям орнамента.

Идея разработки такого курса возникла для того чтоб, помочь изучить актуальные для современности вопросы по теории стилей орнамента и оказать учащимся помощь в составлении орнаментальных композиций.

Орнамент является одним составляющих элементов в

художественной культуре. В нем отражается мировоззренческое представление и культура человечества определённой эпохи.

Основа орнамента сводится к материальным и утилитарным потребностям человека, в результате чего может вырабатываться потребительское отношение, бездумное использование.

Понимание искусство стиля орнамента - это историческое художественное искусство и воспринимать его следует как целостный организм, который постоянно существует в историческом времени и связан со всей культурой. Изучение данного курса позволяет окунуться в историческое время от «древнего мира» до «нового времени» и рассмотреть закономерные фазы становления орнамента внутри каждой культуры на основе изучения этапов исторического развития. Изобразительное содержание орнамента раскрывает содержательную связь: с религиозным воззрением, историческим событием, духовным внутренним миром, мифологическим представлением человечества, сохраняя целостного восприятия мира.

Теоретическая база изучения орнаментального искусства в отечественной и мировой науке очень слаба. В основном это литература описательного характера, либо иллюстрации, посвященные чисто формальному анализу, что не даёт полного представления о специфике орнаментального искусства.

Непонимание стиля орнамента ведёт к разностилице в орнаментальных композициях. В разработке данного факультатива не случайно взят период от древнего искусства до нового времени, так как художник гравер составляя свои композиции к художественной гравюре, очень часто использует элементы орнамента данных эпох, но, не сопоставляя, их со временем появления и традициям эпохи делает грубейшие стилистические ошибки.

Факультативный курс по «Стиля орнамента» даёт возможность учащимся систематизировать свои знания и познакомиться с мифологией, историческими памятниками, культурой определённой эпохи, живописью, стилями и видами орнамента.

Курс «Стили орнамента» приобщает к мировому и отечественному наследию, способствует развитию способности восприятия искусства, потребность общения с ним, развивает художественно творческое мышление и воображение.

Факультатив осуществляет Межпредметные связи с историей, литературой, основами изобразительного искусства, черчением.

Курс факультатива разделён на восемь разделов. Первый раздел представляет собой введение в искусство стилей орнамента. Далее разделы делятся по эпохам от древнего мира до нового времени. Курс обучения заканчивается интеллектуальной игрой, где учащиеся систематизируют и проверяют свой теоретические знания и практические умения в игровой форме. Занятие строится таким образом, что учащиеся повторяют теоретические сведения по истории, литературе и только после этого педагог знакомит с теорией о стилях орнамента. На каждом занятии отводится время на практическую часть, в которой учащиеся выполняют упражнения в рисовке элементов орнамента. Раздел изученной эпохи завершают практические занятия, где учащиеся составляют собственные композиции. В результате этого достигается полное восприятие цикла изучаемой эпохи, и приобретаются практические навыки.

Цель факультатива:

  • Формирование у учащихся целостное и многогранное представление о стилистике орнаментов в процессе повторения, ознакомления, анализирования, изучение эпохи в целом.

Задачи курса:

  • Ознакомить с основными эпохами периодов становления систем художественно образного видения мира;

  • Выявить и изучить стили орнамента конкретной эпохи.

  • Научить самостоятельному сравниванию разных по стилю и жанрам художественных произведений;

  • Научить работать с литературой по искусству;

  • Научить составлять орнаментальные композиции, не нарушая стиля;

  • Для осуществления поставленной цели ставятся следующие задачи: Обучающие:

  • Научить переносить приобретенные знания в учебный процесс.

  • Научить стилизовать формы предметов в соответствии с конкретным стилем эпохи.

Развивающие:

  • Развивать воображение, интеллект, сознание в процессе обучения.

  • Развивать способность к восприятию художественной культуры.

  • Развитие эстетического чувства, эмоций, образно - ассоциативного мышления и художественно - творческих способностей.

Воспитательные:

- Воспитание художественно - эстетического вкуса, потребности в освоении

ценностей мировой культуры.

Принципы курса факультатива

  1. Принцип гуманности и оптимизации.

Он заключается в требование к способности восприятии и отношения к искусству стилей орнамента как к ценности.

  1. Принцип наглядности.

Этот принцип является одним из главных, позволяющий воспринять картину прошлой и настоящей эпохи всего мира.

  1. Принцип доступности.

Принцип опирается на изученный материала по истории, литературе, основам изобразительного искусства, проектированию художественных изделий, личностный опыт, в результате чего осуществляется связь между изученным и новым материалом.

  1. Принцип систематичности.

Знания, которые получаются на занятиях, представляют собой систему взаимосвязи объектов реального мира и творимого.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КУРСЕ ФАКУЛЬТАТИВА

  1. Демонстрация - этот метод доминирующий на занятиях факультатива

Показ иллюстраций произведений искусств, орнаментальных композиций, является основным метод в занятиях.

  1. Словесный метод - (объяснение, рассказ, беседа, диалог).

Этот метод позволяет учащимся воспринимать теоретический материал, в результате чего строится общение - «словесное рисование».

  1. Анализ - позволяет подмечать, какие либо характерные признаки и высказывать своё личное мнение. Развивать интеллектуальный уровень учащихся.

  2. Метод опроса - позволяет выявить теоретическую базу знаний у учащихся, полученную на занятиях.

КОНЕЧНЫЙ ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате изучения курса факультатива учащиеся должны: Знать:

  • Стили и направления орнамента в мировой художественной культуре.

  • Характерные особенности орнаментальных композиций.

  • Причины появления стилей орнамента.

  • Символизм в стилистике орнаментальных композиций.

  • Проявление преемственности стилей орнамента.

  • Роль орнаментального искусства в художественной культуре.

  • Основные черты мировоззрения эпох от «древнего мира» до «нового времени».

Уметь:

  • Анализировать произведения искусства и орнаментальные стили.

  • Оценивать художественные особенности в произведениях искусства и орнаментальных композициях.

  • Высказывать собственные суждения о произведениях искусства.

  • Выполнять практически элементы орнамента.

  • Составлять орнаментальные композиции, используя теоретические знания по стилям орнамента.

  • Уметь вписать орнаментальные композиции в эскизные варианты для художественной гравюры.

Основной задачей факультатива «Стили орнамента» является выявление и изучения актуальных теоретических вопросов современной художественной культуры по истории стилей орнаментального искусства конкретно взятой эпохи.

Изучение факультатива позволит, опираясь на личный опыт учащихся, их познавательный уровень, на возрастные и индивидуальные особенности, осуществить связь нового материала с ранее изученным.











ТЕМАТИЧЕАКИЙ ПЛАН «СТИЛИ ОРНАМЕНТА»


Темы

Всего

Из них

те м

часов

лекции

Практ работ а

1

Введение

2

2

2

Орнамент Древнего мира (Египет, Месопотамия, Эгейский мир).

8

4

4

3

Орнамент античного мира (Древняя Греция, Древний Рим).

7

3

4

4

Орнамент Византии и европейского Средневековья (Византия, Кельтский орнамент, Романский мир, Готика, Древнерусский орнамент).

11

5

6

5

Орнамент Арабо-мусульманского мира.

4

2

2

6

Орнамент стран востока (Индия, Япония, Китай).

5

3

2

7

Орнамент Нового времени (Ренессанс, Барокко, Рококо, Классицизм, Ампир, Модерн).

12

6

6

8

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

50

25

25




Программа

Тема 1. Введение.

Роль искусства в жизни человека, в развитии человеческого общества и стилизации окружающей действительности. История возникновения орнаментального искусства. Выражение загадочных образов, композиций и ритмов. Рассмотрение внутренней преемственной взаимосвязи явлений лежащей в основе истории орнамента. Изменение орнамента вследствие изменения внутренних процессов культуры.

История и эволюция, понятие «культура». Виды культуры: материальная и духовная. Художественная культура как один из блоков системы культуры.

Теория происхождения искусства. Периодизация. Стили и художественные направления в искусстве. Понятие «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Виды искусства: пространственные (скульптура, архитектура, живопись, графика); пространственно-временные (театр, кино); временные (литература, музыка).

Природа и специфика орнамента. Мифологичность древнейшего предметного мира. Генетическая взаимосвязь вещи и орнамента. Выражение вещи с нанесенной на нее орнаментальной композиции для древней культуры. Виды основных универсальных мотивов. Связь универсальных мотивов композиции с мировоззренческими понятиями древнейших культур. Смысловая основа взаимосвязи универсальных мотивов и композиции в орнаменте.

Композиции орнаментального искусства. Ритм в орнаментальной композиции. Связь мотива и композиции в художественном орнаментальном образе.

Специфичность орнаментального искусства в сравнении с изобразительным искусством. Специфичность декоративного искусства по сравнению с народным творчеством. Художественный стиль и проявление" его в орнаменте.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Принцип природы и специфики орнамента?

  2. Генетическая взаимосвязь вещи и орнамента?

Тема 2. Орнамент Древнего мира.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Первобытная культура. Роль мифа в культуре. Периодизация, понятие синкретизма, ранние формы религии. Древние образы и символы. Первобытная магия. Зарождение архитектуры и её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Пространственно временная культура (театр, музыка, танец). Эволюция пещерных росписей от палеолита к неолиту: Альтамира, Ласко, Каповая пещера. Типы мегалитических сооружений. Анонимность художественного творчества в первобытную эпоху.

Общие черты развития Древнего Египта, Месопотамии, Эгейского мира. Значение и неизменность канона - предмета вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурных памятниках, рельефов и фресок, украшений одежды).

Египет - Открытие древнеегипетской цивилизации учёными XIX в. Загадки иероглифов. Зооморфные божества - покровители древних египтян. Связь письменности и орнамента в древнеегипетской культуре. Египетские пирамиды. Сфинкс - символ вечности в искусстве. Города мёртвых и живых - архитектура. Скульптура и живопись. Связь письменности и орнамента в культуре. Особенности орнамента на стадии его развития. Основные элементы орнамента и смысловое содержание. Специфические мотивы древнеегипетской культуры. Виды египетских композиций.

Месопотамия - декор архитектурных сооружений I тысячелетия до н.э. Клинопись - письменность Месопотамии. Украшение утвари и одежды. Смысловые корни, лежавшие в основе эламской орнаментики. Художественные особенности. Связь орнамента Месопотамии с древнеегипетскими традициями. Вклад культуры Месопотамии в мировую орнаментику. Виды орнамента.

Эгейский мир - Эгейская культура в двух проявлениях: крито - минойский и микенский мир. Каноничность художественной системы. Сравнительная характеристика крито-микенского и минойского декора. Религиозные представления. Скульптура, архитектура, живопись Крита. Минойский декор - принцип индифферентного отношения к плоскости украшения. Высокий уровень эстетизации во всех сферах жизни - бытовой, ритуальной, художественной. Специфика эгейской художественной культуры как сравнение с другими древними культурами. Содержательно - мифологическое и образно - поэтическое начало в Эгейском искусстве. Мотивы эгейской орнаментики и их содержательный смысл.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Выполнение упражнений - в рисовке элементов орнаментов. Составление орнаментальных композиций. Выбор цветового сочетания орнамента. Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова взаимосвязь письменности и орнамента в древней культуре?

  2. В чем заключается содержательно-мифологический смысл основных композиций древнего орнамента?

Тема 3. Орнамент античного мира (Древняя Греция, Древний Рим).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

История развития культуры данного этапа. Мифы и легенды исторического развития.

Греция. Античность - смысловое понятие. Мировосприятие и мировоззрение человека в период развития культуры. Культура древней Греции. Периодизация. Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Греческая мифология и её отражение в искусстве и литературе Древней Греции. Синтез искусств в театре. Всемирно - историческое значение художественной культуры. Архитектура: ордерная система; типы храмов; идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественно и культурного центра греческой цивилизации. Мастера: Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп.

Отличительное смысловое содержание древнегреческой классической орнаментики от древнеегипетской и ассиро-вавилонской орнаментики. Основные мотивы греческой орнаментики, заимствованные в более ранних культурах. Главные художественные достоинства древнегреческой орнаментики.

Возникновение мотива овов - киматиева и аканфа. Признаки декаданса на примере декора апулийских ваз.

Древний Рим - История римского искусства как два этапа: «доримский» период; период Римской империи. Светская культура в эпоху римского периода. Периодизация. Сакрально- мифологические идеи в росписи сосудов. Значение церкви в культуре; схоластика, догма. Сущность взаимоотношений «бог - мир». Антиорнаментика, заимствованная из греческого и ориентального мира образов. Аскетизм, простота быта и нравов - эталон римской культуры на раннем этапе развития. Тенденции развития искусства под греческим, а затем восточным влиянием. Характеристика декоративного искусства этрусков и его роли в формировании римского декора. Смысловые отличия римского декора от орнамента предшествующих древних культур. Инкрустационный и архитектурный стиль. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон - «храм всех богов». Колизей - величественная зрелищная постройка Рима. Греко- римский орнамент. Канделябровый стиль. Помпезность и эклектичность интерьерного декора. Приобретение римским декором - живописности, колористичности, третьего измерения, пластической объёмности, натуралистичности. Композиционное качество в римском декоре симметричность, повсеместное выделение центра, постоянно обыгрывание мотива трехчастной композиции. Реализм в римском декоре. Орнаментальные композиции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Упражнение в копировании элементов орнаментальных мотивов. Обрабатывание умений в изображении симметричных и ровных элементов. Идейная разработка формы посуды и составление орнаментальной композиции.

Вопросы для самоконтроля:

1 .Дать сравнительную характеристику орнамента античного мира?

2. Специфика искусства античного мира?

Тема 4. Орнамент Византии и европейского Средневековья (Византия, Кельтский орнамент, Романский мир, Готика, Древнерусский орнамент).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Средневековая западно - европейская культура. Периодизация. Роль христианского учения в жизни средневекового человека. Значение церкви. Рыцарские замки как источник светского начала в искусстве, кодекс рыцарства. Народная культура - доминирующий пласт средневековой культуры.

Ведущие стили в искусстве: романский стиль, готика, звериный стиль.

Византия - Значение культуры Византийской империи. Новый духовный мир. Христианская символика в орнаменте Византии. Архитектура Византии .Собор Святой Софии в Константинополе как идеал божественного мироздания в восточном христианстве. Цель украшения храма - служение богу. Изобразительное искусство. Восточная насыщенность, изобильность, пышность, резная монохромность в композиции орнамента. Мозаичный декор из декоративных камней. Композиционные особенности орнамента. Коренное отличие византийской культуры от культуры древнего мира и проявление этого в орнаменте. Главные стилистические черты орнамента Византии. Особенности текстильного орнамента Византии

Кельтский орнамент - Кельтские племена. Зависимость кельтов от Рима. Сохранение кельтской культуры в районах Ирландии, Британских островах. Собственное существование кельтского орнамента - явление языческой, дохристианской культуры. Плетеные орнаменты. Магические легенды древних кельтов. Специфика мировоззрения древних кельтов в орнаментике. Основные черты стилистики кельтского орнамента. Универсальные символы в мотивах - свастик, меандр, спираль; формулы круг-крест-квадрат, трехчастные композиции.

Романский мир - Основные типы архитектурных построек (замок - крепость, храм-крепость). Синтез скульптуры и архитектуры. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Влияние междоусобных войн и католического храма в образование стиля. Гигантизация орнамента, как изображаемое взаимодействие через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство. Романский каменный декор. Предшествующие декоративные традиции, которые легли в основу орнамента. Влияние кельтского компонента на романскую стилистику. Способы построения композиций.

Готика - Смысл термина «готика», история возникновения. Типы построек, городской собор и его функции. Готический собор как образ мира. Синтез скульптуры и архитектуры в готике на примере собора в Руане (Франция). Значение архитектуры в формировании новых мотивов готического орнамента. Соразмерность форм - отражение христианского мировоззрения. Чудо западноевропейского средневековья - витраж. Основные черты мировоззрения эпохи готики, ставшие основой в стилистике её декора. Новые виды декора, возникшие в эпоху готики. Исторические традиции, на которые опирается орнамент. Выражение в стиле орнамента пламенеющей готики. Черты готики в стиле текстильного орнамента.

Древняя Русь - Истоки русской культуры. Искусство скифов и сарматов. Основной вид художественной деятельности - прикладное искусство. Русь в период язычества. Древнейшие верования и божества (звериные, человекоподобные, древний пантеон). Поселения древних славян, образы русских городов. Русские языческие праздники, причины их бытования в культуре. Прикладное искусство. Преемственность византийских традиций в архитектуре и живописи. Древнерусский крестово-купольный тип храма его символика, система росписей. Храм Софии киевской и его декор. Русская иконопись и её каноны.

Появление письменности и формирование письменной культуры. Специфика художественного мышления в искусстве письма. Архитектура Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества и их характерные особенности. Ансамбль Московского Кремля. Коренное отличие древнерусской художественной культуры от западноевропейского. Основные стилистические особенности орнамента. Виды культурных традиций, на которые опирается орнамент. Виды орнаментов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Упражнение в рисовке средней сложности элементов орнаментов. Создание орнаментальных композиций для объемных изделий художественной гравюры. Разработка колорита.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные мотивы и композиции Орнамент Византии и европейского Средневековья (Византия, Кельтский орнамент, Романский мир, Готика, Древнерусский орнамент)?

  2. В чём состоит принципиальное отличие смыслового содержания Орнамент Византии и европейского Средневековья.

Тема 5. Орнамент арабо-мусульманского мира.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Исторические корни и значение исламского искусства. Религиозное мировоззрение. Политическое объединение племен арабов-кочевников. Исламизация громадной территории - от Испании на Западе до Персии на Востоке. Основные особенности мировоззрения арабо-масульманского мира, которые легли в основу орнамента. Характеристика арабо-масульманского орнамента. Специфика взаимосвязи орнамента и письменности. Особенности книжного декора. Виды орнаментов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Упражнение в рисовке элементов орнамента. Создание орнаментальных композиций по типам орнаментов: арабеск, ислими, гирих.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные особенности мировоззрения арабо-мусульманского мира, легшие в основу орнамента?

  2. Охарактеризовать особенности книжного декора арабо-мусульманского мира?

Тема 6. Орнамент стран востока (Индия, Япония, Китай).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Основные этапы развития культуры. Общественные, идейно-эстетические, социально-политические, этические основы.

Индия - «страна чудес». Самобытность художественной культуры. Отражение религиозно - мифологической картины мира в духовной культуре. Шедевры индийского зодчества. Синтез архитектуры и пластики, нашедшей воплощение в общей композиции ансамбля. Основные сюжеты рельефов и круглой пластики. Искусство живописи. Миниатюрные книжные иллюстрации. Возникновение и развитие музыкальной культуры. Ритуалы и символы, традиций прошлого. Космологические и природные символы. Линейный орнамент - меандр. Характерные черты китайского искусства: - любовь к цвету,

  • красивый материал,

  • развитое чувство ритма,

  • тенденция динамизма,

  • стилизация,

  • преобладание темы природы над темой человека,

  • тщательность исполнения,

Символы, используемые в орнаменте. Новый вид орнамента в эпоху «Воюющих царств» (Х1-Ш вв. до н.э.)

Япония - Страна восходящего солнца. Своеобразие художественной культуры. Шедевры архитектуры и собственный стиль. Садово-парковое искусство. Мастера японской гравюры. «Укиё-э» - значительное явление в изобразительном искусстве. Главная задача японских художников в изобразительном искусстве. Скульптура нэцкэ и её традиции. Развитие декоративно прикладного искусства под влиянием Китая и Индии. Преобладание мотивов в декоре. Виды орнаментации в декоре.

Китай - Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Основа китайской культуры - Космологизм. Характерные особенности зодчества и его связь с окружающей природой. Типы архитектурных сооружений: пещерные храмы и пагоды, роскошные дворцовые комплексы императоров, Великая Китайская стена. Скульптура. Связь живописи с поэзией. Многообразие жанров: пейзаж, портрет, историко-бытовая живопись. Декоративный стиль в эпоху Гуптов. Мотивы орнамента этого периода.

Особенность орнамента любовь к реалистическим композициям. Главный объект декора - человек. Индийская керамика. Роспись, применяемая в росписи сосудов. Декоративные мотивы росписи мебели. Узоры в индийских тканях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Выполнение зарисовок орнаментальных мотивов и сюжетов. Разработка эскизного варианта тарели.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризовать основные стилистические черты художественной культуры?

  2. Трансформации мотивов и композиций?

Тема 7. Орнамент Нового времени (Ренессанс, Барокко, Рококо, Классицизм, Ампир, Модерн).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Новое время - совершенно иной тип светской культуры. Гуманистический характер культуры. Творческая переработка античного наследия с соответствующими требованиями эпохи. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Идеал красоты в живописи. Развитие региональных школ и стилей. Народные истоки, жанровое своеобразие.

Ренессанс - Мистика и реальность. Рассвет искусства на Нидерландской почве. Черты мировоззрения Ренессанса. Мотив архитектурной арки. Основные композиционно - ритмические параметры. Принципы построения композиции. Стилистические черты культуры Ренессанса. Мировоззрение в орнаменте. Взнос Ренессанса в формирование европейской орнаментики. Взаимоотношение изобразительного и орнаментального искусства. Трансформация мотивов и композиций орнамента. Текстильный орнамент.

Барокко - Повторение направления развития античности: от собственной высокой классики - к перегруженному изобилию и одновременно манерному позднему Ренессансу. Процесс возникновения стиля. Монументально- декоративная живопись, её праздничный блеск и бурный накал страстей, неукротимой энергии и динамики. Главные темы живописи: торжество Божественной справедливости и православия на небесах Христа; Богоматерь, святые; античные аллегорические сюжеты. Черты преемственности стилей Ренессанса и барокко. Основные черты. Особенности стиля фламандского барокко и его проявление в орнаменте. Особенности текстильного орнамента барокко.

Рококо - Главные темы стиля рококо. Мироощущение абсолютизма. Мифологические сюжеты и образы. Стили живописи. Излюбленные темы и объекты изображения. Колорит рококо. Стиль «рокайля» и процесс возникновения. Особенности европейской культуры периода позднего абсолютизма, породившей стиль рококо. Влияние внешних факторов на влияние стиля рококо. Характерные стилистические особенности орнамента. Текстиль декора рококо.

Классицизм - Принцип материально-художественной культуры. Обращение к античным и библейским сюжетам. Классицизм в изобразительном искусстве и архитектуре. Мотивы декора. Классицизм конца XVIII в. Основные фазы существования: «королевская», «директории». Причины возникновения стиля. Преемственность стилей рококо и классицизма. Виды орнамента.

Ампир - Стиль в архитектуре первой половины XIX в. ( А.Захаров, А.Воронин, К.Росси). Скульптура первой половины XIX в. (Б. Клодт, Орловский). Русская живопись первой половины XIX в. (О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, А. Иванов). Критический реализм П. Федотова. Причины трансформации стиля классицизма в ампир. Особенности культуры наполеоновской Франции, отразившийся в стиле. Отличия стиля ампир от классицизма и его проявление в орнаменте. Стилистические признаки орнамента. Стилистические особенности русского орнамента.

Модерн - Мировоззренческие идеи. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Интерес художников к традициям Японии и • экзотике Востока. Функциональная ориентация стиля на использование и применение в быту. Причины возникновения стиля. Мировоззрение символизма в стилистике модерна. Преемственность модерна к готики. Культурно- исторические традиции, которые легли в основу стиля модерн. Отличие модерна от предшествующих европейских стилей. Основные стилистические черты и проявление в декоре. Отличие заподно-европейского модерна от русского. Культурные традиции, на которые опирается модерн.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Рисовка элементов стилей. Составление композиций, свойственных каждому стилю. Разработка изделий художественной гравюры.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем проявляются черты преемственности стилей?

  2. Каковы особенности стилей?

Тема 8. Итоговое занятие.

Заключительное занятие. Интеллектуальная игра «путешествие в мир стиля».

© 2010-2022