Рабочая программа по ИЗО 1 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Балезинская средняя общеобразовательная школа № 5»»


«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_______________Т.В. Котегова

«____»____________201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________М.В.Васильева

Приказ № ___ от «___»________

201___ г.




Рабочая программа

По предмету: Изобразительное искусство.

Класс: 1- Б, В, Г

Учитель Главатских Е. А

Количество часов по программе: 34









п. Балезино

2015 год

1. Пояснительная записка.


1.1. Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского.

« Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобразования науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

1.2. Преподавание ведется без учебников, так как учебники не соответствуют авторам программы.

1.3. В общем количестве часов изменений нет, так как полное соответствие с Примерной базовой программой.

1.4. Преподавание ведется на творческом уровне.

1.5. Основная форма организации образовательного процесса традиционная классно-урочная. Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же элементов современных образовательных технологий:

здоровьесберегающие технологии, элементы проблемного обучения, игровые технологии.

С использованием следующих форм работы, таких как беседа, рассказ, демонстрация, упражнения. Методов: проблемный метод, развивающее обучение, информационно-комуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод.

1.6. Виды и формы контроля: практическая работа, проектная деятельность. Оценивание учащихся происходит при помощи отметок (пятибалльная шкала)

1.7. Цель обучения: Создание условий для достижения результатов, предусмотренных ФГОС.

1.8. Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.























2. Общая характеристика учебного предмета.


Наименование раздела

Всего часов

Проектная деятельность

1

Ты учишься изображать

9 часов

9 часов

2

Ты украшаешь

8 часов

8 часов

3

Ты строишь

11 часов

11 часов

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6 часов

6 часов

Итого:

34

34

3. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в 1 класс отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю.

4. Принцип ценностных ориентиров

Предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Содержание учебного курса.

Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

Ты учишься изображать - 9 час.

Изображения, красота всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура.

Художники и зрители (обобщение темы).Художественный музей.

Ты украшаешь-8 час.

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь- 11 час.

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Форма и конструкции природных домиков.

Дом снаружи и внутри.

Внутреннее устройство дома.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Прогулка по родному городу.

Изображение, украшение, постройки всегда помогают друг другу -6 час.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны. Праздник птиц.

Разноцветные жуки.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).





































6. Календарно-тематическое планирование.


№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности

Календарные сроки

Фактические сроки

Ты учишься изображать (9часов)


1

Изображения, красота всюду вокруг нас.

1 час

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Г-01.09.15

В,Б-02.09.15


2

Мастер Изображения учит видеть

1 час

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Г-08.09.15

В,Б-09.09.15


3

Изображать можно пятном

1 час


Г-15.09.15

В,Б-16.09.15


4

Изображать можно в объеме.

1 час


Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Г-22.09.15

В,Б-23.09.15


5

Изображать можно линией

1 час

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Г-29.09.15

В,Б-30.09.15


6

Разноцветные краски

1 час

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Г-06.10.15

В,Б-07.10.15


7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

1 час

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Г-13.10.15

В,Б-14.10.15


8

Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура.

1 час

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Г-20.10.15

В,Б-21.10.15


9

Художники и зрители (обобщение темы). Художественный музей.

1 час

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Г-27.10.15

В,Б-28.10.15


Ты украшаешь (8 часов)


10

Мир полон украшений.

1 час

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Г-10.11.15

В,Б-11.11.15


11

Цветы

1 час

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Г-17.11.15

В,Б-18.11.15


12

Красоту надо уметь замечать

1 час

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Г-24.11.15

В,Б-25.11.15


13

Узоры на крыльях. Ритм пятен

1 час

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

Г-01.12.15

В,Б-02.12.15


14

Красивые рыбы. Монотипия

1 час

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приёмы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

Г-08.12.15

В,Б-09.12.15


15

Украшения птиц. Объемная аппликация

1 час

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материла, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Г-15.12.15

В,Б-16.12.15


16

Как украшает себя человек

1 час

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Г-22.12.15

В,Б-23.12.15


17

Мастер украшений помогает сделать праздник

1 час

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Г-12.01.16

В,Б-13.01.16


Ты строишь (11 часов)

18

Постройки в нашей жизни

1 час

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

Г-19.01.16

В,Б-20.01.16


19

Дома бывают разные

1 час

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома.Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).



Г-26.01.16

В,Б-27.01.16


20

Домики, которые построила природа

1 час

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Г-02.02.16

В,Б-03.02.16


21

Форма и конструкции природных домиков

1 час

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Г-09.02.16

В,Б-10.02.16


22

Дом снаружи и внутри

1 час

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Г-16.02.16

В,Б-17.02.16


23

Внутреннее устройство дома

1 час

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Г-24.02.16

В,Б-25.16


24

Строим город

1 час

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома,

Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.



25

Все имеет свое строение

1 час

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации



26

Строим вещи

1 час

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий



27

Город ,в котором мы живем (обобщение темы)

1 час

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.



28

Прогулка по родному городу

1 час

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.



Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов)

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

1 час

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.




30

Праздник весны. Праздник птиц

1 час

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные формы

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.



31

Разноцветные жуки

1 час

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.



32

Сказочная страна

1 час

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.



33

Времена года

1 час

Учиться видеть поэтическую картину мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Овладеть приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладеть навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.



34

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

1 час

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).




7. Результаты изучения курса.

Предметные результаты.

Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

  1. В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеяз своего региона;

  2. В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер; эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

  3. В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности

  4. В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики)

Метопредметные результаты.

Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются :

  1. В умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

  2. В желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;

  3. В активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоении содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.)

  4. В обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

  5. В умении организовывать самостоятельную художественно-ьворческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  6. В способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Личностные результаты:

  1. Достижение эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру ( семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений и искусства и явлений окружающей жизни;

  2. Способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственно-художественной деятельности;

  3. Достижения навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

9. Учебно-методического обеспечение образовательного процесса.

Список литературы (основной)

  1. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство 1 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

Список литературы (дополнительный)

1. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009

  1. Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 1 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007


10. Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.


ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on - line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Б-Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 1-4 классы

Картины.

Художники.

Работы учащихся.

Фотографии.

Проекты учащихся.



© 2010-2022