- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тема «Передача симметрии и асимметрии в композиции». ( с презентацией)
Тема «Передача симметрии и асимметрии в композиции». ( с презентацией)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бугаева Н.В. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема «Передача симметрии и асимметрии в композиции».
Автор: Бугаева Надежда Васильевна
Учитель изо и черчения
Б.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заостровская средняя общеобразовательная школа».
Почтовый адрес: 163515 д. Рикасово, Приморского района, Архангельской области.
Контактный телефон: 89116855371
Проект учебного занятия по изобразительному искусству в 6 классе.
Тема: «Передача симметрии и асимметрии в композиции».
Пояснительная записка
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.
В современных условиях требуется подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее использовать.
Педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е благодаря его возможностям.
Одним из очевидных достоинств урока с использованием ИКТ является усиление наглядности.
Основные требования к предъявлению наглядности:
-
узнаваемость
-
динамика
-
продуманный алгоритм видиоряда изображений
-
оптимальный размер и количество.
На уроках изобразительного искусства используются компьютерные презентации, которые позволяют представить большой объем информации в короткое время. Это помогает структуировать материал, показать его в обобщенном виде.
Актуальность применения ИКТ на уроках ИЗО облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию желания и умения учиться, дает возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности.
Тип урока: сообщение учащимся нового материала с мультивидийной поддержкой, закрепление пройденного материала.
Структура урока:
-
Вступительное слово учителя (5 минут).
-
Представление темы в виде презентации (15 минут).
-
Творческая работа (20 минут).
Подведение итогов. Оценивание работ учеников (5 минут).
Слайд 1. Тема: «Передача симметрии и асимметрии в композиции».
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие движения в пространстве, усвоение учащимися понятия «симметрия».
Уметь:
-находить симметричные и асимметричные объекты в окружающем мире;
-в комплексе применять полученные знания.
Развивающие: приобретение навыков работы с большими объемами информации;
Совершенствовать память и умение образного сравнения.
Уметь:
-видеть проблему и наметить пути ее решения.
-кратко излагать свои мысли устно.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного;
Воспитание творчества.
Цели: построение симметричных и асимметричных композиций;
Развитие пространственного мышления. (слайд 2)
Возраст: 12-13 лет (6 класс).
Продолжительность занятия: 45 минут.
Оформление и оборудование:
-
ПК
-
Экран
-
Репродукции картин
-
Наглядный материал.
Ход урока:
Вступление. Сегодня наш разговор пойдет о построении симметричных и асимметричных композиций. Давайте вспомним определение симметрии и асимметрии. ( СЛАЙД 3)
«Симметрия»-греческое слово, и означает в буквальном переводе-соразмерность.
«Асимметрия»-отсутствие соразмерности в композиции.
Симметрию изучают в философии, астрономии, математике, физике, химии, медицине и биологии.
Мы же рассмотрим это понятие с точки зрения ее художественной выразительности.
(Слайд 4). Симметрия в природе и жизни- это строение цветка, бабочки, орнамента, техники (самолет, вертолет…). Интересна объемная симметрия кристаллов, пространственных моделей атомов, молекул.
(Слайд 5). В изобразительном и декоративном искусстве симметрия является одним из средств создания гармоничной структуры произведения.
(Слайд 6). Но в разные исторические периоды отношение симметрии и асимметрии было неоднозначным. Асимметрические композиции часто бывают совершенны, как и симметричные.
(Слайд 7). Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики и современные.
(Слайд 8). Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Обратите внимание на знаменитую картину Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Эта картина находится в картинной галерее в Дрездене.
Образ Марии - серьезно и печально смотрит она в даль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты.
Вот такое построение по законам симметрии позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
(Слайд 9). Люди и предметы.
В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.
(Слайд 10). Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например: симметрично устроены фигуры человека, снежинки и т. д.
(Слайд 11). Васнецовские « Богатыри».
« Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде- примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого»- так объяснял сам художник содержание своей картины.
Картина особенно близка именно русскому человеку, понятны каждому, кому дорога свобода родной земли, кому близки образы ее защитников.
Здесь симметричная композиция устойчивая, левая и правая половины уравновешены.
(Слайд 12, 13). В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны. (Брейгель. Картина с охотниками).
(Слайд 14.15). Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.
(Слайд 16). Физкультурная минутка:
Будь зеркальным отраженьем-
Повторяй мои движенья.
На раз- присяду я, согнусь.
На два- я встану, потянусь.
На три на стул присяду я.
Разминочка окончилась моя.
(Слайд 17). Задания.
(Слайд 18, 19).
-
Найди подходящую правую часть робота.
(Слайд20, 21).
Построить зеркальное отражение предложенной фигуры, ее вторую половинку относительно оси симметрии.
(Слайд 22).
-
Составить симметричные и асимметричные композиции, основываясь на одинаковых геометрических элементах.
(Слайд 23). Волшебные загадки.
Два кольца, два конца,
А посередине- гвоздик.
(Можно ли назвать ножницы симметричной фигурой? Почему?)
(Слайд 24). Хвост на дворе.
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
(Можно ли назвать ключ асимметричной фигурой? Почему?)
(Слайд 25). На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?......
(Можно ли назвать стрекозу насекомым, у которого имеется ось симметрии?)
Практическая работа.
Составить симметричную композицию из предметов быта.
Подведение итогов работы, оценка рисунков учащихся.
Методические рекомендации к проведению урока:
- каждому изображению должно сопутствовать словесное пояснение.
- самостоятельная работа учащихся, связанная с активным мышлением, развитием способностей, с повышением интереса к данной теме, должна быть в центре внимания учителя.
- при объяснении нового материала, можно сочетать несколько методов- рассказ, беседа, демонстрация слайдов, практические задания.
- использование презентации.
Литература:
-
Журнал «Искусство». 2006
-
Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство». Учебник 6 класс. М. Просвещение .2009
-
В.С.Кузин. Э.И.Кубышкина. « Изобразительное искусство» 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа» 1995.